Доклад на педагогическом совете Актуализация знаний и создание проблемной ситуации на уроках в начальной школе (в условиях реализации ФГОС).


Актуализация знаний и создание проблемной ситуации на уроках в начальной школе(в условиях реализации ФГОС). Степанова Татьяна НиколаевнаУчитель начальных классовМБОУ «Новомирская ООШ» Актуализация знаний и создание проблемной ситуации на уроках в начальной школе Приемы создания проблемной ситуации«Классические»«Сокращенные»1. Проблемная ситуация «с удивлением».2. Проблемная ситуация «с затруднением».1. Побуждающий диалог от проблемной ситуации.2. Подводящий к проблеме диалог.«Мотивирующие»1. Сообщение темы урока с использованием приема «яркое пятно».2. Демонстрация непонятных явлений. Урок русского языка.Напишите слова под диктовку: деревья съехал воробьи объявил - Сравним полученные результаты .Слова вы написали по-разному. Почему? Унас получились разные ответы, потому что мы не знаем как доказать выбор Ъ или Ь. Так чему будем учиться на уроке? Какова цель? Урок математикиЦель: ввести скобки как средство обозначения порядка действий.Учащиеся выполняют вычисления двумя способами, приводящим к одинаковым выражениям, но различным результатам.8-3+4=9. 8-3+4=1.– Что вы замечаете?– Выражения в левой части обоих равенств одинаковые, а их значение, разные.– Почему получились разные ответы?– Сравните выражения. Чем они похожи? Чем отличаются?– Какое действие выполняли первым в 1 выражении, какое вторым?(Дети устанавливают, что разные ответы получились из-за порядка действий.)– Как вы определите цель нашего урока?Пример приема «с удивлением» Пример приема «с затруднением» Перед учителем стоит задача создать ситуацию, в которой дети обнаружат неизвестное. Эта задача решается подбором задания с новым знанием.Уроки математики « Новая единица массы центнер и тонна. Преобразование величин» ; 10 см - ... мм 6 см - ... мм 7см…- мм1дм - …см Тема:  Сложение и вычитание с переходом через десяток.3+5= 7+3=2+7= 4+4=5+2= 7+6=– Почему вы не можете решить последний пример? (Мы не можем сложить, получается больше 10.) Чему будем учиться на уроке? Окружающий мир. Тема: Кто такие звери и птицы. На доске: камбала, утка, ерш, синица, щука, медведь-Поместите в аквариум только рыб. Кто такие рыбы? Назовите основной признак рыб? Что оказалось лишним? Почему? А если они не рыбы, то кто? У нас получились разные мнения и сегодня попробуем ответить на этот вопрос. Какая же тема нашего урока? Русский язык. Тема: Знакомство со словами, отвечающими на вопрос какой?... Дом, вишнёвый, золотой, стол, лампа, большой, цветок, солёный-Разделите на две группы, обоснуйте свой выбор. На какой вопрос отвечают слова первого столбика?-Что скажите про слова второго столбика? Почему их объединили? На какой вопрос они отвечают? Так о чём же мы будем говорить на уроке? Пример приема «побуждающего от проблемной ситуации диалога»Тема: Правила переноса Помогите составить предложение.солнца яркие цветы любят первые лучи весенниеЗапись на доске: Первые весенние цветы любят яркие лучи солнца. (слово яркие не вмещается) Что же делать? Варианты детей: Я-ркие ярки-е яр-кие ярк-ие (ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ) Литературное чтение. Тема: Как найти настоящих друзей»Ребята, пословицы «рассыпались», нужно их собрать Нет друга - ищи, а нашел – береги.Не имей сто рублей, а имей сто друзей.Для дружбы нет расстояний.  О чём эти пословицы?Какая тема их объединяет? Какие пословицы о дружбе вы знаете?С кем можно дружить?Зачем нужна человеку дружба?О чём мы будем говорить на уроке? Пример приема «подводящего диалога»Подводящий к теме диалог – цепочка вопросов и заданий, которые приведут учащихся к формулированию темы  Русский язык. Тема:«Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода».мяч дочьшалаш печькамыш мышь Урок математики.Тема: Числовой отрезок.– В одном большом – пребольшом городе жил маленький Паровозик. Дома все его любили, и Паровозику жилось хорошо. Только одна беда у него была – не умел он считать, не умел складывать и вычитать числа. И вот тогда старый Умный Паровоз посоветовал ему отправиться в путешествие и переименовать станции, которые Паровозик будет проезжать.– Ты построишь, – сказал Умный Паровоз, – волшебный отрезок, который называется «числовым отрезком» (учебная проблема). Он станет твоим верным другом, и помощником и научит решать даже самые трудные примеры.Пример мотивирующего приема «яркое пятно» Урок окружающий мирТема: Равновесие в природе.Сказка.-Жили растения и животные вместе дружно много лет. Но однажды нашли огромные весы, которые потерял человек, и стали взвешиваться, кого же больше? Как вы считаете, кто из них главнее и важнее на планете. Так и поссорились и разошлись в разные стороны. Что случилось дальше? Что мы должны сделать на уроке?(детьми выводится тема урока) А как нам всё это выяснить? Тема урока: «Новый год» Ваши Варианты ?Практическая работа…