Практико-ориентированный проект на тему: Мотивация профессионального развития педагогов как средство повышения эффективности деятельности ОУ


Мотивация профессионального развития педагогов как средство повышения эффективности деятельности образовательного учреждения Практико-ориентированный проект Актуальность В последнее время в образовательной системе происходят положительные изменения, позволяющие педагогу раскрыть свой творческий потенциал, быть активным участником инновационных процессов. Мотивация является одним из методов управления личностью, воздействия на ее потребности и желания в саморазвитии. И задача руководителя школы – использовать мотивацию как процесс побуждения педагогического коллектива к деятельности для достижения как личностных целей, так и целей организации. Противоречия между возрастающими требованиями к современному педагогу и снижением мотивации профессионального роста в условиях динамичных изменений системы образования;между объективной необходимостью профессионального развития педагогов и недостаточной компетентностью руководителя образовательного учреждения, не позволяющей обеспечить высокий уровень мотивации их профессионального роста;между высокой степенью теоретической разработанности вопросов мотивации труда педагогов и недостаточной разработанностью механизмов, обеспечивающих развитие мотивации профессионального развития педагогов. Каким должно быть содержательное наполнение компетентностной деятельности руководителя образовательного учреждения, позволяющее обеспечить устойчивую мотивацию профессионального роста педагогов? Выявленные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования следующим образом: Гипотеза Грамотно выстроенная система действий по мотивации профессионального развития педагогов, использование разнообразных методов стимулирования в полной мере будут способствовать формированию профессиональных кадров и, как следствие, повышению эффективности деятельности образовательного учреждения, достижению им высокого уровня конкурентоспособности на рынке образовательных услуг. Цель проекта Совершенствование мотивации профессионального развития педагогов школы. Задачи Изучить понятие и особенности мотивации профессионального развития педагогов образовательного учреждения.Рассмотреть основные формы и методы мотивации педагогов образовательного учреждения.Провести анализ факторов, мотивирующих педагогов к эффективной работе, профессиональному развитию.Разработать рекомендации руководства мотивацией профессионального развития педагогов. Объект исследования — мотивация профессионального развития педагогов. Стимулирование — это одно из средств, с помощью которого может осуществляется мотивирование. Мотивация профессионального развития – процесс побуждения педагога к активной педагогической деятельности, направленной на получение нового качественного результата и сфокусированной на достижении личного смысла в профессии. Мотивы профессионального развития педагогов ОУ Заинтересовать людей работой — значит реализовать планы. Заинтересовать учителей в профессиональном развитии – значит надолго обеспечить успех в развитии своей школы. Открытие собственного мастер – класса для учителей. Повышение самостоятельности, возможность работать по интересующей программе, выбирать класс, устанавливать желаемый и наиболее удобный график работы ( расписание).Содействие в разработке, утверждении и распространении авторской программы. Мотив самостоятельности, реализация себя в профессиональной деятельности как творческой личности     Система мотивации и стимулирования Направление на стажировку или престижные курсы.Предоставление времени на методическую работу (работа на дому)Творческий отпуск в каникулярное время.Дополнительные дни к отпуску.Оплата научно-методической литературы. Мотив личного развития, приобретения новой информации.     Система мотивации и стимулирования Предоставление возможности распространения опыта работы. Привлечение к руководству структурными подразделениями методической службы школы.Назначение на должность методиста, ответственного за стажировку молодых учителей.Рекомендация учителя для работы в вузе на подготовительном отделении.Рекомендация учителя для работы в экспертных группах. Мотив самоутверждения, достижения социального успеха.     Система мотивации и стимулирования Методическое сопровождение различных конкурсов профессионального мастерства. Присвоение звания победителя школьного конкурса профессионального мастерства Мотив состязательности     Система мотивации и стимулирования Мотив стабильности, защищенности Потребность быть в коллективе     Система мотивации Руководителю необходимо учитывать, что все люди мотивируются разными факторами. Залог успеха состоит в том, чтобы дать сотрудникам то, чего они действительно хотят, к чему стремятся. Методы и приёмы мотивации Административные (приказы, распоряжения, выговоры, благодарности, аттестация, дополнительный отпуск и др.)Экономические (премирование, надбавки, поощрения, оздоровление, турпоездки и др.) Социально-психологические (перевод на самоконтроль, рекомендация на присвоение званий, благодарственные письма, грамоты и др.) Использование приёмов мотивирования должно быть комплексным, сочетающим методы административного, экономического, социально-психологического воздействия. Только такая комплексность гарантирует эффективность управленческого влияния.    Методики и диагностики мотивации профессиональной деятельности педагога, мотивации профессионального развития педагога методика «Мотивы педагогической профессии» (Т.Н.Сильченкова);- методика «Изучение мотивации профессиональной деятельности»( К.Замфира в модификации А.Реана);- методика изучения факторов привлекательности профессии (предложена В.А. Ядовым, модифицирована Н. В. Кузьминой, А. А. Реаном);- диагностика уровня готовности педагога к развитию: анкеты «Выявление способности учителя к саморазвитию», «Факторы, стимулирующие обучение и препятствующие развитию и саморазвитию учителей в школе». Рекомендации по повышению мотивации профессионального развития педагогов общеобразовательного учреждения Обращайтесь со своими подчиненными как с личностями. Большинство учителей ценят возможность высказать свои идеи и выслушать мнение о себе со стороны руководителя. Это повышает у них чувство включенности в выполняемую работу, самоуважение и ощущение собственной значимости.Привлекайте педагогов к активному участию в делах организации. Устанавливайте для своих подчиненных достаточно сложные, интересные, но достижимые цели.Поощряйте сотрудничество и групповую работу (ШМО, проблемные группы) Предоставляйте учителям возможности для роста. Ищите возможности для развития своих подчиненных. Информируйте о перспективах работы, объясняя им, почему это должно быть сделано именно так. Поставьте перед коллективом общую цель и постарайтесь создать такую атмосферу, когда педагоги будут работать единой командой по достижению данной цели, Постоянно предоставляйте информацию сотрудникам о том, как они работают, о достигнутом прогрессе, о возникающих проблемах. Свяжите поощрение с достигнутыми результатами. Мотивация педагогов будет выше, если они будут предварительно проинформированы, что они должны делать, чтобы получить вознаграждение, и какое вознаграждение их ждет. Причем, поощрение должно быть соизмеримо с достигнутым результатом. Перспективы работы по совершенствованию мотивации профессионального развития педагогов 1. обновление механизмов морального и материального стимулирования педагогов;2. совершенствование организационно-педагогических условий, обеспечивающих благоприятную мотивационную среду;3. усиление индивидуальной и дифференцированной работы с педагогом путем определения стратегии взаимодействия с учителем и планирования его карьеры. Всё это будет способствовать формированию профессиональных кадров и повышению эффективности образовательного учреждения, достижению им высокого уровня конкурентоспособности на рынке образовательных услуг. Литература Бакурадзе А., Джамулаев А. Мотивация учителей: актуальные потребности и принципы их удовлетворения или компенсации // Директор школы. — № 10. – 2007.Кирдянкина С.В. Концепция «Мотивация профессионального роста педагогов» // Управление современной школой. — № 6. – 2010.Лепешова Е. Мотивационный инструментарий руководителя школы // Директор школы. — № 4. – 2009.Поташник, М. М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе // Методическое пособие.- М.: Центр педагогического образования, 2009, 448 с.