Основные новации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»


Основные новации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»1КАЛИНИН АЛЕКСАНДР ВИКТОРОВИЧДействительный государственный советник 3 класса, профессор, член Экспертного совета по дополнительному профессиональному и корпоративному образованию при Комитете Государственной Думы по образованию 1 сентября 2013 года - вступил в силу (за исключением отдельных положений, касающихся организации финансового обеспечения общего образования)29 декабря 2012 года - подписан Президентом РФ26 декабря 2012 года - одобрен Советом Федерации21 декабря 2012 года - принят Государственной Думой (общий объем текста – 400 стр.)18 декабря 2012 года - принят Государственной Думой во втором чтении (116 поправок принято, 945 поправок отклонено)17 октября 2012 года - принят Государственной Думой в первом чтении, установлен срок подачи поправок к законопроекту (1 месяц)10 сентября 2012 года – официальная рассылка для полготовки замечаний и предложений по законопроекту (срок 1 месяц)31 июля 2012 года - законопроект внесен Правительством РФ в Государственную Думу31 июля 2012 года - законопроект одобрен Правительством Р Ф Конец 2011 года – второе общественное обсуждение на специально выделенном сайте переработанного вариантаКонец 2010 года – первоначальный вариант проекта размещен на сайте для общественного обсуждения2006 год - начата подготовка законопроекта (3 года – разработка и одобрение концепции, с конца 2009 года – начало работы рабочей группы по подготовке текста)2 3Потребовал:внесения изменений в 161 федеральный законПризнания утратившими силу 137 федеральных законов или их отдельных положений 4сохранение стабильности правового регулирования в системе образования, закрепляя в статье 111. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона следующие нормы: 5. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, регулирующие отношения в сфере образования, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Федеральному закону или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации. 6. Изданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации по вопросам, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом могут регулироваться только федеральными законами, действуют до дня вступления в силу соответствующих федеральных законов. 5Определяет: Участники отношений в сфере образования 6Участники образовательных отношенийФедеральные государственные органыОрганы государственной власти субъектов Российской ФедерацииОрганы местного самоуправленияРаботодатели и их объединенияОрганизации, осуществляющие образовательную деятельностьОбучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихсяПедагогические работники,их представителиОбразовательные организацииОрганизации, осуществляющие обучениеИндивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность среднее общее образованиесреднее профессиональное образование – подготовка квалифицированных рабочих, служащихвысшее образование - бакалавриатвысшее образование - специалитетвысшее образование - подготовка кадров высшей квалификации7высшее образование - магистратурасреднее профессиональное образование – подготовка специалистов среднего звенадополнительные профессиональные программы дополнительные общеобразовательные программы основное общее образованиеначальное общее образованиедошкольное образованиеПрофессиональное обучение Программы не связанные с получением определенного уровня профессионального образования{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Основные образовательные программы профессионального обученияДополнительные профессиональные программыПрограммы профессиональной подготовки по профессиям Программы переподготовки рабочих, служащих Программы профессиональной переподготовкиПрограммы повышения квалификации рабочих, служащихПрограммы повышения квалификации 9 1. Понятие «образование» не связывается с процессом, завершающимся получением документа, подтверждающего освоение определенного образовательного уровня. Под образовательной деятельностью понимается деятельность по реализации образовательных программ. 2. Расширяется круг организаций, имеющих право заниматься образовательной деятельностью. 3. Упраздняется аккредитация образовательных организаций. 4. Упраздняется аккредитация дополнительных образовательных программ. 5. Свидетельства о государственной аккредитации в части имеющих государственную аккредитацию дополнительных профессиональных образовательных программ являются недействующими со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. 6. Научным организациям предоставляется право реализовывать программы магистратуры.Основные новации Федерального закона №273-ФЗ от 29 декабря 20132 года 10 8. Не предусматривается принятие типовых положений об образовательной организации определенного типа. 7. Сохраняется деление образовательных организаций на типы, но отменяется деление образовательных организаций на виды. 9. Дошкольное образование рассматривается как уровень общего образования, но сохраняется необязательный характер этого уровня. 10. Для дошкольного образования предусматриваются ФГОС, но не предусматривается итоговая аттестация и выдача документа установленного образца. 11. Закрепляется с 1 января 2014 г. финансирование дошкольного образования с двух уровней (регионального и муниципального), по аналогии с другими уровнями общего образования. 12. Дано определение понятию «присмотр и уход за детьми» и оно полностью вытесняет используемое ранее понятие «содержание детей в дошкольном учреждении». 13. Установлены гарантии уровня заработной платы при расчете нормативов финансирования . 11 15. В рабочее время педагогического работника включается, не только преподавательская, но и другие виды работ. 14. Фиксируется доступ частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, к бюджетному финансированию. 16. Упраздняется такой тип образовательной организации как образовательное учреждение начального профессионального образования. 17. Реализуемое ранее начальное профессиональное образование рассматривается как среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих). 18. Образовательные учреждения среднего профессионального образования переименовываются в профессиональные образовательные организации. 19. Образовательные учреждения высшего профессионального образования переименовываются в образовательные организации высшего образования, а термин «высшее учебное заведение» в Федеральном законе не используется. 20. Образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов переименовываются в организации дополнительного профессионального образования. 21. Исчезает понятие «послевузовское профессиональное образование». Появляется новый , более высокий уровень высшего образования: подготовка кадров высшей квалификации. 22. Подготовка кадров высшей квалификации, осуществляется путем освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, ассистентуры-стажировки. 23. Освоение программ подготовки кадров высшей квалификации подтверждается дипломом об окончании, соответственно, аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки. 24. Вопрос о защите диссертации на соискание ученой степени кандидата наук, лицами, завершившими обучение в аспирантуре, а также лицами не обучавшимися в аспирантуре регулируется законодательством в сфере науки. 25. Докторантура выводится из зоны действия законодательства в сфере образования. 26. Вопросы присуждения ученых степеней и присвоение ученых званий выводится из зоны действия законодательства в сфере образования. 13 27. Сокращается регламентация деятельности образовательных организаций. 28. Усиливается автономия образовательных организаций, гарантии академических прав и свобод педагогических работников и обучающихся. 30. Сокращается до минимума число позиций , которые должны быть отражены в уставе образовательной организации. 31. Усилены требования к наличию локальных нормативных актов по вопросам деятельности организации. 29. Закрепляется положение о том, что за нарушение или незаконное ограничение прав и свобод обучающихся образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. 14 32. Закрепляется возможность сетевого взаимодействия при реализации образовательных программ. Образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации. Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между организациями. Для организации реализации образовательных программ с использованием сетевой формы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, такие организации также совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы. 15 33. Регламентированы возможности использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий . Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном Минобрнауки России. Минобрнауки России утверждает перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологийПри реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся. 16 34. Разведены понятия «экспериментальна деятельность в сфере образования» и «инновационная деятельность в сфере образования».Экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий, образовательных ресурсов и осуществляется в форме экспериментов, порядок и условия проведения которых определяются Правительством Российской Федерации.Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями. К компетенции образовательной организации относится совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения.  Педагогические работники пользуются правом: на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций. 17 35. Предусмотрена возможность создания федеральных инновационных площадок и инновационных площадок субъектов Российской Федерации. В целях создания условий для реализации инновационных проектов и программ, имеющих существенное значение для обеспечения развития системы образования, организации реализующие указанные инновационные проекты и программы, признаются федеральными или региональными инновационными площадками и составляют инновационную инфраструктуру в системе образования. Порядок формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования утвержден приказом Минобрнауки России от 23 июля 2013 года №611. Порядок признания организаций региональными инновационными площадками устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации. 18 36. Предусмотрена возможность проведения педагогической экспертизы.Порядок проведения педагогической экспертизы устанавливается Правительством Российской Федерации.Педагогическая экспертиза проводится в отношении проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания, в целях выявления и предотвращения установления ими положений, способствующих негативному воздействию на качество обучения по образовательным программам определенного уровня и (или) направленности и условия их освоения обучающимися.К проведению педагогической экспертизы на общественных началах привлекаются физические и юридические лица, имеющие необходимую квалификацию.Заключение, составленное по результатам проведения педагогической экспертизы, подлежит обязательному рассмотрению федеральным органом исполнительной власти, разработавшим проект нормативного правового акта. Результаты рассмотрения этого заключения размещаются на официальном сайте указанного федерального органа исполнительной власти в сети "Интернет" 19 37. Усилено внимание к контролю качества образования.Статья 95. Независимая оценка качества образования Независимая оценка качества образования осуществляется в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ в целях определения соответствия предоставляемого образования потребностям физического лица и юридического лица Статья 96. Общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ Под общественной аккредитацией понимается признание уровня деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, соответствующим критериям и требованиям российских, иностранных и международных организаций. Порядок проведения общественной аккредитации, формы и методы оценки при ее проведении, а также права, предоставляемые аккредитованной организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливаются общественной организацией, которая проводит общественную аккредитацию. Работодатели, их объединения, а также уполномоченные ими организации вправе проводить профессионально-общественную аккредитацию профессиональных образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Профессионально-общественная аккредитация профессиональных образовательных программ представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такую образовательную программу в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля. 20 38. Закреплены возможности которые предоставляет сеть «Интернет» для повышения информационной открытости и возможности предоставления государственных услуг в сфере образования.Информация о деятельности образовательной организации в соответствии с перечнем, установленным Федеральным законом №273-ФЗ, подлежат размещению на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет" и обновлению в течение десяти рабочих дней со дня создания, получения или внесения в нее изменений. В целях информационного обеспечения управления в системе образования и государственной регламентации образовательной деятельности уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации создаются, формируются и ведутся государственные информационные системы.Федеральная информационная система обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования.Государственная информационная система государственного надзора в сфере образования.Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам.Реестр примерных основных образовательных программФедеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении.Федеральный реестр апостилей, проставленных на документах об образовании и (или) о квалификации. Изменения в отношении к федеральным государственным образовательным стандартам и федеральным государственным требованиямФедеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) включают в себя требования к: 1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему; 2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3) результатам освоения основных образовательных программ.21 Данные положения практически совпадают с ранее действующими, за исключением того, что из требований к структуре основных образовательных программ исключены требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему. Федеральный закон, в отличие от ранее действовавшего Закона Российской Федерации, предусматривает принятие ФГОС для дошкольного образования, а также аспирантуры, адъюнктуры, ординатуры, ассистентуры-стажировки (третьего уровня высшего образования), для которых ранее предусматривались федеральные государственные требования. Федеральные государственные требования (по новому Федеральному закону) устанавливаются только к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, а также к срокам обучения по этим программам. Для дополнительного образования не предусматриваются ни федеральные государственные образовательные стандарты, ни федеральные государственные требования. Изменения в отношении к примерным основным образовательным программамПо действовавшему ранее законодательству:Основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ.Уполномоченные федеральные государственные органы обеспечивают разработку на основе федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований примерных основных образовательных программ с учетом их уровня и направленности.22В соответствии с Федеральным законом:Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.Примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной. Примерная основная образовательная программаПо действовавшему ранее законодательству:Примерные основные образовательные программы с учетом их уровня и направленности могут включать в себя базисный учебный план и (или) примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).23В соответствии с Федеральным законом:Примерная основная образовательная программа - учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы 24ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 2 июля 2013 года N 185-ФЗО ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ (ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ) РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" Закон изложен на 356 страницах и вносит изменения в 161 федеральный закон, признает утратившими силу 6 законов и отдельные нормы еще 27 законов. Значительная часть изменений носит юридико-технический характер и, в основном, касается приведения терминологии действующего законодательства в соответствие с понятийным аппаратом Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 25Приведения законодательства всех 83 субъектов Российской Федерации в соответствие с изменившимся федеральным законодательством.Принятие новых либо изменения действующих подзаконных актов в сфере образования(в плане Минобрнауки России было намечено принятие более 130 таких актов, половина из них к 1 января 2014 года была принята и обнародована).Принятия новых Федеральных государственных образовательных стандартов(в соответствие с ранее действовавшим законом было принято : 241 ФГОС среднего профессионального образования 177 ФГОС ВПО по направлениям подготовки бакалавриата 93 ФГОС ВПО по направлениям подготовки специалистов 178 ФГОС ВПО по направлениям подготовки магистровв соответствие с Федеральным законом к настоящему моменту принято: 1 ФГОС дошкольного образования ФГОС среднего профессионального образования (ранее ФГОС НПО) 26Изменения уставов образовательных организаций. Вместо требуемых ранее более 25 позиций, предусмотренных Законом РФ «Об образовании», в уставе образовательной организации должна быть (помимо информации предусмотренной гражданским законодательством для некоммерческих организаций) отражена следующая специфическая информация:1) тип образовательной организации;2) учредитель или учредители образовательной организации;3) виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;4) структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий. В соответствии с действующим законодательством в уставе должна содержаться следующая информация:наименование некоммерческой организации;место нахождения;порядок управления деятельностью;предмет и цели деятельности;сведения о филиалах и представительствах;источник формирования имущества; порядок внесения изменений в устав;порядок использования имущества в случае ликвидации. 27Принятия каждой образовательной организацией серии локальных нормативных актов.Непосредственно в законе перечислены локальные нормативные акты, которые должны быть приняты образовательной организацией, среди них можно отметить следующие:- правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, размер и порядок материальной поддержки обучающимся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения,порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися, порядок предоставления обучающимся жилого помещения в общежитиях, размер платы, порядок пользования лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации, порядок доступа педагогических работников к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности … 28необходимость предоставления определенного времени для образовательных организаций для приведения своих документов в соответствие с принятым Федеральным законом, для чего предусматривает следующее: Наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом не позднее 1 января 2016 года … Организации, осуществляющие образовательную деятельность, осуществляют образовательную деятельность на основании лицензий на осуществление образовательной деятельности и свидетельств о государственной аккредитации (за исключением имеющих государственную аккредитацию дополнительных профессиональных образовательных программ), выданных им до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. В целях приведения образовательной деятельности в соответствие с настоящим Федеральным законом ранее выданные лицензии на осуществление образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации переоформляются до 1 января 2016 года… 29преемственность с действующим ранее законодательством, закрепляя в статье 108. «Заключительные положения» следующие нормы: 1. Образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, приравниваются к уровням образования, установленным настоящим Федеральным законом … 2. Образовательные программы, реализующиеся в Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, тождественны в части наименований образовательным программам, предусмотренным настоящим Федеральным законом … 3. Обучающиеся, которые приняты на обучение по образовательным программам, не предусмотренным настоящим Федеральным законом (за исключением основных профессиональных образовательных программ послевузовского медицинского и фармацевтического образования в интернатуре), до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, считаются принятыми на обучение по образовательным программам, предусмотренным настоящим Федеральным законом … 11. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона в оклады (должностные оклады) по должностям научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования включаются размеры надбавок за ученые степени и по должностям, которые действовали до дня вступления в силу настоящего Федерального закона с учетом требуемых по соответствующим должностям ученых степеней. В установленные на день вступления в силу настоящего Федерального закона оклады (должностные оклады) педагогических работников включается размер ежемесячной денежной компенсации на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями, установленной по состоянию на 31 декабря 2012 года.