Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения


Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения В условиях модернизации российского образования, реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, возрастают воспитательные функции школы. При обновлении содержания и организации педагогического процесса главным направлением становится воспитание. Главные задачи современной школы Раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. «Наша новая школа» Цель воспитательной работы современной школы Помочь взрослеющему человеку стать субъектом собственной жизни, способным на сознательный выбор, разумный отбор жизненных позиций, на самостоятельную выработку идей. Ориентируясь на формирование личности обучающегося, признание ее ценности и необходимости для современного общества, следует помнить, что личность обучающегося формируется в том числе и личностью самого классного руководителя. Классный руководитель: функциональные обязанности и взаимодействия в процессе воспитания личности обучающихся Цель деятельности классного руководителя Основной целью деятельности классного руководителя является создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе. Задачи деятельности классного руководителя формирование и развитие коллектива класса;создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;формирование здорового образа жизни;организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса; защита прав и интересов обучающихся;организация системной работы с обучающимися в классе;гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;организация социально значимой, творческой деятельности Деятельность классного руководителя - целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе Устава ОУ и иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом ОУ, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений. Надо хорошо знать : психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания. Необходимо учитывать: уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни. Функции кл. рук. Организационно-координирующие Коммуникативные Аналитико-прогностические Контрольные 1. Организационно-координирующие : обеспечение связи ОУ с семьей;установление контактов с родителями (законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога ДО);проведение консультаций, бесед с родителями (законными представителями) обучающихся;взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом ОУ; организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;организация воспитательной работы с обучающимися через проведение "малых педсоветов", педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом, класса в целом;ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя). 2. Коммуникативные: регулирование межличностных отношений между обучающимися;установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств. 3. Аналитико-прогностические: изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;определение состояния и перспектив развития коллектива класса. 4. Контрольные: контроль за успеваемостью каждого обучающегося; контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися. Формы работы классного руководителя индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.):коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.). Критерии оценки осуществления функций классного руководителя Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают обучающиеся в своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины обучающихся, их гражданской зрелости). Критерии деятельности позволяют оценить реализацию управленческих функций классного руководителя (организация воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие с педагогическими работниками, работающими в данном классе, и другими участниками образовательного процесса, родителями (представителями) обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся). Взаимодействия классного руководителя Внешний круг Внутренний круг Кл. руководитель Ребенок Внутришкольный круг Учителя-предметникиПедагог-психологПедагоги дополнительного образованияСоциальный педагогПедагог-организаторВожатая БиблиотекарьМедицинский работник Внешний круг Семьи обучающихсяВнешкольные учреждения культуры, спорта, здравоохранения и другие Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимы активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, дифференциация,интеграция и координация педагогического труда в едином образовательном пространстве и социокультурной среде. Педагог, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживёт вместе с ребёнком много вдохновляющих минут. Януш Корчак