Презентация к школьному педсовету От компетентностного учителя к компетентностному ученику: формирование ключевых компетенций учащихся в парадигме развития профессиональной компетенции учителя


«От компетентного учителя к компетентному ученику: формирование ключевых компетенций учащихся в парадигме развития профессиональной компетенции учителя» Педагогический совет От компетентного учителя к компетентному ученику Заместитель директора по УВР Киселева Людмила Михайловна "... мастер педагогического труда - это, прежде всего, высококомпетентный в психолого-педагогической и собственной предметной области специалист, умеющий репродуцировать на высоком уровне профессиональные знания, навыки, умения" А.А. Крылов Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Профессионализм-это достижение высоких образцов осуществления нескольких сторон педагогического труда (деятельност, общения, личности педагога) Что сегодня понимается под профессиональной компетентностью педагога? Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний учителя и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.) (Браже Т. Г.) Что сегодня понимается под профессиональной компетентностью педагога? Способность педагога превращать специальность, носителем которой он является в средства формирования личности учащегося (Кузьмина Н. В.)Профессиональная компетентность включает знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности. (Митина Л. М.). Компетентный педагог - это проявляющаяся готовность к педагогической деятельности, определённый набор психологических качеств (характер, темперамент, тип нервной системы). К профессионально-педагогическим компетенциям относят: Социально - психологическая компетенцияОбщепедагогическая профессиональная компетенцияПредметная компетенцияУправленческая компетенцияРефлексивная компетенцияИнформационно – коммуникативная компетенцияКомпетенция в сфере инновационной деятельностиКреативная компетенция Информационная компетентность заключается в умении: Интепретировать, систематизировать, критически оценивать, АнализироватьИспользовать полученную информациюПредставлять имеющуюся информацию в её различных формах и на различных носителях Социальная компетентность Соотносить свои устремления с интересами других людейПривлекать других людей к решению поставленных задачПродуктивно взаимодействовать с членами группыАнализировать и разрешать противоречия Коммуникативная компетентность Ставить целиГрамотно оформлять документыПредставлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения I. Ценностно-смысловой (личностный) критерий Показатели: ценностное отношение к профессии;ценностное отношение: к событиям, к людям, к себе – образ «Я – учитель-исследователь»; готовность к проявлению личной инициативы и дальнейшему профессиональному росту. II. Гносеологический Показатели:знания теоретических и методологических основ предметной области образования; знание психолого-педагогических основ современного образования; знание требований, предъявляемых к современному учителю; широта и глубина дополнительных знаний. III. Деятельностный критерий Показатели:гностические; аналитические; проектировочные; коммуникативные;конструктивные; креативные; оценочные; информационные умения. Выделенным компетенциям деятельности будут соответствовать соответствующие компетентности педагога: компетентность в мотивации учебной деятельности ученика, компетентность в раскрытии личностного смысла конкретного учебного курса и учебного материала конкретного урока, компетентность в целеполагании учебной деятельности, компетентность в вопросах понимания ученика, что необходимо для реализации индивидуального подхода в обучении, компетентность в предмете преподавания (предметная компетентность), компетентность в принятии решений, связанных с разрешением педагогических задач, компетентность в разработке программ деятельности и поведения, компетентность в организации учебной деятельности, которая, в свою очередь, предполагает:компетентность в организации условий деятельности, прежде всего информационных, адекватных поставленной учебной задаче, компетентность в достижении понимания учеником учебной задачи и способов ее решения (способов деятельности), компетентность в оценивании текущих и итоговых результатов деятельности. Компетентность учителя - это синтез профессионализма, (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка) творчества, (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и ораторство). Профессионализм педагога 5Гуманист 10Педагог. сотрудничество 8Исследователь 2Педагог по призванию 6Самодиагност 1Cтажер 7Творецноватор 9Осознанная индивидуальность 3От эрудита домастера 4Мастер- диагност 11Профессионалэксперт Результаты анкетирования №п/п Профессиональные качества Кол-во педагогов из 34 чел. 1 Способность к профессиональному самосовершенствованию, профессиональная любознательность 16 2 Умение доступно излагать материал 11 3 Способность связывать учебный предмет с жизнью, демонстрация практического применения изучаемого материала 9 4 Знание своего предмета, свободное владение изучаемым материалом 8 5 Умение находить положительные стороны у каждого обучающегося , строить образовательный процесс с опорой на эти стороны 7 6 Способность организовывать детский коллектив 7 7 Умение развивать интересы и творческие способности 5 8 Позитивное настроение, желание работать 5 9 Знание возрастной психологии, использование знаний по психологии в организации учебного процесса. 4 10 В трудных ситуациях педагог сохраняет спокойствие; эмоциональный конфликт не влияет на объективность оценки. 4 11 Содержательность и яркость речи,  ее образность и убедительность 3 12 Знание типичных трудностей при изучении конкретных тем 3 Результаты анкетирования 13 Знание современных достижений в области методики обучения, использование новых информационных технологий, современных методов обучения 3 14 Знание интересов учащихся, их внутреннего мира 3 15 Умение рационально организовать деятельность учащихся на уроке 2 16 Умение добиваться глубоких и прочных знаний по предмету 2 17 Способность дать дополнительную информацию или организовать поиск дополнительной информации 2 18 Умение увлекать деятельностью, проектами, идеями, связанными с проектами 1 19 Умение создавать ситуацию успеха для обучающихся 1 20 Умение поддержать устойчивый интерес к предмету 1 21 Умение обеспечивать положительный психологический климат на уроке 1 22 Глубокая психолого-педагогическая и методическая подготовка 1 23 Владение способами личностного развития детей 1 24 Владение способами индивидуализации обучения 1 25 Владение методами объективного контроля и оценивания 1 26 Свободное решение задач ЕГЭ, олимпиад: региональных, российских, международных 0 «в системе образования должны произойти кардинальные кадровые изменения. Традиционный преподаватель (монополист в передаче и интерпретации необходимых знаний) уходит со сцены. Складывается новый образ педагога: это исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов». С помощью, каких механизмов можно организовать деятельность педагогов, направленную на развитие профессиональной компетентности? 1 этапВыявление уровня профессиональной компетентности учителя:-диагностирования, тестирование;-определение путей совершенствования профессиональной компетентности С помощью, каких механизмов можно организовать деятельность педагогов, направленную на развитие профессиональной компетентности? 2 этапМеханизмы развития профессиональной компетентности педагогаОбучение на курсах повышения квалификации, в том числе в дистанционном режиме и др.Работа в ШМО, творческих группах, мастер-классы, предметные декады.Активное участие в педсоветах, семинарах, конференциях.Участие в различных конкурсах.Участие в исследовательских работах, создание собственных публикаций.Обобщение и распространение опыта.Аттестация.Творческий отчет.Использование современных методик, форм, видов, средств обучения и новых технологийСамообразование. С помощью, каких механизмов можно организовать деятельность педагогов, направленную на развитие профессиональной компетентности? 3 этапАнализ деятельности учителяОбобщение опытаРазработка рекомендаций по дальнейшему совершенствованию профессиональной компетентности педагогов.Самоанализ деятельности. С помощью, каких механизмов можно организовать деятельность педагогов, направленную на развитие профессиональной компетентности? 2 этапМеханизмы развития профессиональной компетентности педагогаОбучение на курсах повышения квалификации, в том числе в дистанционном режиме и др.Работа в ШМО и ГМО, творческих группах, мастер-классы, предметные декады.Активное участие в педсоветах, семинарах, конференциях.Участие в различных конкурсах.Участие в исследовательских работах, создание собственных публикаций.Обобщение и распространение опыта.Аттестация.Творческий отчет.Использование современных методик, форм, видов, средств обучения и новых технологийСамообразование. Самообразование - это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки. СамообразованиеОсуществляется добровольноОсуществляется сознательно Планируется, управляется и контролируется самим человекомНеобходимо для совершенствования каких-либо качеств и навыков Направления самообразованияПрофессиональное (предмет преподавания)Психолого-педагогическое и психологическоеМетодическое ЭстетическоеВ области ИКТ –технологий В области охраны здоровьяПолитическое Языковое Самообразование осуществляется посредством следующих видов деятельности:Просмотр телепередач, чтение прессыЗнакомство с педагогической и методической литературойРегулярное использование информации из ИнтернетаПосещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллегСистематическое повышение квалификацииИзучение современных психологических и педагогических методикСистематическая демонстрация собственного педагогического опытаВнимание к собственному физическому и психическому здоровью Значение самообразования для профессиональной компетентности учителяПовышение качества преподавания предметаГотовность к педагогическому творчествуПрофессиональный и карьерный ростСоздание имиджа современного учителя – новатора, учителя-мастера, учителя-наставникаСоответствие учителя требованиям общества и государства Профессиональное самовоспитание, самообразование и самовыражение - это основные условия для формирования авторитета педагога Современный учитель – это личность со сложившимся позитивным мировоззрением, нацеленная на постоянное саморазвитие и профессиональный рост, толерантная, обладающая высоким нравственным авторитетом.