Педсовет Организация работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни.


Педагогический совет. Организация работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни.Отв. Шумская Вероника Александровназам. директора по ВРМБОУ СОШ №52Г. Новосибирск «Безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» Статья 1 Закона РФ "О безопасности» Актуальность проблемы. Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях, а тема «Риск, наука, обучение на школьном уровне» Советом Европы предложена в качестве головной для разработки в странах Европы. В Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных катастроф ежегодно погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек становятся инвалидами, еще больше людей теряют здоровье, подвергаются насилию. Защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности — первостепенные задачи нашей страны. Основные направления образовательной политики государства в области обеспечения здоровья и безопасности участников образовательного процесса Охрана жизни и здоровья всех участников образовательного процессаЗащита прав участников образовательного процессаЗащита материальных ценностей ОУ от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и др. ЧС Цель педсовета: Проведение системного анализа педагогической деятельности по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся, определить пути и способы совершенствования работы в данном направлении. 1. Целостность системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни ( Шумская В.А., зам. директора по ВР).2.Формирование основ безопасности жизнедеятельности в рамках программы « Школа безопасности»( Макурова Н.Н., учитель ОБЖ)3. Организация системы просветительской и методической работы с педагогами. ( Ширинская Л.М., зам.директора по УВР)4.Принципы организации воспитательной работы по безопасности жизнедеятельности в начальной школе ( Голобояр О.В., руководитель МО начальной школы)4.1Психологическое сопровождение безопасной среды учащихся начальной школы ( Кноль Н.Г., педагог-психолог)4.2Из опыта работы учителей начальной школы по формированию навыков безопасного поведения( Зеленкова В.В., Пимонова Н.А., учителя начальной школы)5. Организация работы по профилактике употребления психотропных веществ ( Шулакова С.В., социальный педагог)6.Экологическая безопасность в урочной и неурочной деятельности ( Климанова И.Г., учитель географии, классный руководитель)6. Организация внеклассной и внеурочной работы в школе в рамках безопасности жизни учащихся ( Кононенко П.Н.) План проведения: Работа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся охватывает следующие направления: целостность системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся;соответствие инфраструктуры школы условиям здоровьесбережения ;рациональная организация образовательного процесса;организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе;организация системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни;организация профилактики употребления психоактивных веществ ;комплексное сопровождение системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся;мониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся. Нормативно- правовые документы: Закон РФ “Об образовании»Федеральные требования к ОУ в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом МОиН РФ 28 декабря 2010 г. №2106)Программа «Формирование здорового и безопасного образа жизни детей, оказание психологической помощи обучающимся и воспитанникам образовательных учреждений, испытывающим трудности в развитии, адаптации, обучении и общении» на 2011 – 2013 годы (от 24.10.2011 г)Приказ Министерства образования РФ и Министерства здравоохранения РФ от 16.07.02 г № 2715/227/166/19 “О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательном учреждении РФ”.Письма Департамента образования и науки Новосибирской области:- «Об изучении регионального компонента содержания образования в рамках общеобразовательных предметов»;- от 22.05.2003г. № 1477/03 «О преподавании основ безопасности жизнедеятельности в общеобразовательных учреждениях Новосибирской области». Правовые и организационные документы по безопасности МБОУ СОШ №52: 1)комплект действующих нормативных актов по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности;2)комплект внутренних приказов и документов ОУ по обеспечению безопасности (обязанности должностных лиц, правила внутреннего распорядка, инструкции педагогическим работникам, инструкции охране, планы и схемы);3)номенклатура дел по направлениям безопасности: переписка, планы, материально-техническое обеспечение, тренировки, нормативные акты и т. д. Методические документы по безопасности МБОУ СОШ №52: 1)методические рекомендации по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности должностным лицам ОУ, педагогическим работникам, охране;2)памятки и рекомендации для детей, персонала ОУ и родителей;3)плакаты, стенды, видеофильмы. В МБОУ СОШ №52 ведется постоянная работа с персоналом школы по следующим вопросам: 1)подготовка руководящих и педагогических работников к действиям по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности и противодействию экстремизму;2)проведение планёрок по вопросам безопасности, антитеррористической защищенности ОУ Обучение учащихся правилам безопасной жизнедеятельности Работа по правовому всеобучу организуется и проводится на всех стадиях образования в образовательном учреждении с целью формирования у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Для образовательного учреждения стало приоритетом формирование устойчивого развития личности к антисоциальным проявлениям в обществе как целостный подход и основа первичной профилактики в решении проблем наркомании и злоупотребления табаком и алкоголем. Активные профилактические мероприятия, проводимые в школе, опираются на: - методологию формирования у подростков представлений о здоровом образе жизни;- формирование у несовершеннолетних умений и навыков активной психологической защиты от вовлечения в асоциальную деятельность, мотивов отказа от "пробы" табака и алкоголя;- системную подготовку педагогов к работе с несовершеннолетними по формированию устойчивого развития личности к антисоциальным проявлениям в обществе ( районные и городские семинары ). Учащимся прививают основополагающие знания и умения по вопросам безопасности в процессе изучения учебных дисциплин на уроках по программе "Основы безопасности жизнедеятельности", во время проведения "Дня защиты детей", классных часов, бесед, внеклассных мероприятий, во время проведения летней компании… Воспитательная работа с учащимися также включает: -обучение готовности, навыкам и умениям действовать в условиях ЧС; классные часы с детьми по безопасности: «Как распознать опасность», «Умей сказать нет»;-проведение мероприятий по воспитанию культуры межнациональных отношений, соблюдению толерантности;-проведение специальных занятий и тренировок по освоению навыков действий в ЧС. Работа с родителями включает в себя: -организация общих собраний родителей по вопросам обеспечения безопасности, -антитеррористической защищенности ОУ, -воспитания бдительности, ответственности за личную и коллективную безопасность у детей Работа по антитеррористической защищенности и противодействию терроризму и экстремизмувключает в себя: - проведение совещаний, инструктажей и планерок по вопросам противодействия терроризму и экстремизму;- непрерывный контроль выполнения мероприятий по обеспечению безопасности;организацию взаимодействия с правоохранительными органами и другими службами, с родительской общественностью.(В школе разработан пакет документов по организации работы по антитеррористической защищенности образовательных учреждений:- паспорт безопасности;- инструкции, памятки, имеется стенд на первом этаже) Главная цель по обеспечению ПБ в школе: сохранение жизни и здоровья учащихся и персонала за счет высокой степени противопожарного состояния школы, -исключения предпосылок к возгоранию и возникновению пожар,- регулярно проводятся занятия по основам пожарной безопасности, тренировки по эвакуации учащихся и персонала. ГО и ЧС В школе создан "Уголок ГО и ЧС", который помогает разобраться в сигналах оповещения, порядке действий при возникновении ЧС; дает информацию о тех ЧС, которые могут возникнуть; знакомит со способами и порядком защиты при возникновении ЧС; напоминает об основных способах оказания первой медицинской помощи пострадавшим и др. Культура безопасности - это: - знание о безопасной жизнедеятельности;- опыт безопасной жизнедеятельности по образцу;- опыт творческого решения проблем безопасности;- ценности и смыслы безопасной жизнедеятельности;- опыт самосовершенствования безопасности жизнедеятельности. Виды и направления внеурочной деятельности Цель внеурочной работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни- обеспечение всестороннего и гармонического развития школьников. Это требование отвечает основной идее воспитания - воспитать человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Содержание и педагогические требования к внеурочной деятельности по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни В содержании внеклассной работы можно выделить два основных направления: 1)   углубление основных вопросов безопасного поведения, вызывающих большой интерес у школьников, имеющих большое образовательно-воспитательное значение; 2)  формирование умений и навыков исследовательского характера при проведении практических работ, при работе с различными источниками информации в классе, при использовании ПК. Осуществляя работу важно соблюдать следующие педагогические требования: - общественно- полезная, профессиональная, экологическая, краеведческая направленности;- современность содержания и форм внеурочной деятельности; - учет возрастных и индивидуальных особенностей интересов учащихся; - сочетание педагогического руководства с самостоятельностью и добровольностью учащихся; - системность, непрерывное развитие внеурочной работы Формы работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни: Систематические формы Эпизодические формы кружки; олимпиады по ОБЖ; факультативы  предметные недели; конкурсы; викторины походы экскурсии; проведение месячников по обучению населения в области ГоиЧС, участие в различных акциях коллективные тематические просмотры фильмов экскурсионные поездки; недели безопасности (ПБ,ПДД) городские мероприятия по курсу ОБЖ; тематические классные часы выставки соревнования, дни здоровья родительские собрания  Методы организации внеурочной работы: Работа на природе: - экскурсии, - походы, - наблюдения, - соревнования… Работа с литературой: - подготовка рефератов, - подготовка докладов, -  выпуск газет и стендов и др. Игровая деятельность: - олимпиады, - деловые игры, - викторины,- конкурсы и др. Основные показатели эффективности внеклассной работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни - повышение качества знаний и умений школьников по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни ; - интеллектуальный и эмоциональный настрой учащихся: повышение интереса    к    занятиям    в    классе    и    во    внеклассное    время,   ; - приобретение умений работы с различными источниками информации; - активное  участие  в  общественно-  полезной работе и др.; Схема реализации воспитательной работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни через различные виды и формы деятельности. Всемирные дни Здоровья в 2014 г. 1. Всемирный день здоровья, 7 апреля:2. Всемирная неделя иммунизации, последняя неделя апреля;3. Всемирный день без табака, 31 мая:4. Всемирный день донора крови, 14 июня;5. Всемирный день борьбы с гепатитом, 28 июля;6. Всемирный день борьбы со СПИДом, 1 декабря. Проект решения педсовета Принять к сведению представленную информацию по формированию здорового образа жизни воспитанников. .Изучить материалы Министерства образования и науки Российской федерации от 28 декабря 2010 г. N 2106 г. Москва"Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (вступил в силу 27 февраля 2011 г.). Продолжать работу по формированию здорового и безопасного образа жизни воспитанников. Провести дополнительный контроль по организации и проведения Всемирных дней Здоровья в 2014 году