Кейс технология как средство реализации практико-ориентированного обучения на уроках математики


Кейс технология как средство реализации практико-ориентированного обучения на уроках математики Андреева Нюргуяна ВасильевнаУчитель математики ФГОС II поколения требует от учащихся школы в качестве основного результата образования овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие, жизненные задачи, с которыми ему предстоит столкнуться непосредственно во взрослой жизни. В связи с этим предполагается использование учителями математики современных образовательных технологий обучения, а в часности кейс-технологии. Кейс технология - (кейс метод case-stude)Как инструмент, разрешающий использовать теоретические знания к решению практических задач, способствующий формированию у учащихся самостоятельного мышления, умения слушать, учитывать и аргументированно высказать свою точку зрения. При помощи этого метода учащиеся располагают возможностью проявлять и усовершенствовать свои оценочные и аналитические навыки, учатся работать в команде, находить наиболее целесообразное решение поставленной проблемы. ( А.М. Долгоруков) 65Кейс технология Развиваетсялогическое, критическое мышлениеФормируется понимание жизненных рисковДаетсяпонимание реальной цели работы и ощущение ответственности за реальное решениеДается возможностьприменения полученных знаний на практикеФормируется умение обосновывать и защищать свою точку зренияРазвиваются навыки, необходимые в реальной жизни: умение работать с информацией, систематизировать, анализировать, принимать решения Повышается мотивация к учению, к поиску новой информации Использование технологии кейс на уроках математики по теме «Проценты» для учащихся 5 классов Кейс состоит из блоков:БЛОК I. Теоретическая часть по теме «Проценты» с образцами решение задач на проценты.БЛОК II. Информационная часть про Момский улус (с текстом содержащим проценты)БЛОК III. Практическая часть задания кейса.БЛОК IV. Методическая рекомендации по проведению занятия с использованием кейс технологии. БЛОК I. Теоретическая часть по теме «Проценты» с образцами решение задач на проценты. Сотую часть центнера называют килограммом, сотую часть метра - сантиметром, сотую часть гектара – аром или соткой. Принято называть сотую часть любой величины или числа процентом. Значит, 1 кг – один процент центнера, 1 см - один процент метра, 1 а – один процент метра, 1 а – один процент гектара, 0,02 – один процент от 2. Задача 1. На каждый сезон сбора ягод, жители с.Хону Момского улуса всей семьей поднимаются на гору «Ю». Однажды семья Слепцовых собрала 200 кг ягод, из них голубики 48 кг. Какой процент голубики был собран?Решение: 200 кг – 100% 48 кг – х %𝑥=48∗100200=24% голубики Ответ: 24% голубики   Задача 2. Охотники Момского улуса добывают пушнину. В 2014 году они сдали в «СахаБулт» 1200 шкурок. Из них 32 % это шкурки соболя. Сколько соболя сдали охотники в «СахаБулт»? Решение: 1200 шкурок - 100%X шкурок – 32%𝑥=1200∗32100=384 шкурок соболяОтвет: 384 шкурок соболя  Задача 3.За контрольную работу по математике «5» получили 8 учащихся 9 «а» класса Момской средней общеобразовательной школы, что составляет 40 % всех учеников. Сколько учеников в классе?Решение: X – 100 %8 учащихся – 40 %𝑥=8∗10040=20 учащихся Ответ: 20 учащихся   БЛОК II. Информационная часть про Момский улус (с текстом содержащим проценты) Момский район Административный центр - село ХонууНаселение (2015) – 4218 человекНациональный состав по переписи 2002 года:  якуты - 3290 человек (70,01 %), эвены - 781 человек (16,62 %),  русские - 429 человек (9,13 %), эвенки - 42 человека (0,89 %), украинцы — 38 человек (0,81 %),  юкагиры — 16 человек (0,34 %) другие национальности — 103 человек (2,19 %).Плотность - 0,04 чел./км²Площадь - 101 700 км²Образован район 20 мая 1931 года. До этого входил в Верхоянский округ, куда входили Момский, Аллаиховский и Абыйский наслеги. Момский район на карте РС(Я) Расписание регулярных рейсов Якутск – Мома – Якутск с 04.03.15г по 25.10.15г.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Название авиакомпании РЕЙС Из а/п Якутск в А/п Якутск Отпр ДНИ Тип ПРИбРейсприбДНИ«Якутия»ЯП405 08:20 14АН-24 12:50 14.0514«Поляр.авиалинии»ЯП231 353«Бурятские.авиали»ЯП 5 Выписки из прайс-листов о стоимости авиабилетов Мома – Якутск- Мома{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Название авиакомпанийСтоимостьЭконом тариф- 1 Эконом тариф-2 Скидки в летнее время, социальные скидки Скидки на покупки 23 февраля для мужчин 8 марта для женщин «Полярные авиалинии»18000 рублей 12000 рублей13400 рублей*пассажир старше 55 лет (включительно) – 50 %**«Молодежная» с 18 до 23 лет – 50 %50 %«Якутия»18000 рублей12300 рублей 13300 рублей 30% «Бурятские авиалинии» полеты с 29.06. по 15.09.15000 рублей9000 рублейНетНет Нет БЛОК III. Практическая часть задания кейса. Задание кейса Задания кейса: Семья Петровой Маши этим летом с 17 июня по 17 июля 2015 г. собираются отдыхать в г. Якутске, необходимо посчитать наименьшие затраты на авиабилеты Якутск-Мома-Якутск, если ее семья состоит из 8-ми человек:Состав семьи: Рассчитайте стоимость авиабилетов, если они купят билет Мома – Якутск 17 июня 2015 года, а обратный билет 17 июля 2015 года во время социальных скидок и используя эконом тариф 1.Перевозка детей:*до 2 –х лет бесплатно, без предоставления отдельного места **Дети с 2 – х до 12 лет оформляется авиабилет за 50 % стоимости взрослого билета. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}1 Петров Алексей Алексеевич – дедушка 02.04. 1949 г. 2 Петрова Мария Ивановна – бабушка 16.11.1951 г. 3Петров Николай Алексеевич – отец07.02.1972 г. 4Петрова Лариса Викторовна – мать 28.02.1973 г. 5Петрова Альбина Николаевна – сестра15.05.1993 г. 6Петров Артур Николаевич – брат 09.10.2008г.7Петрова Ольга Николаевна – сестренка07.07.2013 г. 8 Петрова Мария Николаевна 26.06.2003 Мотивирование к учебной деятельности1456832. Знакомство с поставленной ситуационной задачей урока. Построение проекта решения кейса(не обязательный этап) Сбор дополнительной информацииАктуализация и фиксирование многовариантности решения кейса. Реализация построенного проектаЗащита своего проекта решения ситуационных задач. 11910Рефлексия учебной деятельности на уроке. Работа в группах по поиску решения поставленной задачи Анализ итогов решения ситуационных задач классом. (не обязательный) Инструктаж по домашнему заданию Личностные УУД1) готовность и способность обучающихся к саморазвитию, целенаправленной познавательной деятельности; 2) способность ставить цели и строить жизненные планы; 3) формирование ответственного отношения к учению; Метапредметные УУД 1) самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные; 3) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Предметные УУД1) формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления; 2) развитие умений работать с учебным математическим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений; 3) развитие умения моделировать реальные ситуации на языке математики, исследовать построенные модели с использованием аппарата математики, интерпретировать полученный результат; 4) овладение простейшими способами представления и анализа статистических данных; формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о простейших вероятностных моделях; 5) развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости дополнительных. Вывод Обучение с применением кейс технологий приводит к более прочному усвоению информации, благодаря использованию конкретных реальных ситуаций из жизни. Особенность кейс метода (необычная формулировка, связь с жизнью, межпредметные связи) вызывают повышенный интерес учащихся, способствуют развитию любознательности, творческой активности и умению проявить себя в групповой работе. Школьников захватывает сам процесс поиска путей решения задач.