Презентация по философии, обществознанию и всемирной истории на тему «Философия эпохи Возрождения»


Философия эпохи ВозрожденияРазработал: учитель истории КГУ «ОСШ № 21 города Темиртау» Балтабаев Марат Бопышевич Эпоха ВозрожденияХронологически Возрождение занимает два века-XV и XVI. В XVв. преобладает интерес к человеку, а мысль XVI в. распространяется также и на природу. Это время крупных экономических изменений - закладывание основ для более поздней мировой торговли и перехода от цеховой организации ремесла к мануфактуре. На этом базисе складываются национальные монархии. Духовная сфера жизни общества характеризуется развертыванием процессов секуляризации (освобождение от религии и церковных институтов) в экономике, политике, философии, науке, искусстве. РЕНЕССАНСС XIX в. применительно к данной эпохе утвердился французский термин "Ренессанс".Ренессанс - это возрождение античной культуры, образа жизни, способа мышления и чувствования, но не тождественность античности. К античности относились, как к идеалу, - восхищаясь эстетически, но не теряя дистанции между ним и реальностью. Философия эпохи ВозрожденияЭто совокупность философских взглядов, возникших и развивавшихся в Европе в XV-XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, ярко выраженный антропоцентризм, идеи гуманизма, жизнеутверждающий оптимизм, вера в человека, его возможности и творческий потенциал. Философия эпохи Возрождения разработала диалектически цельное представление о неразрывном единстве человека и природы, Земли и бесконечного космоса. Основные чертыАнтропоцентризм и гуманизм – преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство, индивидуально-личностное начало;Оппозиционность к Церкви и церковной идеологии, отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между богом и верующими, а также схоластики; секуляризация. Основные чертыПринципиально новое пантеистическое миропонимание, активно-преобразующее отношение к миру;Интерес к социальным проблемам, к обществу, государству;Широкое распространение идеи социального равенства; художественно-эстетическая направленность. . Основные понятияАнтропоцентризм - мировоззрение, оценивающее мир через человека, полагая его главной ценностью мироздания. Гелиоцентризм - система взглядов, считающая Солнце центром вселенной. Гносеология – наука о познании.Гуманизм – (от лат. Humanus) - движение, возникшее к концу периода средневековья, противостоящее схоластике и духовному господству церкви, стремившееся обосновать идеал человека на основе вновь открытых произведений античности, - высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей в сочетании с мягкостью и человечностью, система взглядов, выражающих признание ценности человека как личности, его прав на свободу, счастье, и равенство, уважение принципов справедливости и милосердия как норм отношения между людьми, борьба за создание условий для свободного развития творческих сил и способностей человека. Методология - способ познания существующей реальности, опирающийся на систему универсальных принципов и законов.Натурфилософия - философия природы, особенностью которой является преимущественно умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности, в средние века - учение о природе, свободное от подчинения теологическим умозрениям. Пантеизм - философское учение, максимально сближающее понятия «бог» и «природа» с тенденцией к их отождествлению. Натуралистический пантеизм одухотворяет природу, наделяя ее божественными свойствами и как бы растворяя их в природе. Секуляризация - освобождение от религии и церковных институтов. Основные направления НатурфилософияМетодология ГносеологияПолитикаСоциальные проблемы Натурфилософия (XVI – XVII вв.)Умозрительное толкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Попытка, опираясь на научные открытия, развенчать учение Церкви о Боге, Вселенной, космосе и основах мироздания, об основах мировоззрения. (Н.Коперник, Д.Бруно, Г.Галилей, Л.да Винчи)Пантеизм – отождествлениебога и мираХристианский бог утрачивает свой трансцендентный, внеприродный характер, он как бы сливается с природой, а последняя обожествляется. Натурфилософия (XVI – XVII вв.)Основные чертыобоснование материалистического взгляда на мир(чаще - в форме пантеизма);- стремление отделить философию от теологии; выдвижение новой картины мира, в которой Бог, природа и космос Едины, а Земля не является центром вселенной;утверждение, что мир познаваем и, в первую очередь, благодаря чувственному познанию и разуму, а не Божественному откровению. Натурфилософия (XVI – XVII вв.)Ленардо да Винчи - Итальянский художник и учёный, изобретатель, писатель, музыкант, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека».Галилео Галилей - Итальянский физик, механик, астроном, философ и математик, оказавший значительное влияние на науку своего времени. Он первым использовал телескоп для наблюдения небесных тел и сделал ряд выдающихся астрономических открытий. Николай Коперник - Польский астроном, математик, механик, экономист, каноник эпохи Возрождения. Наиболее известен как автор гелиоцентрической системы мира, положившей начало первой научной революции. Джордано Бруно - Итальянский монах-доминиканец, философ и поэт, представитель пантеизма. Будучи католическим монахом, Джордано Бруно развивал неоплатонизм в духе возрожденческого натурализма Социально-политическая философия ФилософияРеформацииФилософиясоциалистов-утопистовПолитическаяфилософияП Р О Б Л Е М Ы- государство, его устройство, механизм правления; принципы устройства общества; взаимоотношения государственных институтов, церкви, верующих. Натурфилософия (XVI – XVII вв.)Проблема движенияПроблема материи Движущая сила - разумное начало, неотделимое от материи(пантеизм)КонцепцииПантеистическаяАтомистическая Методология Метафизические тенденции (XVIв.)Диалектическиетенденции (XV-XVIвв.) ГносеологияПознаваемость мираПризнание воздействиявнешнего мира на органы чувств в качестве источника знания Утверждение роли разумаи логикиОтрицание врожденных идей Социальные проблемыОбновление социальногоидеала на основебожественногоприродного законаОтрицание частной собственностиРавное распределениематериальных благОбщественныйтруд ПолитикаТираноборческоенаправление (республиканское)Монархическое направление(абсолютизм) Получил распространение в Европе в XIV-сер. XVвв. Центр – Италия. По своему жанру гуманистическая философия сливалась с литературой, излагалась в иносказательной форме (Данте Алигьери, Франческа Петрарка, Лоренцо Валла, Эразм Роттердамский).- антицерковная и антисхоластическая направленность;- стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать самоценность человека;- антропоцентризм – особое внимание к человеку, воспевание его сил, величия, возможностей;- жизнеутверждающий оптимизм.Особенности философиигуманизма ФИЛОСОФИЯ ГУМАНИЗМАЭразм Роттердамский - Крупнейший учёный Северного Возрождения, прозванный «князем гуманистов». Способствовал возвращению в культурный обиход литературного наследия античности. Писал преимущественно на латыни.Франческо Петрарка - Итальянский поэт, глава старшего поколения гуманистов, один из величайших деятелей итальянского Проторенессанса.Данте Алигьери - Великий итальянский поэт, мыслитель, богослов, один из основоположников литературного итальянского языка, политический деятель. ЗНАМЕНИТЫЕ ИСТОРИКИ, ГУМАНИСТЫЛоренцо Валла - Итальянский гуманист, родоначальник историко-филологической критики, представитель исторической школы эрудитов. Обосновывал и защищал идеи в духе эпикуреизма. Леонардо Бруни - Итальянский гуманист, писатель и историк, один из знаменитейших учёных, украсивших собой век итальянского Возрождения. Идеалистическое направление, ставившее своей целью строгую систематизацию учения Платона, устранение из него противоречий и его дальнейшее развитие (Николай Кузанский, Джованни Пико делла Мирандола , Джамбаттиста Вико ).- предложили новую картину мира, в которой уменьшалась роль Бога и усиливалась роль первоначальных (по отношению к миру и вещам) идей;не отрицали Божественную природу человека, но в то же время рассматривали его как самостоятельный микрокосм;- призывали к переосмыслению ряда постулатов прежней философии и созданию целостной мировой философской системы, которая охватила бы собой и согласовала все имеющиеся философские направления. НЕОПЛАТОНИЗМ ХРИСТИАНСКИЙ НЕОПЛАТОНИЗМ Джованни Пико делла Мирандола -Итальянский мыслитель эпохи Возрождения, представитель раннего гуманизма. Николай Кузанский - кардинал Римской католической церкви, крупнейший немецкий мыслитель XV века, философ, теолог, учёный-энциклопедист, математик, церковно-политический деятель. Джамбаттиста Вико - Итальянский философ, основоположник философии истории и этнической психологии. Автор известной «Новой науки». Критика идеологии средневекового католицизма, противопоставление авторитета Библии авторитету Церкви как посредника между человеком и Богом. (Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Ульрих Цвингли, Жан Кальвин )Реформация XVI-XVII вв. Философия христианской реформации XVI-XVII вв.Мартин Лютер -Христианский богослов, инициатор Реформации, ведущий переводчик Библии на немецкий язык. Его именем названо одно из направлений протестантизма.Ульрих Цвингли - Швейцарский реформатор церкви, христианский гуманист и философ. Погиб в битве при Каппеле.Томас Мюнцер - Немецкий проповедник времён Реформации, выступал против греховного уклада жизни, противопоставляя ему евангельский идеал. С движением Мюнцера было связано восстание германских крестьян. Жан Кальвин - Французский богослов, реформатор церкви, основатель кальвинизма. Главное его сочинение - «Наставление в христианской вере». Утопический социализм XV-XVII вв. (Т.Мор, Т.Кампанелла)Социально-политическая философияПоиск идеально-фантастических форм построения общества, государства, без частной собственности при всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государства.Политическая философия (XV-XVIвв.) Н.Макиавелли Изучение проблем управления государством, поведением правителей. Социально-политическая философияТомас Мор - Английский юрист, философ, писатель-гуманист. Лорд-канцлер Англии. Книга«Утопия»Никколо Макиавелли - Итальянский мыслитель, философ, писатель, политический деятель. Труд «Государь»Томмазо Кампанелла - Итальянский философ и писатель, один из первых представителей утопического социализма. ХРИСТИАНСКИЙ АРИСТОТЕЛИЗМПьетро Помпонацци - Итальянский философ-схоласт периода ренессансного реализма; представитель философской школы александристов. СКЕПТИЦИЗММишель Монтень- Французский писатель и философ эпохи Возрождения, стоял на позициях скептицизма. Автор книги «Опыты». МИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯПарацельс - Швейцарский алхимик, врач, философ, естествоиспытатель, натурфилософ эпохи Возрождения, один из основателей ятрохимии. Подверг критическому пересмотру идеи древней медицины. Способствовал внедрению химических препаратов в медицину. Считается одним из основателей современной науки. Признается величайшим оккультистом средневековья и мудрейшим врачом своего времени.Якоб Бёме - Немецкий христианский мистик, провидец, теософ, родоначальник западной софиологии - учения о «премудрости Божией». Бёме не имел систематического фундаментального образования и не знал латыни, языка учёных, - он был сапожником. В гносеологии происходит разрушение религиозной парадигмы и формируется новая научная парадигма, которая должна была удовлетворить потребности зарождающихся новой машинной материально-технической базы и новых общественных отношений.В натурфилософии геоцентрическая концепция Вселенной сменяется гелиоцентрической во взглядах Бруно, Коперника, Галилея. ВЫВОД: В этике имеет место переход от геоцентризма к антропоцентризму.Философия Возрождения явилась стадией отрицания средневековой философии. Результатом этого периода становится материалистическое понимание мира, основанное на новом научном мировоззрении и экспериментально-опытном познании.