Компететностно-ориентированнные задачи по русскому языку и литературе (Примеры заданий, направленных на формирования УУД)


Компететностно-ориентированнные задачи по русскому языку и литературе Выполнила:Шонина Г.Ю., учитель русского языка и литературы МБУ лицея №19 Задания, направленные на формирования УУД Задача №1 ФормулировкаПрочитайте данный текст. Проведите эксперимент, подтверждающий, что наречия и прилагательные способны придать одному и тому же тексту то настроение тревоги, то настроение покоя. Сделайте вывод о роли данных частей речи в изменении настроения текста.Ночь. Луна висит над поймой реки. Облака плывут по небу. Где-то вдали кричит птица. Лес шумит. Ели качают верхушками. * Примерное решение Темная ночь. Одинокая луна висит над поймой реки. Грустно плывут облака по небу. Где-то вдали резко кричит птица. Тревожно шумит лес. Настороженно качают верхушками ели.Чудесная ночь. Яркая луна висит над поймой реки. Неторопливо плывут по небу облака. Где-то вдали призывно кричит птица. Тихо шумит лес. Ели доброжелательно качают верхушками.Вывод: Наречия (Грустно, резко, тревожно, настороженно) и прилагательные (темная, одинокая) в 1 тексте создают настроение тревоги. Наречия (Неторопливо, призывно, тихо, доброжелательно) и прилагательные (Чудесная, яркая) во 2 тексте создают настроение покоя. Значит, умело используя наречия и прилагательные, можно передать определенное настроение в тексте. * Компетенции Учебно-познавательные: анализ текста, планирование действий, использование известного лингвистического материала, позволяющее включить в текст заданные части речи, сравнение содержания получившихся текстов, умение сделать вывод на основе полученных результатов.Коммуникативные: владение монологической речью, свидетельствующее об умении высказать собственное мнение и доказать свою позицию.Общекультурная: развитие эстетического вкуса через грамотное использование языкового материала, функциональная грамотность.Ценностно-смысловая: уважительное отношение к богатству родного языка * Задача №2 ФормулировкаПредставьте себя в роли корректора, проведите экспертизу данных предложений с точки зрения грамотного использования лексических норм языка.Она служила при дворе служанкой. Петя мечтал о собаке, но ему подарили овчарку. История человечества начинается с появления первых каменистых орудий. Слушателей поразило искусственное исполнение романса. Примерное решениеОна при дворе была служанкой. Петя мечтал о собаке, и ему подарили овчарку. История человечества начинается с появления первых каменных орудий. Слушателей поразило искусное исполнение романса. * Компетенции Учебно-познавательные: анализ содержания предложений, умение обратиться к имеющемуся лингвистическому опыту (многозначность слова, использование паронимов, использование союзов определенного вида).Коммуникативные: монологическое высказываниеСоциально-трудовые: знакомство с профессией корректора и профессиональное самоопределениеОбщекультурная: функциональная грамотность * Задача №3 ФормулировкаПознакомившись с текстом правила правописания НЕ с причастием, данным в учебнике, предложите свой алгоритм, помогающий быстрее запомнить условия слитного и раздельного написания НЕ с причастием. Через некоторое время у вас будет возможность сравнить свой алгоритм с вариантом учителя. * Примерное решение * Компетенции Учебно-познавательные: работа с материалом учебника, анализ научного текста, умение выстроить план своих действий, умение преобразовать информацию в алгоритм, анализ выполненной работы, сравнение с образцом учителяКоммуникативные: умение учитывать разные варианты и приходить к общему решению поставленной задачи, умение участвовать в диалоге (ученик - ученик, ученик - учитель)Общекультурная: функциональная грамотностьЦенностно-смысловая: доброжелательность в процессе обсуждения различных вариантов. * Задача №4 ФормулировкаСоставьте схему, которая отражает грамматические признаки частицы как служебной части речи и помогает быстрее запомнить теоретический материал по теме.Примерное решение (на следующем слайде)КомпетенцииУчебно-познавательные: работа с материалом учебника, умение выделить основную информацию, планирование работы, сравнение полученного результата с материалом учебникаКоммуникативные: монологическая речь, готовность внести коррективы Общекультурная: функциональная грамотность * ЧастицаСлужебная часть речи Значение Морфологические признаки Синтаксическая роль Вносит в предложениеразличные оттенкизначения или служит для образования форм слова. Разрядыпо значению Не изменяется Не является членом предложения Формо-образующие Модальные(смысловые) Отрицательные Бы (б), дадавай, пустьпускайболееменеесамый Не, ни В отдельной таблице * Задача №5 ФормулировкаНайдите необычный способ, позволяющий быстро запомнить правило правописания неопределенных местоимений и наречий.Примерное решение (стихотворные запоминалки)То, кое, либо, нибудь – черточку не забудь. ***Кое, либо, то, нибудь Черточку-то не забудь,***Либо, кое, то, нибудь надо черточкой стянуть! * Компетенции Учебно-познавательные: умение работать с текстом, использование знаний по теории стихосложения, умение преобразовать информациюКоммуникативные: умение презентовать результат своей работыОбщекультурная: функциональная грамотностьЦенностно-смысловая: интерес к поэтическому слову * Задача №6 ФормулировкаОцените значимость орфографических правил для точной передачи информации, исправив ошибки в записке, оставленной сыном своей маме. Мама, отвари дверь снежку.Примерное решение Мама, отвори дверь Снежку.Вывод: Мальчик, написавший записку, не учел лексического значения корня --твор- и не знает правила написания собственных существительных. Отвари – приготовить что-либо в процессе варки; отвори – «открой». Содержание его записки может вызвать смех или неточное выполнение просьбы менее грамотным человеком. * Компетенции Учебно-познавательные: умение использовать известный лингвистический материал, корректура текста, умение объяснить свои действияКоммуникативные: развитие навыков монологической речи, умение доказательно сформулировать собственное мнение.Общекультурная: функциональная грамотность * Задача №7 ФормулировкаПеред вами текст письма, полученного отцом от сына. Найдите в тексте слова, не характерные для письма близкому человеку. А как лучше написать родителям? Составьте свой текст.Уважаемый папа! Благодаря тебе я попал в очень хороший лагерь отдыха. Вопреки моим предчувствиям мне все здесь нравится. Мы живем здесь согласно расписанию: вовремя встаем, вовремя завтракаем, обедаем и ужинаем. В течение дня мы многое успеваем: купаемся, накачиваем мышцы, читаем и т.д. По завершении дня у нас есть час свободного времени, который я посвящаю изучению книги «Азбука юного бизнесмена». Наперекор твоему желанию (прости меня!) я сплю мало, так как очень хочется посетить все окрестности. Я выражаю тебе большую благодарность за то, что ты предоставил мне путевку. До скорой встречи по завершении моего отдыха. Крепко жму твою руку. * Примерное решение Дорогой папа! Спасибо тебе, что я попал в хороший лагерь отдыха. Хотя я волновался, мне все здесь нравится. Мы живем по расписанию: вовремя встаем, вовремя завтракаем, обедаем и ужинаем. За день мы многое успеваем: купаемся, накачиваем мышцы, читаем. В конце дня у нас есть час свободного времени, и я читаю книгу «Азбука юного бизнесмена». Сплю я мало, так как очень хочется посетить все окрестности. Спасибо тебе за то, что ты предложил мне путевку. До скорой встречи. Твой сын (лучше указать имя)Вывод: в данном тексте используется неуместное обращение и производные предлоги, которые характерны для официально-делового стиля. Чтобы сделать письмо более теплым, можно упростить некоторые синтаксические конструкции и использовать инверсию. * Компетенции Учебно-познавательные: анализ текста, корректура с опорой на известный лингвистический материал (производные предлоги, структура простого и сложного предложения, особенности различных стилей речи).Коммуникативные: монологическая устная и письменная речь.Общекультурная: развитие навыков эпистолярного жанра, функциональная грамотность.Ценностно-смысловая: доброжелательное, искреннее отношение к близким, умение быть благодарным своим родителям. * Задача №8 ФормулировкаПокажите связь, которая, на ваш взгляд, существует между словами «след» и «последовательность»; между словами «граница» и «неограниченность»Примерное решениеПоследовательность последовательный последовать следовать следНеограниченность ограниченность ограниченный ограничить граничить граница * Компетенции Учебно-познавательные: анализ структуры данного слова, работа с информацией учебника, умение установить причинно-следственные связи, умение выстраивать словообразовательные цепочки.Коммуникативные: монологическая речь, умение доказать свою точку зрения на основе осмысления выполненной работы, умение вносить необходимые коррективы с учетом характера сделанных ошибокОбщекультурная: функциональная грамотность * Задача №9 ФормулировкаОбъясните, как вы понимаете (изложите свое понимание) высказывание лингвиста В.А. Богородицкого, который писал, что предлоги – «словечки отношений».Примерное решениеПонять, объяснение – два самостоятельных словаПредлог – служебная часть речи, которая используется для связи слов в словосочетании и предложении. Так, используем предлог «из», составляя словосочетаниеПонять из объяснени яВывод: с помощью предлога и окончания существительного установлена грамматическая связь между словами в словосочетании. Следовательно, предлоги – это «словечки отношений» * Компетенции Учебно-познавательные: анализ поставленной задачи, поиск информации, умение установить причинно-следственные связи, умение выработать собственное мнение на основе осмысления имеющегося опыта, умение отбирать информацию согласно поставленной задаче.Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение, умение выделить из известного теоретического матерела сведения о функции предлогов, умение построить доказательство, умение доказать свою точку зренияОбщекультурная: развитие лингвистической эрудиции, функциональная грамотность * Задача №10 ФормулировкаИзвестно, что дословно передать чужую речь можно с помощью предложения с прямой речью. Предложите иные варианты передачи чужой речи. Примерное решениеМ. Горький признавался: «Всем хорошим во мне я обязан книгам.»Содержание прямой речи можно передать с помощью следующих конструкций:С помощью сложноподчиненного предложения (М. Горький признавался, что «всем хорошим» в своей жизни обязан книгам.)С помощью простого предложения, осложненного вводной конструкцией. (По мнению М. Горького, «всем хорошим» он обязан книгам.)С помощью простого предложения, в котором используется сочетание предлога «о» и существительного предложного падежа (М. Горький говорил о роли книг в его жизни) * Компетенции Учебно-познавательные: умение использовать имеющийся лингвистический опыт, самостоятельный поиск информации, умение преобразовать имеющуюся синтаксическую конструкцию.Коммуникативные: умение выработать собственное мнение на основе осмысления имеющегося опыта, умение отбирать информацию согласно поставленной задаче, умение построить монологическое высказываниеОбщекультурная: функциональная грамотностьЦенностно-смысловая: положительное восприятие чужого опыта, осмысленное отношение к чтению книг * Задача №11 ФормулировкаСоставьте схему, которая позволяет изложить теоретический материал (§ 23 «Разряды предлогов», стр. 91) Пользуясь схемой, расскажите одноклассникам о разрядах предлоговПримерное решение (смотри следующий слайд)КомпетенцииУчебно-познавательные: работа с материалом учебника, умение выделить основную информацию и преобразовать ее, сравнение полученного результата с материалом источникаКоммуникативные: монологическая речь, готовность внести коррективы Общекультурная: функциональная грамотность * Пространст-венные(указывают на место) Временные (указывают на время) Причинные(указывают напричину) Целевые(указывают на цель) Образа действия(указывают на образ действия) Дополнительные(указывают на предмет, на который направлено действие) в, на, из-за, под, около, вокругу, к, над и др.вышел на дорогупришёл к другу через, к, до, с, перед ,в течениедо и др.проспать до обедаподойти к вечеру по, за, ввиду,из-за, от,вследствие,и др.потух из-за ветра для, ради,на и др.сделать ради тебя;принести для всех с, без, в, по, от и др.писал без ошибок;смеяться от души о, об, про, с, по, насчёт и др.не думать об этомзанятия по футболу Непроизводные Производные наречные отымённые отглагольные в, на, под,у, к, с, над,от, по, до и др. вблизивнутри,вокругоколо вследствиев течениев продолжениепутём благодарявключаяисключаяспустя ПО ПРОИСХОЖДЕНИЮ ПО ЗНАЧЕНИЮ РАЗРЯДЫ ПРЕДЛОГОВ Задача №12 ФормулировкаСоставьте сложный план, позволяющий описать картину П.П. Кончаловского «Сирень в корзине»Примерное решение1. Известный художник П.П. Кончаловский 2. Перед нами натюрморт «Сирень в корзине»:А) любимые цветы художника;Б) описание букета;В) украшение помещения.3. Мое восприятие картины * Компетенции Учебно-познавательные: анализ поставленной задачи, опираясь на сведения о типах речи, вспомнить структуру описания, умение выделить главные элементы в описании произведения живописи, составить план в соответствии с поставленной задачей, умение внести в необходимые коррективы в действие после его завершения.Коммуникативные: устная презентация результата своей деятельностиОбщекультурная: умение высказать свою точку зрения на художественное произведение, функциональная грамотностьЦенностно-смысловая: эмоциональное восприятие произведения искусства * Задача 13 Учебный проект по литературе (произведение А.С. Пушкина “Капитанская дочка”, 8 класс)Заданиядля группы историковдля группы исследователейдля группы художников – портретистовПортрет Пугачёва в “Истории Пугачёва” и в “Капитанской дочке”. История двойного портрета Екатерины II и Пугачёва. Особенности слова в повести, характеризующие неграмотность Пугачёва. Создание собственных иллюстраций к повести. Какие предметы быта, обустройства крестьянской избы рисуют достоверную эпоху того времени? Виды оружия, которым вооружены повстанцы? для группы литературоведов * Примерное решение * Компетенции Информационные: Поиск информации в справочной литературе, сети Интернет, в литературных первоисточникахПередача информации: подготовка сообщений по теме; подготовка презентаций;Обработка информации: упорядочение информации; Коммуникативные:выступать перед аудиторией сверстников с сообщениямиуметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь * Задача 14 Посмотрите видеоролик об истории появления басни, запишите в тетрадь особенности басни как жанра. Найдите признаки басни в произведении И. Крылова «Свинья под дубом» * * Примерное решение Черты басни как жанра:аллегорическая форма;сатирическое изображение;герои — чаще животные;использование диалога, просторечной лексики;афористичность языка. * «Свинья под Дубом» Черты басни как жанра:— небольшой рассказ; — стихотворная форм;— аллегоричность: свинья – аллегория невежестваНевежда — тёмный, необразованный человек.Невежество — недостаток знаний, необразованность, отсталость. — мораль: Невежда также в ослепленье Бранит науки и ученье, И все ученые труды, Не чувствуя, что он вкушает их плоды. * Компетенции Познавательные: умение структурировать материал, умение работать с разными источниками информации, излагать содержание прослушанного текста, выбирать материал на заданную тему, осуществлять анализ и синтезКоммуникативные:оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации *