Презентация на тему: Компетентностный подход при обучении в начальной школе


Компетентностный подход при обучении в начальной школе. По видам компетенции можно классифицировать следующим образом: ключевые, базовые и функциональные. Под ключевыми понимаются компетенции, необходимые для жизнедеятельности человека и связанные с его успехом в профессиональной деятельности в быстроизменяющемся обществе. Под базовыми компетенциями понимаются компетенции, отражающие специфику определенной профессиональной деятельности. Функциональные компетенции представляют собой совокупность характеристик конкретной деятельности и отражают набор функций, характерных для данного рабочего места. Компетентностный подход в обучении русскому языку в начальной школе по учебно - методическому комплекту «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой уже предполагает яркую практическую направленность на пользование языком, на развитие чутья к языку. Структурирование курса строится на основе объективно существующих связей между теоретическими и практическими разделами и разными темами внутри каждого раздела. В теме «Родственные слова» (2 класс) есть следующие задания:Допиши три родственных слова, добавляя разные приставки: писать , тянуть , бежать . Вставь нужные слова. Проверь по словарю, правильно ли написаны вставленные слова. При встрече с человеком нужно говорить ,а при прощании - . Главный город нашей страны - . – это столица . Поставь в них ударение. Подчеркни зелёным цветом, если они написаны правильно. Фонетика и орфоэпия являются основой не только технологии письма, но и грамотного письма и правильного произношения слов, поэтому в учебниках Н. Ф. Виноградовой работа с понятиями этого раздела русского языка не прерывается до конца начальной школы. 1) разноуровневый, многоаспектный анализ текста, предложения, слова (обеспечивается единством лексического, грамматического смысла и звуков/букв), например:Найдите имена существительные из текста, соответствующие схеме: к приставка, корень, суффикс, окончание.Объясните написание суффикса - ек в слове платочек. 2) задания с недостающими данными:К данной схеме составьте предложение: и , и , и , и , и . 3) задания с избыточными данными (определение понятия, избыточный план, «лишнее» слово или предложение):Определите склонение у следующих слов: Окно, воробей, осень, волшебная, хлопушка, висят. 4) исследование противоречия между уже известным и новым знанием или условием: • Запиши слова в два столбика: 1) слова мужского рода; 2) слова женского рода. Работа, ученик, посуда, Женя, плакса, сирота. Из всего сказанного следует, что сущность обучения языку состоит не в заучивании правил, а в формировании навыков активного, осознанного, правильного и адекватного использования и понимания языковых средств в речи. Иными словами, учитель должен создать условия для того, чтобы ребёнок научился адекватно действовать в любой речевой ситуации. Компетентностный подход на уроках литературного чтения помогает каждому ребёнку с первых шагов обучения включиться в активный познавательный процесс формирования специальных читательских умений: умения ориентироваться в книгах, понимать особенности литературного произведения. Используется метод моделирования — введение системы «заместителей» (условных обозначений) жанров, тем, героев, а также составление схематических планов и моделей обложек, что развивает активную читательскую позицию. Сказка Пословица Рассказ Загадка Стихотворение Басня ? Во-вторых, для того, чтобы припомнить специфику жанра, определяющую методику работы с текстом на уроке в целом. Так, при изучении рассказа устанавливается последовательность событий и действий героя в сюжете, определяется экспозиция, завязка. Особо выделяется эпизод, вызвавший наибольшее волнение читателей, важный для понимания идеи текста. Компетентностный подход в обучении математике по учебно - методическому комплекту «Начальная школа XXI века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой также предполагает практическую направленность. Содержание курса строиться на интегрированной основе. При решении некоторых математических задач ученики самостоятельно получают не только вычислительные навыки, но и историческую информацию, например: Первая газета вышла в России 2 января 1703 года, а первая книга напечатана в Москве на 139 лет 8 месяцев 5 дней раньше. Когда вышла в свет первая книга? Анализ заданных условий выводит на самостоятельное открытие нового знания в математике: 1. Запиши числа арабскими цифрами: XX, II, XX I X2. Запиши числа римскими цифрами: 35, 18, 24, 33, 26.3. Рассмотри равенства: СLХ=160ХL = 40 Какие новые цифры в них использованы? Определи их значение. В третьем классе несколько тем образуют тот математический «фон», который дает возможность расширить и углубить общематематическую подготовку младших школьников, повысить теоретический уровень обучения, подготовить учащихся к изучению курсов математики пятого-шестого классов. Это темы:1. Симметрия на клетчатой бумаге.2. Уравнение и его корень.3. Деление окружности на равные части.4. Построение вписанных многоугольников.5. Построение симметричных фигур с помощью угольника и линейки и другие. Практическую направленность носит и курс «Окружающий мир», построенный на интегрированной основе. Так, при изучении темы «Природные зоны», ставятся вопросы: Какими качествами должны обладать люди, отправляющиеся в неизведанные края? Если бы вы входили в команду Семена Дежнева, какое время года вы предложили бы для начала похода? Почему? А если бы вы отправились в Антарктиду? Эти вопросы выводят ребенка на осмысление конкретных жизненных ситуаций, и при поиске ответа он должен переосмыслить не только прежде изученный материал, но и обратиться к собственному жизненному опыту. Так знание по конкретному учебному предмету выходит за его рамки, приобретая обобщенный надпредметный вид и практическое значение. Таким образом, компетентностный подход при обучении в начальной школе предполагает исследовательский подход вместо обучения на основе информации, обучение основе анализа и обработки знаний вместо механического обучения; совместную деятельность педагога и учащегося по созданию системы знаний вместо обучения, жёстко направляемого учителем, применение различных способов обучения вместо исключительно формального обучения; обучения по инициативе с учётом личностных смыслов и личностного опыта вместо обучения по указанию. Спасибо за внимание!