Презентация на тему Компетентностный подход в образовании


Компетентностный подход в образовании как основа ФГОС Портрет выпускника основной школы- любящий свой край и свое Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;- осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;- активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;- умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; (ФГОС основного общего образования)


Портрет выпускника основной школы- социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;- уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;- осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;- ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы. ФГОС основного общего образования)


Чтобы перечисленные характеристики нашли воплощение в выпускнике основной общеобразовательной школы, её обучающийся должен овладеть личностными, предметными и метапредметными результатами усвоения основной образовательной программы основного общего образования. Личностные результатыготовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению; сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;сформированность системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции; способность ставить цели и строить жизненные планы; способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.


Метапредметные результатыосвоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных); способность использования УУД в учебной, познавательной и социальной практике;самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;построение индивидуальной образовательной траектории.

Предметные результаты освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета умений, специфических для данной предметной области;освоение видов деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях;формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений;владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

Образовательные стандарты ориентированы на формирование универсальных учебных действий, включение в контекст обучения решения значимых жизненных задач, создание индивидуальных образовательных программ и признание решающей роли учебного сотрудничества. образовательные результаты компетентностный подход

определение целей образованияотбор содержания образованияорганизация образовательного процессаоценка образовательных результатовКомпетентностный подход Принципы компетентностного подхода смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения



Компетенция – заранее заданное социальное требование (норма), профессиональная или функциональная характеристика, ожидаемые результаты обучения.Компетентность – наличие опыта деятельности в профессиональной, социально и личностно значимой сфере, основывающегося на личностных качествах человека (ценностно-смысловых ориентациях, знаниях, умениях, навыках, способностях).
Компетентностный подход − альтернатива абстрактно-теоретическим знаниям, которые обучающиеся получают в школах, как обучение использованию полученных знаний в разных жизненных ситуациях. Наличие реальной действительности и умения действовать в этой действительности – необходимое условие развития компетентности. Компетентностный подходКлючевые компетентности(приняты советом Европы в 1996 году)1. Политические и социальные компетенции: способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, разрешать конфликты ненасильственно, участвовать в поддержании и улучшении демократических институтов. Результаты усвоения образовательной программы (ФГОС ООО) П.2.9.5. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей.

Компетентностный подходКлючевые компетентности(приняты советом Европы в 1996 году)2. Компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе - толерантность. Для того, чтобы контролировать проявление расизма и ксенофобии и развития климата нетолерантности, образование должно «оснастить молодых людей межкультурными компетенциями, такими как принятие различий, уважение других и способность жить с людьми других культур, языков и религий».Результаты усвоения образовательной программы (ФГОС ООО) П.2.9.1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

Компетентностный подходКлючевые компетентности(приняты советом Европы в 1996 году)2. Компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе - толерантность. Для того, чтобы контролировать проявление расизма и ксенофобии и развития климата нетолерантности, образование должно «оснастить молодых людей межкультурными компетенциями, такими как принятие различий, уважение других и способность жить с людьми других культур, языков и религий».Результаты усвоения образовательной программы (ФГОС ООО) П.2.9.4. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
Компетентностный подходКлючевые компетентности(приняты советом Европы в 1996 году)3. Компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией, которые особенно важны для работы и социальной жизни, с акцентом на то, что тем людям, которые не владеют ими, угрожает социальная изоляция. В этом же контексте коммуникации все большую важность приобретает владение более чем одним языком.Результаты усвоения образовательной программы (ФГОС ООО) П.2.9.7. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Компетентностный подходКлючевые компетентности(приняты советом Европы в 1996 году)3. Компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией, которые особенно важны для работы и социальной жизни, с акцентом на то, что тем людям, которые не владеют ими, угрожает социальная изоляция. В этом же контексте коммуникации все большую важность приобретает владение более чем одним языком.Результаты усвоения образовательной программы (ФГОС ООО) П.2.10.10. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Компетентностный подходКлючевые компетентности(приняты советом Европы в 1996 году)4. Компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества. Владение этими технологиями, понимание их применения, слабых и сильных сторон и способов к критическому суждению в отношении информации, распространяемой масс-медийными средствами и рекламой.Результаты усвоения образовательной программы (ФГОС ООО) П.2.10.11. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.

Компетентностный подходКлючевые компетентности(приняты советом Европы в 1996 году)5. Способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни. Результаты усвоения образовательной программы (ФГОС ООО) П.2.9.2. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду.

Примерный перечень ключевых компетенцийуметь извлекать пользу из опыта; организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их;организовывать свои собственные приемы изучения; уметь решать проблемы; самостоятельно заниматься своим обучением.ИЗУЧАТЬ(симпозиум Совета Европы по теме «Ключевые компетенции для Европы»)запрашивать различные базы данных; опрашивать окружение; консультироваться у эксперта; получать информацию; уметь работать с документами и классифицировать их. ИСКАТЬ

Примерный перечень ключевых компетенцийорганизовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий; критически относиться к тому или иному аспекту развития общества;уметь противостоять неуверенности и сложности;занимать позицию в дискуссиях и выковывать своё собственное мнение; видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа;оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой;уметь оценивать произведения искусства и литературы. ДУМАТЬ(симпозиум Совета Европы по теме «Ключевые компетенции для Европы»)
Примерный перечень ключевых компетенций(симпозиум Совета Европы по теме «Ключевые компетенции для Европы»)уметь сотрудничать и работать в группе; принимать решения - улаживать разногласия и конфликты; уметь договариваться; уметь разрабатывать и выполнять контракты.СОТРУДНИЧАТЬвключаться в проект; нести ответственность; входить в группу или коллектив и вносить свой вклад;доказывать солидарность; уметь организовывать свою работу; уметь пользоваться моделирующими приборами.ПРИНИМАТЬСЯ ЗА ДЕЛО

Примерный перечень ключевых компетенций(симпозиум Совета Европы по теме «Ключевые компетенции для Европы»)уметь использовать новые технологии информации и коммуникации; доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений;показывать стойкость перед трудностями; уметь находить новые решения.АДАПТИРОВАТЬСЯ
Трехуровневая иерархия компетенций(по А.В. Хуторскому)относятся к общему (метапредметному) содержанию образованияКЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИотносятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областейОБЩЕПРЕДМЕТНЫЕКОМПЕТЕНЦИИимеют конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.ПРЕДМЕТНЫЕКОМПЕТЕНЦИИ


Ключевые образовательные компетенцииКонкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения.Перечень ключевых образовательных компетенций определяется на основе: главных целей общего образования;структурного представления социального опыта и опыта личности;основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.


Ключевые образовательные компетенцииКомпетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом. 1. Ценностно-смысловые компетенции
Ключевые образовательные компетенции Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности: особенности национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир. Компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере: владение эффективными способами организации свободного времени.Опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.2.Общекультурные компетенции

Ключевые образовательные компетенции3.Учебно-познавательные компетенцииСовокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.Определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

Ключевые образовательные компетенции4.ИнформационныекомпетенцииФормируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет).Обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
Ключевые образовательные компетенции5.Коммуникативныекомпетенциизнание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе;умение представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

Ключевые образовательные компетенции6.Социально-трудовые компетенцииВладение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой.Владение этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.


Ключевые образовательные компетенции7.Компетенции личностного самосовершен-ствованияНаправлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. Правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

Компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общениякомпетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни;компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни; ценности культуры (живопись, литература, искусство, музыка) науки; производства; истории цивилизаций, собственной страны; религии;компетенции интеграции: структурирование знаний, ситуативно-адекватной актуализации знаний, расширения приращения накопленных знаний;Классификация компетенций(по И.А. Зимней)
Компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общениякомпетенции гражданственности: знания и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание и гордость за символы государства (герб, флаг, гимн);компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии: смысл жизни, профессиональное развитие, языковое и речевое развитие, овладение культурой родного языка, владение иностранным языком.Классификация компетенций(по И.А. Зимней)
Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферыкомпетенции социального взаимодействия: с обществом, общностью, коллективом, семьёй, друзьями, партнерами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность;компетенции в общении: устном, письменном, диалог, монолог, порождение и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; кросскультурное общение; деловая переписка; делопроизводство, бизнесс-язык; иноязычное общение, коммуникативные задачи, уровни воздействия на реципиента.Классификация компетенций(по И.А. Зимней)
Компетенции, относящиеся к деятельности человекаКлассификация компетенций(по И.А. Зимней)компетенция познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации – их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность;компетенции деятельности: игра, учение, труд; средства и способы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности;компетенции информационных технологий: прием, переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение, конспектирование), массмедийные, мультимедийные технологии, компьютерная грамотность.
Классификация ключевых компетенций(по Г.К. Селевко)уметь работать с числовой информацией (владеть математическими умениями)МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬумение вступать в коммуникацию, быть понятым, непринужденно общатьсяКОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬвладеть информационными технологиями, работать со всеми видами информацииИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬбыть способным к саморазвитию, способность к самоопределению, конкурентоспособностиАВТОНОМИЗАЦИОННАЯКОМПЕТЕНТНОСТЬ



Классификация ключевых компетенций(по Г.К. Селевко)готовность, способность и потребность жить по традиционным нравственным законамНРАВСТВЕННАЯКОМПЕТЕНТНОСТЬуметь жить и работать с людьми, с близкими, в трудовом коллективе, в командеуметь работать и зарабатывать, быть способным создавать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за нихСОЦИАЛЬНАЯКОМПЕТЕНТНОСТЬПРОДУКТИВНАЯКОМПЕТЕНТНОСТЬ


Результаты освоения программ общего образования соотносятся и отражают сущность различных компетенций, что обуславливает построение современной образовательной практики на компетентностной основе.