ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗПодготовила Углева Татьяна ПавловнаУчитель-логопед МБОУ «Верещагинская школа-интернат» Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднорода.В нее входят дети с разными нарушениями развития:СлухаЗренияРечиОпорно-двигательного аппаратаЗадержкой психического развитияУмственной отсталостьюВыраженными расстройствами эмоционально-волевой сферыМножественными нарушениями развитияСПЕЦИФИКА Гарантировать каждому ребенку с ОВЗ реализацию права на образование ,соответствующее его потребностям и возможностям ,вне зависимости от:Степени тяжести нарушения психического развития,Способности к освоению цензового уровня образования,Вида учебного заведения,Региона проживанияСмысл разработки ФГОС НОО для детей с ОВЗ Из-за неоднородности состава учащихся требуется дифференцированный стандарт для каждой категории детей с ОВЗ – разработка вариантов, на практике обеспечивающих охват всех детей образованием и обучением, соответствующим их возможностям и потребностям Потребность в дифференцированном ФГОС НОО для детей с ОВЗ Нормативно-правовая база введения федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровьяФедеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)ПриказМинистерства образования и науки РФ №1598 от 19.12.2014ПриказМинистерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014 Максимально расширить охват детей с ОВЗ образованием, отвечающим их возможностям и потребностям;Дать ребенку возможность реализовать на практике Конституционное право на школьное образование, вне зависимости от тяжести нарушения развития, возможностей освоения цензового уровня, типа учреждения, где он получает образование;Гарантировать ребенку удовлетворение общих с обычными детьми и особых образовательных потребностей ,создать оптимальные условия реализации его реабилитационного потенциала;Обеспечить на практике возможность выбора стандарта образования, адекватного возможностям ребенка, отвечающего желаниям семьи и рекомендациям специалистов, сделать ясным диапазон возможных достижений ребенка при выборе того или иного варианта стандарта.Функции ФГОС НОО для детей с ОВЗ Обеспечить на всей территории РФ сопоставимое качество образования детей с ОВЗ;Эволюционно перейти от двух параллельных к единой системе образования, обеспечив механизм взаимодействия общего и специального образования и сделав регулируемым процесс совместного обучения нормально развивающихся детей с ОВЗ;Обеспечить детям с ОВЗ равную с другими сверстниками возможность беспрепятственно переходить из одного образовательного учреждения в другое.Функции ФГОС НОО для детей с ОВЗ Каждый вариант должен характеризоваться по основным параметрам:РезультатамСтруктуреУсловиямКонечному уровню образования(цензовый ,нецензовый , индивидуальный)Варианты специального стандарта образования детей с ОВЗ Результаты освоения основной образовательной программы предлагается оценивать по завершению каждой из ступеней школьного образованияЧто ребенок должен знать и уметь на данной ступени образования;Что из полученных знаний и умений он может и должен применять на практике;На сколько активно, свободно и творчески он их применяетТребования к образовательным результатам Дифференциация специального стандарта образования для умственно отсталых детейВариант 1Вариант 2Предназначен для детей с легкой степенью умственной отсталостиПредназначен для детей с ТМНР Образование в первом варианте несопоставимо по конечному результату с образованием здоровых сверстников.Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей (условия обучения, воспитания и развития) включающие в себя:использование адаптированных образовательных программ,специальные методы обучения и воспитания,специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы,специальную пространственно-временную организацию процесса обученияДифференциация специального стандарта образования умственно отсталых детей наличие специалистов, имеющих необходимую квалификацию,проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий,организацию профессионально-трудового обучения,обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющую образовательную деятельность, и некоторые другие условияДифференциация специального стандарта образования умственно отсталых детей Правовое обеспечение процесса выбора семьей ребенка с ОВЗ варианта специального федерального стандарта образования, его реализации и при необходимости перехода на другой вариант.Кадровое обеспечение –характеристика необходимой квалификации кадров педагогов (в области общей и коррекционной педагогикеи,а также кадров,осуществляющих медико-психологиеское сопровождение ребенка с ОВЗ в системе школьного образования.Ресурсное обеспечение Финансово-экономическое обеспечение – параметры соответствующих нормативов и механизмы их исполнения.Материально-техническое обеспечение – общие характеристики инфраструктуры общего и специального образования, включая параметры информационно-образовательной среды.Ресурсное обеспечение На ФГОС осуществляется учреждением после детального самоанализа результатов подготовительного этапа и вынесения решения о готовности всех компонентов к реализации ФГОС. При этом необходимо учитывать сложившую на территорию РФ практику внедрения образовательных стандартов в процесс обучения. Стандарт вводится только в классах, которые формируются на первый год обучения в год внедрения Стандарта, т.е. в 0 или 1 классах ,открываемых в образовательной организации в год внедрения Стандарта.Переход В качестве основных ступеней реализации подготовительного периода проектной модели внедрения ФГОС для обучающихся с ОВЗ в практику работы образовательной организации могут выступать следующие организационно-содержательные мероприятия: 1.Создание рабочей группы ОО по сопровождению внедрения ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ.2.Анализ требований ФГОС к структуре условиям и результатам освоения Программы обучающимися с ОВЗ.Определение проблемных точек,объема и характера необходимых изменений в существующее информационно-методическое оснащение,систему работы и потенциал образовательной организации.3.Разработка необходимой документации.Приведение условий реализации к проектным требованиям.Обсуждение и утверждение документов в образовательной организации .Разработка АООП,программы коррекционной работы,специальной индивидуальной программы развития. 4.Подготовка каждого члена педагогического коллектива к реализации ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ через разработку необходимого учебно-методического оснащения процесса обучения (рабочих программ, дидактических материалов и пр.) с учетом рекомендаций, разработанных рабочей группой ОО и соответствующих внутренних локальных актов организации.