ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


 аксиологический - введение учащихся в мир ценностей и оказание помощи в выборе личностно-значимых ценностных ориентаций, личностных смыслов;  личностный – обеспечивает познание себя, овладение способами саморегуляции, самосовершенствования, нравственного и жизненного самоопределения;  деятельностно-творческий - способствует формированию и развитию у учащихся разнообразных способов деятельности, творческих способностей необходимых для самореализации личности в разнообразных видах деятельности;  когнитивный – обеспечивает разнообразными научными знаниями, как основы духовного развития.  Обязательные компоненты уроков на переходном этапе: Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа Объявление темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей Во-первых, начинать необходимо с методической подготовки учителя и его профессиональных компетенций:   мобилизационные компетенции – это умения учителя привлекать внимание учащихся развивать интерес к интерес к учению, разумно использовать методы наказания и поощрения; информационно-дидактические компетенции – это умения доступно с учётом уровня обученности и возраста учащихся излагать учебный материал, использовать различные методы обучения; ориентационные компетенции – умение обнаруживать морально-ценностные установки учащихся, развивать социально значимые качества в каждом из них. Через объективность учителя создавать субъектность учеников. Изменение личного отношения учителя к организации и содержанию изучаемого материала. Во-вторых: каждый проектируемый урок должен предлагать следующие возможности учащихся: создание условий для всевозможных форм творческой активности учащихся;свободный выбор сфер приобщения к социально-культурным ценностям; объяснения проблем и смыслов окружающей действительности; определения ценностных ориентаций жизнедеятельности.  В-третьих, содержание каждого «нового» урока должно соответствовать следующим критериям: Проблемность. Изучение основополагающих проблем является осознанной потребностью учащихся. Критичность. Учебный материал преобразуется учителем, как материал для размышлений учащихся. В результате этого появляется новый смысл знаний – знание для себя, личностная ценность. Открытость для дополнений. Субъектное понимание в процессе переосмысления знаний приводит к: актуализации смысла, пониманию рассматриваемой ситуации, введению собственных смыслов, реализации обретённых смыслов. Самоактуализируемая субъектность. Разработка модели собственных отношений к учебному материалу, как готовность к практической реализации своих смыслов. В основе проектирования уроков в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты лежит системно-деятельностный подход. Именно через его принципы обеспечивается: формирование и конструирование социальной среды развития обучающихся;активная учебно-познавательная деятельность;построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Алгоритм проектирования урока. 1. Выделить и сформулировать новое знание, которое будут проектировать учащиеся.2. Определить шаги учебной деятельности, которые будут зафиксированы учащимися на этом уроке.3. Определить знания и умения, необходимые при построении нового знания.4. Смоделировать задание для пробного действия.5. Продумать типы затруднений для данного задания и способ их фиксации учащимися.6. Сформулировать причину затруднения в пробном учебном действии.7. Сформулировать цель построения проекта и его результат.8. Продумать шаги, которые приведут учащихся к построению нового знания (план построения проекта).9. Вычленить мыслительные операции, используемые при открытии нового знания.10. Подобрать задания для актуализации знаний и способы их повторения.11. Продумать формы организации работы в классе на каждом этапе урока.12. Сформулировать задания для групповой работы и способы организации обратной связи по результатам работы.13. Составить текст самостоятельной работы и эталон для самопроверки.14. Определить приемы организации первичного закрепления и подобрать задания для данного этапа15. Подобрать задания для этапа включения нового знания и повторения, продумать аргументацию выбора этих заданий для учащихся.16. Составить план-конспект урока, проанализировать его, внести коррективы. 1. Урок открытия нового знания.Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.Образовательная цель: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов. 2. Урок рефлексии.Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе рефлексии коррекционно-контрольного типа.Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных способов действий -понятий, алгоритмов и т.д. 3. Урок обобщения и систематизации знаний.Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к обобщению, структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.Образовательная цель: систематизация учебного материала и выявление логики развития содержательно-методических линий курсов. 4. Урок развивающего контроля.Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов. Базовая модель системно-деятельностного урока(открытия нового знания)Мотивация (осознанное вхождение учащегося в деятельность по «открытию» нового универсального знания: «надо»; «хочу»; «могу»;самоопределение (Л); смыслообразование (Л);- целеполагание (П);). Актуализация и целеполагание (пробное учебное действие- фиксация затруднения - причина затруднения - цель деятельности; - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); извлечение необходимой информации (П);) Планирование деятельности (фиксация нового знания, эталон: описание, таблица, схема; волевая саморегуляция (Р); познавательная инициатива (Р);)Первичное закрепление (самостоятельная работа, включение в систему знаний; установление причинно-следственных связей (П); формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);)Оценка (рефлексия- самооценка на основе критерия успешности (Л);)Коррекция (контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Ш. Амонашвили: «Урок-солнце, урок-радость, урок-дружба, урок-творчество, урок-труд, урок-игра, урок-встреча, урок-жизнь».