Презентация Формирование полноценного навыка чтения


Творческий отчёт учителя начальных классов Лавровского филиала МОУ «Шульгинская ООШ» Поповой Татьяны Михайловны. * Тема:«Формирование полноценного навыка чтения» * Цель: Определить наиболее эффективные методы и приёмы работы, способствующие развитию полноценного навыка чтения. * Актуальность: Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Полноценный навык чтения – это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и способ общения. * Чтение – это окошко, через которое дети видят, познают мир и самого себя. Чтение – это и то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают. * Компоненты входящие в состав навыка чтения ОсознанностьПравильностьВыразительность Темп, скорость чтенияСпособ чтения. * Задачи Развивать артикуляционный аппарат учащихся, установить недочёты устной речи: шепелявость, картавость, заикание;Развивать кратковременную память;Расширять у учащихся поле одновременного восприятия текста;Вырабатывать внимание к читаемому материалу, устранять непродуктивные возвраты к прочитанному; * 5. Устранять внутренние (тем более внешнее) проговаривания читаемого и создать психическую установку (привычку) на возможность чтения без озвучивания, т.е. перейти на динамическое чтение, что поможет с первого прочтения запомнить от 70% до 90% информации;6. Добиваться понимания прочитанного;7. Развивать тонкие движения пальцев рук;8. Устранять причины, тормозящие процесс чтения. * Управлять процессом формирования навыка чтения можно при соблюдении следующих условий: необходимо опираться на развитие таких важнейших психических процессов, как воспитание, память, мышление;подобрать систему упражнений, которые активизируют внимание школьников, помогают с лёгкостью прочитать текст и понять прочитанное (создание ситуации успеха);учитывать индивидуальные особенности ребёнка; Выстраивать процессы обучения так, чтобы у ребёнка формировался интерес к знаниям, к чтению и к книге вообще;В системе проводить упражнения способствующие развитию навыков беглого, осознанного, выразительного чтения. * Этапы техники чтения в начальной школе Формирование техники чтения на начальном этапе.Развитие кратковременной памяти.Совершенствование внимания.Упражнения, развивающие оперативное поле.Упражнения, развивающий гибкость и скорость чтения.Упражнения на интонацию.Отключение «слуховых», «звуковых» аппаратов во время чтения.Формирование динамического чтения. * Причины тормозящие процесс чтения Первая – малое поле зрения при чтении.Вторая – регрессия глаз.Третья – артикуляция при чтении.Четвёртая – отсутствие гибкой стратегии чтения.Пятая – отсутствие внимания при чтении. * Формы чтения Чтение вслух Чтение «про себя» * Анкетирование учащихся по следующим вопросам: 1. Что ты больше любишь?- Читать сам;- слушать чтение взрослых. 2. Как ведут себя родители во время твоего чтения?- Хвалят тебя;- ругают тебя. 3. Читают ли в вашей семье книги вслух?- Читают;- на читают.4. Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал?- Да;- нет. * Анкетирование родителей по следующим вопросам: 1. Что чаще всего предпочитает ваш ребёнок?- Любит читать сам;- слушать чтение взрослых.2. Как вы поступаете, когда читает ваш ребёнок?- Хвалите его;- ругаете.3. Принято ли в вашей семье читать книги вслух?- Конечно да;- нет.4. Сможете ли вы назвать книгу, которую недавно прочитал ваш ребёнок?- Безусловно, да;- наверное, нет. * Памятки для детей 1. Читай вслух правильно, обращай внимание на каждый слог и каждое слово. 2. Читай вслух выразительно – соблюдай правильный темп, меняй высоту и силу голоса, интонацию согласуй знаками препинания, делай паузы. 3. Читай вслух бегло – произнося первый слог, смотри на второй. 1. Читай молча правильно, осознанно, с соответствующей скоростью (быстрее, чем вслух).2. Те места, которые легко читать, читай быстрее.3. Те места, которые читаешь с запинками и хуже понимаешь, читай медленнее, перечитывай несколько раз. * Памятки для родителей 1. Читайте вслух с ребёнком не мене 10-15 минут в день.2. Прежде чем читать, проветрите комнату, уберите со стола отвлекающие предметы.3. Если ребёнок устал, проведите физкультминутку.4. Хвалите ребёнка за чтение. 1. До или после чтения книги выясните значения трудных или незнакомых слов.2. Спросите, чем понравилась книга ребёнку, что нового из неё он узнал.3. Попросите ребёнка рассказать о главном герое, событии. * Комплект новых учебников для начальной школы - «Планета знаний» * Результаты работы по программе «Планета знаний» Повысился познавательный интерес к урокам. Ребята учатся самостоятельно определять цель своей деятельности. Оценивают свои возможности в учебной работе. * Дыхательная гимнастика и подготовка голоса Задуйте свечуОбрызгайте бельё водойВыдох со счётом Использование скороговоркиМедвежата.В лифте.Ручка в зубах. * Чтение блоков Слитное прочтение двух рядом стоящих букв (первая группа блоков).Уа ау иа ея ия ао яю еюЕу ад аж ай ам ап ар ах! Ей ел емЕд еж ек иж из ик ил им иф их ой! * Отработка дикции Сенька с Санькой вёз Соньку на санках. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.Утром, присев на пригорке, учат сороки скороговорки.От топота копыт, пыль по полю летит.Шел Егор через двор с топором чинить забор.Проворонила ворона воронят. * Упражнения для развитиявыразительности чтения. УменияРазвивать и придавать своему голосу интонации: радостные и печальные, ласковые и гневные, шуточные и серьёзные, насмешливые и одобрительные, а также интонации перечисления, завершения, противостояния. Выбирать нужный темп чтения (быстрый, ритмичный или плавный, размерный или же их сочетание).Ставить логическое ударение в предложении.Читать по ролям, в лицах. * Инсценировка сказки * Развитие оперативной памяти Примеры используемых зрительных диктантов: Тает снегНебо хмурое Трещат морозы Наступила осеньВ лесу много берёз Ярко светит солнце Пролетело жаркое летоСолнышко светит и греет * Развитие речевого аппарата Речевая зарядка Артикуляция гласных, согласных, их сочетаний. Пропевание гласных. Чтение чистоговорок. * Работа над развитием зрительной памяти Игра «Что пропало?».«Таблица с фигурами» + + * Расширение поля чтения. Таблицы, разработанные академиком О. Андреевым.Чтение букв, слогов, записанных пирамидкой с фиксацией взгляда на средней линии. 12 И 4 А 1 8 10 Д 2 Ж Л Г В 6 7 М К Е 5 11 Н 3 Б 9 м а м о м у м и м е м ы 45 мм. * Игра «Видишь или нет?»Чтение слов на карточке за короткое время.Например:буриснегветрывеснаураганыручьиразыграйся побежализаморозитьзазеленелаТренировка в чтении однокоренных слов разных частей речи.Чтение слов, записанных пирамидкой.Таблицы цифр. 23 9 26 6 24 35 25 16 34 3 19 10 29 15 1 20 11 22 8 33 21 12 5 27 17 30 14 7 31 13 32 4 28 2 18 * Развитие смысловой догадки Чтение слов с пропущенными буквами (восстанови слово). К..Ш..АС..Б..КАК..О..О..ИЛК..Р..ВАС..Л..В..ЙС..ОНБ..Г..М..ТВ..Р..НАРазгадывание слов с перепутанными буквами (анаграммы): ФИТЛУПИГАСОПАКТИ3 5 1 4 23 6 5 2 1 4 3 2 4 1 5 * Чтение рассказов с пропущенными буквами в окончаниях.Гроза. Гроза надвига-. Огромная лиловая ту- медленно выплыва из-за ле-. Сильный ветер загуд- в выши-. Дере- забушева-. Крупные кап- дож- резко застуча по листь-, но вот солн- опять засия-. Как всё засверка- вокруг. Как пахнет земляни- и гри-. Чтение текстов с пропущенными словами.Над городом повисли снеговые - . Вечером началась - . Снег повалил большими -. Холодный ветер выл, как дикий -. На конце пустынной и глухой – вдруг показалась девочка. Она была худа и бедно-. Она подвигалась медленно вперёд, валенки свалились с ног и – ей идти. * Упражнения на развитие чтения без повторов. Чтение с закладкой.Чтение слов, записанных разновеликим шрифтом.ПЫлеСОССнеГИриВоРОбьИТЕтеЕВОочЕКДеление слов на слоги вертикальными и горизонтальными линиями.СНЕ | ГО | ПА | ДЫСНЕ – ГО – ПА – ДЫ * Развитие внимания. Сравни рисунки и найди 10 отличий.Определи как кого зовутМиша бежит на встречу Саше.Рядом с Вовой стоит Маша и держит мяч.Пока твой друг считает до 5 постарайся запомнить все предметы. Закрой глаза и назови их.Назови лишний предмет.Игра «Цепочка слов» * Развиваем тонкие движения пальцев рук Гимнастический комплекс;Задания по рисованию и раскраске;Упражнения для развития координации движений пальцев рук.Например: Кошку, которая нарисована слева, обведи левой рукой, а ту, которая нарисована справа - правой. Сколько раз вы рисуете круг и треугольник за одну минуту? Упражнения «Соедини цифры» (не отрывая карандаш от бумаги, посмотри, что получилось).Изготовление различных поделок и выполнение проектов на уроке технологии. * Упражнения для развития темпа скорости чтения. Чтение «эхо» (на первом этапе обучения грамоте).Чтение «канон».Чтение «спринт».Чтение со счётом слов.Упражнение «Чтение-разводка».«Жужжащее чтение»Чтение с простукиванием ритма.Чтение со звуковыми помехами (при звучании музыки). * Упражнения на развитие осознанности чтения Назови одним словом.Раздели слова на группы. К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова. * Гимнастика для глаз Смотреть на доску две, три секунды, за тем перенести взор на кончик носа на 3-5 сек. Повторить пять раз.Вращаем глазами по часовой стрелки и в обратную сторону и т.д. * Праздник «Проводы Букваря». * Урок «Возникновение и развитие письменности в Древней Руси». * Классная библиотека * Экскурсия в библиотеку * Детское творчество * Проект «Здравствуй лето»