ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ «Формирование и развитие универсальных учебных действий на уроках математики при реализации основной образовательной программы ООО»


«Формирование и развитие универсальных учебных действий на уроках математики при реализации основной образовательной программы ООО» Байрамова Елена Николаевна учитель математикиМБОУ «СШ № 7» города Смоленска2015 – 2016 учебный год Конфуцианская мудрость «Ум проявляется не в ответах, а в вопросах. То, что я показал Вам уже начало забываться. Учитель значит ни так уж и много, но те, кто задают вопросы, могут найти и ответы» Умение оценивать свои и чужие поступки, стремление к созидательной деятельности Умение добывать, преобразовывать и представлять информацию Умение донести свою позицию, понять других, договориться, чтобы сделать что-то сообща Умение организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат ЛИЧНОСТНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ Основные виды УУД Виды УУД Содержание Виды заданий Самоопределение:мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личностиСмыслообразование:«какое значение, смысл для меня учение», и уметь находить ответ на негоНравственно-эстетическое оценивание:Оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор Участие в проектах Подведение итогов урока Творческие задания Мысленное воспроизведение картины ситуации Самооценка события Дневники достижений Виды УУД Содержание Виды заданий Целеполагание:Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно;Планирование:Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;Прогнозирование:Предвосхищение уровня результата усвоения, его временные характеристикиКонтроль:В форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отличий;Коррекция:Внесение необходимых изменений в план в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;Оценка:Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и того что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;Волевая саморегуляция:Способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию– к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий Преднамеренные ошибки Поиск информации в предложенных источниках Взаимоконтроль «Ищу ошибки» Виды УУД Содержание Виды заданий Общеучебные:Формулирование познавательной цели; Поиск и выделение информации; Знаково-символическое моделирование;Логические:Анализ с целью выделения признаков(существенных, не существенных); Синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; выбор оснований и критериев для сравнения, классификаций объектов; Подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; Выдвижение гипотез и их обоснование;Действия постановки и решения проблем:Формирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Следует помнить, что при формировании познавательных УУД необходимо обращать внимание на установление связей между вводимыми учителем понятиями и прошлым опытом детей, в этом случае ученику легче увидеть, воспринять и осмыслить учебный материал. «На что похоже?» Поиск лишнего «Лабиринты» Упорядочивание «Цепочки» Хитроумные решения Составление схем-опор Работа с разного вида таблицами Составление и использование диаграмм Виды УУД Содержание Виды заданий Планирование:Определение целей, функций участников, способов взаимодействия;Постановка вопросов:Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;Разрешение конфликтов:Выявление, идентификация проблемы поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;Управление поведением партнера, точно выражать свои мысли:Контроль, коррекция, оценка действий, умение достаточно плотно и точно выражать свои мысли; Составь задание партнеру Отзыв на работу товарища Групповая работа по составлению кроссворда «Отгадай о ком говорим» Диалоговое слушание «Подготовь рассказ…» «Опиши устно..» «Формы организации учебной деятельности, направленные на формирование УУД» Требованияк уроку комбинированного типа Формируемые универсальныеучебные действия Методы, приёмы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии Объявление темы урока Познавательные общеучебные, коммуникативные Постановка проблемного вопроса, организация проблемной ситуации Сообщение целей и задач Регулятивные целеполагания, коммуникативные Диалог, технология проблемного обучения Планирование Регулятивные планирования ЦОР, карта урока, интерактивные плакаты, презентация Практическая деятельность учащихся Все виды УУД Проектная деятельность.Свободный урок, уроки взаимообучения; Частично поисковая, исследовательская деятельностьПроведение дидактических игр.Работа с учебником, выполнение тренировочных заданий.Работа с интерактивными тренажёрами. Применение энциклопедий, словарей, справочников, ИКТ – технологий. «Формы организации учебной деятельности, направленные на формирование УУД» Осуществление коррекции Коммуникативные, регулятивные коррекции Взаимопомощь, работа по памяткам Оценивание учащихся Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные Используются самоконтроль, взаимоконтроль Итог урока Регулятивные саморегуляции, коммуникативные Приёмы «ладошка», смайлики, карты обратной связи, карты урока, презентация Домашнее задание Познавательные, регулятивные, коммуникативные Используются разноуровневые домашние задания, задания по выбору, творческие и поисковые задания, тематические проекты Требованияк уроку комбинированного типа Формируемые универсальныеучебные действия Методы, приёмы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии Рекомендации по развитию универсальных учебных действий: УУД/виды знаний формирующие УУД Примеры заданий Познавательные:«найди отличия»; «поиск лишнего»; «лабиринты»; хитроумные решения; составление схем-опор; работа с разного вида таблицами, графиками; составление и распознавание диаграмм; работа со словарями  №1322. Во сколько раз лестница на девятый этаж длиннее лестницы на третий этаж этого дома? [1, с. 206].№ 636. При вычитании каких натуральных чисел получится 12? Сколько пар таких чисел? Ответьте на же вопросы для умножения и для деления [1, с. 96].(Поиск и выделение необходимой информации, анализ с целью выделения общих признаков, синтез, как составление целого из частей)   Коммуникативные:составь задание партнеру; отзыв на работу товарища; групповая работа по выполнению заданий; парный опрос;«Подготовь рассказ нам о …»;«Отгадай, о ком говорим….»«Опиши мне устно…», «Объясни мне …» № 528. Поговорите со своими родителями, бабушками и дедушками, со знакомыми взрослыми и постарайтесь узнать, нужна ли им в работе, в жизни математика, можно ли стать хорошим специалистом, не зная математики [1, с. 81].(Сотрудничество в поиске и сборе информации, умение точно и грамотно выражать свои мысли).№913. Приведите примеры предметов, имеющих форму окружности, круга, дуги окружности, полукруга [1, с. 143]. Примеры заданий по математике, формирующие универсальные учебные действия Примеры заданий по математике, формирующие универсальные учебные действия УУД/виды знаний формирующие УУД Примеры заданий Личностные: подведение итогов урока;творческие задания, имеющие практическое применение; участие в проектах; мысленное воспроизведение картины, ситуации; самооценка события, происшествия; дневники достижений № 999. Придумайте пять дробей, у которых числитель на 3 меньше знаменателя. Запишите пять дробей, у которых числитель в три раза больше знаменателя [1, с.154].№ 886. Разделите тремя способами квадрат со стороной 4 см на 4 доли. Начертите четверть квадрата, половину квадрата [1, с. 140]. Регулятивные:преднамеренные «ошибки» или «Ищу ошибки»; поиск информации в предложенных источниках; самоконтроль и взаимоконтроль; взаимный диктант; диспут;КОНОП - контрольный опрос на определенную проблему № 1728. Сколькими способами 4 пассажира могут разместиться в четырёхместном купе поезда? [1, с. 262].№ 432. На вершину холма ведут пять тропинок. Сколько существует способов подняться на холм и спуститься с него, если подниматься и спускаться по разным тропинкам? [1, с. 70].№ 597. Саша любит решать трудные задачи. Он рассказал, что за 4 дня смог решить 23 задачи. В каждый следующий день он решал больше задач, чем в предыдущий, а в четвертый день решил вчетверо больше, чем в первый. Сколько задач решил Саша в каждый из этих четырёх дней? [1, с. 90]. (Составление алгоритма, выстраивание последовательности необходимых операций) Познавательные УУД: Регулятивные УУД: Коммуникативные УУД: № Этапы проектной деятельности Действия учащихся УУД 1 Постановка проблемы, которая требует решения Постановка проблемВыдвижение гипотезыОбсуждение путей решения проблемыПланирование деятельности по реализации проекта ЛичностныеРегулятивные 2 Выполнение работы Сбор информации Структурирование информацииИзготовление продуктаОформление продукта Познавательные общеучебные Познавательные логические 3 Презентация проекта Выбор формы презентацииПодготовка презентацииПрезентация проектаСамооценка и самоанализ Коммуникативные Модель организации проектной деятельности. «Плюсы» метода проектов: Возможность решения проблемы повышения мотивации учащихся к изучению предмета.2. Школьники учатся тому, как самостоятельно приобретать знания, работать в группе, делиться знаниями с товарищами.Средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования Возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала.5. Тесно связан с использованием новейших компьютерных технологий. Результаты формирования УУД Результатом формирования познавательных УУД будет являться умение ученика:·        выделять тип задач и способы их решения·        осуществлять поиск необходимой информации, которая нужна для решения задач·        различать обоснованные и необоснованные суждения,·        обосновывать этапы решения учебной задачи,·        производить анализ и преобразование информации·        проводить основные мыслительные операции (анализ, синтез, классификации, сравнение, аналогия и т.д.)·        устанавливать причинно-следственные связи·        владеть общим приемом решения задач·        создавать и преобразовывать схемы необходимые для решения задач·        осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения задачи исходя из конкретных условий Основным критерием сформированности коммуникативных действий можно считать коммуникативные способности ребенка, включающие в себя:·        желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»)·        знание норм и правил, которым необходимо следовать при  общении с окружающими·        умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение решать конфликтные ситуации Критерием сформированности регулятивных действий может стать способность:·        выбирать средства для своего поведения·        планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм.·        Планировать результаты своей деятельности и предвосхищать свои ошибки·        Начинать и заканчивать свои действия в нужный моментРезультатом формирования личностных УУД следует считать:·        Уровень развития морального сознания·        Присвоение моральных норм, выступающим регулятором морального поведения·        Полноту ориентации учащихся на моральное содержание ситуации  Диагностика уровней сформированности предметных умений и УУД Определять способы действий в рамках предложенных условий и требованийСоздавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.Осуществлять смысловое чтение и перевод реальной ситуации на язык изучаемого предмета.Применять эвристические приемы при решении учебных и предметных задач.Выявлять существенные и несущественные признаки объектов (распознавать изображение геометрических фигур, находить их плащадь).Работать с табличной информацией, интерпретировать данные Диагностика уровней сформированности предметных умений и УУД Принимать и сохранять учебную задачу. Выполнять учебные действия.Самостоятельно определять цель своей познавательной деятельности.Формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.Самостоятельно планировать пути достижения целей познавательной деятельности.5. Корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Диагностика уровней сформированности предметных умений и УУД Краткосрочные проекты:Нарисовать свой орнамент из окружностей.Нарисовать человека из геометрических фигурНарисовать рисунок в координатной плоскости.  Недельные проекты:Буклет «Из истории математических терминов»Составление кроссвордов.Написать сказку.