Презентация по литературному чтению С. А. Есенин Черёмуха


ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. Наша речь полна величья, гордой простоты, В ней прекрасных слов богатство, сила красоты. Потому поэта слушай, будь прилежен впредь, Чтоб могучей русской речью, хорошо владеть. Чтение стихотворений А.А.Блока. В этом имени слово «есень»,Осень, ясень, осенний цвет.Что-то есть в нём от русских песен:Поднебесье, тихие веси,Сень берёзы И синь рассвет.Что-то есть в нём и от весенней грусти,Юности и чистоты…Только скажут :Всей России встают черты…(Н.Браун) Сергей Есенин, Есенин Сергей Александрович 21 сентября 1895, с. Константиново Рязанской губернии — 28 декабря 1925 БИОГРАФИЯ ПОЭТА. Русский народный поэт родился в 1895 году под Рязанью, в селе Константиново, на берегу красивой реки Оки.   Жил в семье деда. Среди первых впечатлений Есенина — духовные стихи, распевавшиеся странствующими слепцами, и бабушкины сказки. С отличием закончив Константиновское четырехклассное училище , он продолжил обучение в учительской школе, из которой вышел «учителем школы грамоты». - Ребята, почему в народе этого поэта называют «певцом русской природы»? В раннем детстве полюбил С.Есенин родную русскую природу. Он чувствовал себя частью этой природы и   воспевал её в своих стихах. Стихи Есенина полны звуков, запахов, красок. Они очень мелодичны и многие из них композиторы положили на музыку. И сейчас они звучат как песни. Летом 1912 Есенин переехал в Москву, некоторое время служил в мясной лавке, где приказчиком работал его отец. После конфликта с отцом ушел из лавки, работал в книгоиздательстве, затем в типографии; в этот период он примкнул к революционно настроенным рабочим и оказался под надзором полиции. СОВЕТУЮ ПРОЧИТАТЬ! Одна из первых я цветуВ садах стою я вся в цветуИ белый мой наряд,И горький запах всех влечёт:-Гляди, цветёт!-Все люди говорят. черёмуха Какое растение изображено на этом слайде?   А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ? - Как выяснили учёные, этот аромат черёмухи убивает микробы. Поэтому чтобы сделать питьевой не очень чистую воду, достаточно бросить в неё цветущую веточку черёмухи. Но в комнатах букеты черёмухи лучше не ставить: может разболеться голова. А вяжущие ягоды черёмухи помогают при расстройстве желудка. ТЕМА УРОКА. С. Есенин: «Черёмуха». ЦЕЛИ УРОКА. - Что бы вы хотели узнать и чему научиться на этом уроке?- Для чего вам это нужно?- Итак, что нужно знать и уметь по теме урока? - Итак, что нужно знать и уметь по теме урока? Знать:содержание стихотворения «Черёмуха»;правила выразительного чтения. Уметь:выразительно читать стихотворение;отвечать на вопросы;рисовать словесные картины;работать самостоятельно и в группах. - Вспомните весну, когда цветут сады и ярко светит весеннее солнышко. В это время года небо удивляет нас своей чистотой. Оно голубое – голубое, воздух – прозрачен, чист, влажен. И вдруг в эту радостную картину врывается сильный и приятный запах, запах цветущей черёмухи. Слушание записи. - Скажите, какой увидел черёмуху поэт? Поделитесь своими мыслями. - Какое настроение хотел передать нам Есенин? Выберите:ликующеевосторженноешутливоепечальноевесёлоепраздничноерадостноеспокойноегрустноеМечтательное Обоснуйте свой выбор. - Какие чувства возникли в вашем сердце? изумлениеспокойствиерадостьсожалениевосторгпечальликованиеГрусть - Что отражают лирические стихи?- Какие картины возникли в вашем воображении после прочтения этого стихотворения?- Какие краски вы бы использовали, чтобы передать на картине это настроение? Самостоятельное чтение стихотворения. Читайте медленно!Помните: ни один художник не рисует картину со скоростью машины;После каждой строчки надо делать короткую паузу, независимо от того, есть ли в конце строки знак препинания;Постарайтесь прочитать так, чтобы передать настроение автора и одновременно выразить свои чувства.- Читаем в полголоса и отмечаем непонятные слова и выражения. Чтение стихотворения вслух. - Кто попробует прочитать стихотворение выразительно, с паузами. СЛОВАРНАЯ РАБОТА роса медвяная - ароматная, с запахом мёда;зелень пряная – с острым, ароматным запахом;проталинка – место, где частично растаял снег и оголилась земля;волна гремучая – издающая громкие звуки;обдаёт – обливает со всех сторон;вкрадчиво – осторожно; тихо;под кручею – под обрывом. - Как вы считаете, с какой целью автор написал это стихотворение? Выберете ответы.чтобы сообщить о том, что расцвела черёмуха;чтобы передать свою радость;чтобы привлечь внимание к красоте природы;чтобы вызвать взаимное сопереживание.  Чем привлекла внимание поэта черёмуха?  Какие слова помогли поэту создать яркую картину сияющего денька?  Но Есенин хотел, чтобы мы не только увидели, но и почувствовали, - «представили запахи».Какими словами поэт говорит о запахах? Какой приём использует поэт? Зачем Есенин использует эпитеты? Придумайте свои эпитеты к слову черёмуха.Пушистая, белоснежная,Весёлая, весенняя.  - А теперь обратите внимание на словосочетания: «сияет зелень в серебре», «зелень горит».- Как называется этот приём? МЕТАФОРА -это сходство между предметами и передача его с помощью переносных значений. Черёмуха -это центральный или второстепенный образ в стихотворении? - Докажите.- Прочитайте строчки к иллюстрации. - О ком можно так сказать: расцвела, кудри завила, стоит?- Какой приём использует поэт? - Какой образ олицетворяет черёмуха? - А кто в стихотворении представляется юношей?- Найдите строчки и прочитайте. - Найдите строчки, где есть и олицетворение и сравнение.«Ветки золотистые, что кудри завила»  Выводы. - Итак, какие приёмы использует поэт, чтобы мы смогли представить картину: почувствовать, увидеть, услышать? - Только ли о природе это стихотворение? Коллективное чтение стихотворения. Работа над выразительностью. - Как будем читать это стихотворение: быстро или медленно неторопливо? - Какие строчки, по вашему мнению, можно читать чуть быстрее? -Давайте попробуем прочитать вместе.  Самостоятельное чтение. Памятка:правильно ставь ударение;соблюдай паузы;выбери силу голоса;определи темп;читай эмоционально;покажи интонацией своё отношение к произведению Оцени товарища! - Кто желает прочитать стихотворение?  -В исполнении какого ученика передалась мелодия стихотворения? Работа в группах. 1 группаЧто главное в стихотворении: действие, событие, поступок, 2 группа-Можете ли вы определить характер музыки, которая могла бы сопровождать это стихотворение? 5 группа- Прочитайте понравившиеся строки. З группа-С каким чувством надо читать стихотворение? 4 группа-Что удивляет автора?   природа? (лирическая) радости Красота природы Домашнее задание. Выучить наизусть стихотворение Есенина «Черёмуха»; РЕФЛЕКСИЯ. Что на вас произвело большее впечатление?Какие задания вам показались наиболее интересными?Для чего нужна такая работа со стихотворением?Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни?