Презентация на тему:Учет возрастных и индивидуальных особенностей в обучении


Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей в педагогическом процессеТема 2.2 Факторы развитияФакторы – движущие силы развития, то, что сильно влияет на развитие ребенка.Процесс развития детерминирован (обусловлен) внутренними и внешними факторами:природнымисоциальнымипедагогическимиУчитель должен учитывать все внутренние факторы развития ребенка Возрастные особенности детей0-1 годМладенчествоЭмоциональное общение со взрослым1-3 годаРаннее детствоПредметная деятельность3-6 летДошкольное детствоИгра6-10 летМл. школьный возрастУчебная деятельность11-14 летПодростковый возраст Общение со сверсниками 14-18Юность Учебно-профессиональная деятельность Развитие человека тесно связано с возрастом. Это аксиома.Для правильного управления процессом развития надо знать особенности каждого возраста. Для этого определили возрастную периодизацию. Я.А. Коменскийбыл первым, кто настаивал на строгом учете в учебной работе возрастных особенностей детей.Он выдвинул и обосновал принцип природосообразности Сущность теорий возрастного развития личностиРазвитие личности – сложный процесс, имеет свои стадии;У каждого возрастного периода есть границы. Но они могут сдвигаться;Каждая стадия характеризуется возрастными новообразованиями (теми качествами и свойствами, которых не было раньше);На формирование возрастных новообразований влияет социальная среда;Л.С.Выготский Сущность теорий возрастного развития личностиВ развитии есть стабильные и критические периоды;Отдельные компоненты психики, даже органы человеческого тела развиваются неравномерно.Физическое, психическое и социально развитие человека происходят неравномерно. Сущность теорий возрастного развития личностиЕсть сензитивные периоды развития, когда для определенного вида психической деятельности наступает оптимальное время для наиболее интенсивного развития.Нервная система человека пластична, в ней есть возможность компенсации: одни психические функции могут быть компенсированы другими Акселерация это ускорение физического развитие детей, включающее различные анатомические и физиологические проявления (увеличение веса и роста новорожденных, сокращение сроков полового созревания). Считается, что акселерация обусловлена влиянием как биологических, так и социальных факторов, в частности более интенсивным информационным воздействием Творческое заданиеСоставить синквейн на темы: «младенец», «дошкольник», «младший школьник», подросток», «юноша»Синквейн происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Правила написания синквейна12345 Примеры синквейнаСнайперМолодой, усталый, меткий Страдает, убивает, думает Будь проклята война!ЧеловекСнайперХолодный, равнодушный Выглядывает, высматривает, готовится Метко стреляет, не задумываясьУжас. Индивидуальные особенности детейЭто совокупность моральных, интеллектуальных, волевых, эмоциональных качеств личности, которые заметно отличают одного человека от другогоХарактер Индивидуальные особенности детейТемперамент – одна из ярких индивидуальных особенностей.Определи тип темперамента ФлегматикХолерик Меланхолик Сангвиник





Педагогические условия работы с ребенком-сангвиникомТакой ребенок подвижен, очень разговорчив, миролюбив. Не помнит зла. Щедр. Весел. Фантазер.Слезы могут появиться мгновенно.Быстро переключается с одного на другое. Взрослых беспокоит его несобранность, неаккуратность, рассеянностьРаботая с ним, надо:Знать, что основным подходом в воспитании ребёнка-сангвиника является принцип, который условно можно назвать "ДОВЕРЯЙ, НО ПРОВЕРЯЙ". Педагогические условия работы с ребенком-холерикомЭтот ребенок всегда знает, чего хочет. Настойчив, решителен, любит риск. Не идет на компромиссы, не прислушивается к чужому мнению. Может добиться многого, не смотря на шишки и синяки.Импульсивен, вспыльчив, драчун.Ему нужно большое жизненное пространство.Работая с ним, надо: учить думать, а потом делать. Его нельзя ругать при других. Его надо понять и помочь ему держать себя в руках. Педагогические условия работы с ребенком-флегматикомСпокойный, молчаливый, медлительный. Любит порядок во всем. Очень «надежный» ребенок. Послушный. Но сам принимает решения с трудом.Не любит новое. Дети считают его ленивым и скучным. Ему свойственно замедленное, но сильное реагирование, медленное, но прочное запоминание. В среде детей он отличается спокойствием. Чувства флегматика ровные, постоянные и глубокие.Работая с ним, надо: учить поторапливаться во всем, фантазировать. Педагогические условия работы с ребенком-флегматикомЭтот ребенок часто задумчив, грустит. С теми, кого любит – мягок, доверчив, чужих сторонится. Любит тепло, внимание взрослых.Плохо привыкают к новому коллективу, стремятся быть в "тени". Часто "зацикливаются" на неудачах, очень болезненно реагируют на отрицательные оценки, а наказание воспринимают как настоящую трагедию. Работая с ним, надо:считаться с ранимостью его психики - не кричать и не давить на него, своё недовольство выражайте ровным уверенным голосом, не обзывайте его;помнить, что он нуждается в особом внимании, теплых отношениях, в помощи. Будьте с ним поласковее и помягче. Практическая работаМультфильмПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЕВ СКАЗКИ про Вини-ПухаОпределить тип темперамента героев сказки А. Милна – Винни- Пуха, Пяточка, Кролика, Ослика Иа-Иа.Раскрыть особенности их характеров.Обосновать необходимость педагогического воздействия на каждого героя сказки. МотивацияРезультаты деятельности человека на 20-30% зависят от интеллекта, и на 70-80% –от мотивов. Каждого педагога волнует как же сформировать у учащихся положительные мотивы к обучению и познанию. МотивДля того, чтобы личность начала действовать, она должна войти в особое психическое состояние активности, т.е. чем-то побуждаться. Побуждение – двигательный импульс, эмоционально-волевое устремление личности к чему-либо, которое и получило в психологии название мотива.
МотивВедущий фактор регуляции активности личности – мотивация деятельности. За одинаковыми действиями таятся разные мотивы.Мотив – внутреннее побуждение к тому или иному виду активности, связанное с удовлетворением определенных потребностей.В качестве мотивов выступают:УбежденияВитальные потребностиИнтересыИдеалыУстановки личности Мотивационная сфера личностиУ человека не один мотив, а много.Мотивационная сфера личности – совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию. Она выражает направленность личности.Мотивация влияет на успешность деятельности. Эффективность деятельности зависит от силы мотивов.Мотивы бывают: сильные – слабые, внутренние – внешние, положительные - отрицательные ПрактикумСамодиагностика мотивационной сферы личности Учебная мотивацияУчебная деятельность школьников побуждается целой системой разнообразных мотивов. Все эти мотивы учения могут быть разделены на две большие категории – одни из них связаны с самой УД, а другие – с более широкими взаимоотношениями ребенка с окружающей средой, то есть социальные мотивы. В некоторых научных работах первые называют внутренними мотивами, а вторые – внешними. Учебная мотивацияВнешние (социальные). 1. долг и ответственность перед обществом, классом, учителем, родителями.2. стремление получить одобрение, мотивация престижа.3. страх наказания, стремление избежать неприятностей со стороны родителей, одноклассников.Внутренние (связанные с УД) – познавательный интерес, расширение кругозора, стремление овладеть способами действий, стремление овладеть ЗУН и, мотивы, связанные с процессом учения – потребность в интеллектуальной активности, преодоление интеллектуальных трудностей, преодоление препятствий в процессе решения задач. Влияние мотивации на учебуУ слабых учеников:Мотивация внешняя, слабая, часто отрицательная. Они хотят избежать наказания, осуждения.Мало инициативны, избегают ответственности, редко планируютсвое будущее.Сложное задание теряет для них интерес. Влияние мотивации на учебуУ сильных учеников:Мотивация внутренняя, сильная, положительная. Они ориентированы на успех.Активны, инициативны. Трудностей не боятся, а ищут способы их преодолеть.Продуктивность их деятельности не зависит от внешнего контроля. Чем сложнее задача, тем она интереснее. Формирование мотивацииЕсли ребёнок не успевает, значит нужно вести работу по изменению, то есть коррекции через мотивационный компонент. Каждому возрасту присущи своя направленность и свой мотивационный компонент.Младший школьник. Коррекционная работа в этом возрасте основана на изменении познавательной сферы. Познания зависят от мотивации. Мотивационная сфера коррегируется через эмоционально-волевую сферу, получение положительных эмоций при выполнении учебных заданий, преодоление школьных страхов. Формирование мотивацииПодростки. Коррекционная работа направлена на изменение влияния социальной среды, от которой зависят желания, потребности и мотивы обучения. Успешность обучения основана на социальном статусе школьника, методах и форма организации учебного процесса. Снижение познавательной активности в этом возрасте зависит от отклоняющегося поведения. Компенсаторными механизмами в работе с подростками являются личностно-проблемные занятия, коллективные диспуты. В работе с ними лучше ориентироваться на лидера, формального или неформального, роль руководителя подростками не воспринимается. Усиливается роль и значение внеклассной работы. Формирование мотивацииНо в работе с учащимися всех возрастов по формированию устойчивых положительных мотивов одно из важнейших значений имеет личность учителя Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей в педагогическом процессеТема 2.2