Презентация к семинару-практикуму на тему: Эффективные современные формы работы методиста с педагогами дополнительного образования, направленные на повышение качества дополнительного образования


Комитет по образованию Администрации г. Улан-УдэМКУ «Центр мониторинга и развития образования»МБУ ДО «Дом творчества Железнодорожного района г. Улан-Удэ»Городской семинар-практикум(для заместителей директоров по УВР, методистов учреждений дополнительного образования)Тема: «Эффективные современные формы работы методиста с педагогами дополнительного образования, направленные на повышение качества дополнительного образования»г. Улан-Удэ09 декабря 2016 г. МБУ ДО «Дом творчества Железнодорожного района г. Улан-Удэ»Тема: «Применение в организации учебно-воспитательного процесса современных форм работы методиста с педагогами дополнительного образования»Потёмкина Наталья Эдуардовна, методист МБУ ДО «ЖДТ г. Улан-Удэ» Определение Методическая работа - это основной вид образовательной деятельности, представляющий собой совокупность мероприятий, проводимых администрацией, методическим кабинетом, педагогами дополнительного образования в целях:овладения методами и приемами учебно - воспитательной работы;творческого применения их на занятиях и мероприятиях;поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения УВП. Методическая служба на базе учреждения дополнительного образования детей должна быть центральным звеном формирования качества дополнительного образования детей и в профессиональной поддержке педагогов. Нормативно-правовое обеспечение системы дополнительного образования детей в ЖДТФедеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республики Бурятия» // Народный Хурал Республики Бурятия – 2013. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р). Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».  Цель методической работыОказание действенной помощи педагогам в улучшении организации обучения и воспитания учащихся, обобщении и внедрении передового педагогического опыта, повышении теоретического уровня и педагогической квалификации педагогического коллектива. Методист дополнительного образования - это своего рода руководитель определенного направления деятельности Миссия современного методиста заключается в поддержке каждого конкретного педагога:в процессе формирования целей и ценностных ориентаций;стремления к непрерывному саморазвитию и профессиональному росту; к высокому качеству своего труда Структура методической службы МБУ ДО ЖДТМетодический совет, определяющий задачи деятельности и пути их решения, осуществляющий экспертную деятельность.Руководители методобъединений по реализуемым профилям дополнительного образования детей.Профессиональные объединения педагогов, включающие разные формы организации методической работы: педагогические мастерские, методические объединения, проблемные группы (временные творческие группы), решающие актуальные педагогические задачи и объеденные в модули по направлениям: «Научно-методический», «Социально-педагогический», «Художественно-эстетический», «Декоративно-прикладной».  Структура методической службы Логика определения целей методической поддержки кадров следующая:диагностика потребностей и затруднений педагогов, профессионально-значимых их личностных качеств, анализ эффективности методической работы в ЖДТ и изучение спроса на методические услуги педагогов и управленцев;фиксация выявленных профессиональных потребностей, затруднений, личностных особенностей педагогов, востребованных видов методических услуг на разном уровне;анализ выявленных проблем и формулировка заказа на методические услуги со стороны педагогов, управленцев; постановка целей, задач, направлений работы методической службы с учетом анализа перечисленных выше факторов, тенденций развития и интеграции общего и дополнительного образования детей в современных условиях;выделение основных направлений и разработка содержания деятельности методической службы, адекватного поставленным целям. Направления деятельности методической службы:Совершенствование образовательного процесса.Повышение педагогического мастерства.Создание условий для раскрытия и повышения творческого потенциала педагогов.Привлечение к работе в условиях дома творчества специалистов в различных областях творческой деятельности и педагогов из других образовательных учреждений.Развитие собственной системы подготовки кадров, в том числе из воспитанников дома творчества. Организация и координация работы методических объединений в доме творчества.Анализ, обобщение и распространение передового педагогического опыта.Методическое руководство, аттестация педагогических кадров.Методическая работа по программно-аналитическому обеспечению в МБУ ДО ЖДТ и методическая помощь в организации и совершенствовании дополнительного образования в структурных подразделениях дома творчества. Основные ключевые моменты деятельности методистаКонсультированиеКоординирование Информирование Нормативно- правовое сопровождение Курирование (содействие) Проведение экспертизы Направления деятельности методиста ТехнологическоеПедагогическое Научное Управленческое Функциональные умения методистаАналитическиеИнформационныеКонструктивныеКоммуникативныеИсследовательскиеПроектировочныеВнедренческие Аналитические умения - это формулировать: проблемы, цели;применять адекватные методы анализа;формировать выводы и рекомендации.Информационные умения - этонаходить: необходимую информацию; информацию для планирования, организации и контроля методической деятельности;выявлять информационные потребности педагогов Конструктивные уменияразрабатывать план (программу) профессионального развития педагогов;выбирать оптимальный вариант методического взаимодействия с различными категориями педагогов.Коммуникативные уменияустанавливать отношения сотрудничества;создавать благоприятный микроклимат;владеть коммуникативными средствами воздействия. Исследовательские уменияработать с первоисточником;проводить педагогический эксперимент;обобщать материалы экспериментальной работыПроектировочные уменияопределять область ближайшего развития педагогов;предвидеть результаты методического воздействия;прогнозировать развитие и саморазвитие педагогов;научно обоснованно отбирать материал для усвоения его педагогами;проектировать свою деятельность;определять основные направления и критерии развития собственной профессиональной компетентности. Внедренческие уменияанализировать и отбирать передовой педагогический опыт;разрабатывать механизм внедрения передового педагогического опыта;транслировать собственный научно-педагогический опыт. индивидуальные формы методической работы самообразование, стажировка, разработка проблем (творческих тем),взаимопосещение занятий, самоанализ, наставничество, собеседование, консультации. организационные формы методической работы являются: Информационные обзоры научной, методической, педагогической литературы.Выставки творческих работ педагогов и детей, методических разработок, пособий и дидактических материалов.Творческие отчеты педагогов.«Школа педагогического мастерства».Шефство опытных педагогов над молодыми.Открытые занятия, мастер-классы.Практикум по приобретению различных необходимых для работы навыков и умений.Анализ педагогических ситуаций (решение педагогических задач).Проблемные семинары. Проведение деловых и ролевых игр.Создание творческих лабораторий. Пассивные формы работы методической службы сориентиро­ваны в большой степени на репродуктивную мыследеятельность и обеспечивают опору на зону актуального развития педагогов.Активные формы стимулируют поиск, творческую исследова­тельскую деятельность педагогов и ориентированы на зону бли­жайшего развития педагогов.  эффективные формы методической работы на современном этапе тео­ретический семинар семинар-практикум научно-практическая конференция методическая декада дни науки методический фес­тиваль методический мостдискуссия методический ринг деловая игра педагогический КВН мозговой штурм тренинг видеотренинг педагогические чтения лекторий профессиональная выставка защита проекта тематический педагогический советоткрытое занятие формыформы Методическая поддержка педагогических кадровМаксимальное использование опыта педагогов с целью повышения результативности и оптимизации учебно-воспитательного процесса.Принцип деятельности обучения через опыт. Ориентация на активизацию творческого потенциала педагогов через организацию деятельности, практико-ориентированных форм и методов методической поддержки кадров. Погружение в определенные ситуации.Психолого-педагогическая поддержка кадров.Принцип свободы выбора методической деятельности ориентирован на профессиональные потребности и затруднения педагогов.Принцип семинарской работы – сотрудничество, совместный поиск, совместное творчество (сотворчество). новейшие формы обучения педагогических кадров отно­сятся инновационные, организационно-деятельностные деловые, ролевые и другие игры, которые способствуют формированию ин­теллектуальной культуры и культуры саморазвития проектная деятельность как форма работы с педагогамиЦелью внедрения проектной деятельности является системность, последовательность действий и практика выявления из многообразия явлений существенного, главного.Определяется последовательность работы:1-й этап (проектно-организационный). Методическая служба помогает педагогам формулировать цель и задачи проекта, определить ожидаемые результаты, риски.2-й этап (практико-преобразовательный). Методисты разрабатывают нормативно-правовую и рабочую документацию, проводят индивидуальные консультации педагогов по проведению конкретных мероприятий, направленных на решение проблемы. Они участвуют в распространении педагогического опыта через семинары, мастер-классы, конференции, круглые столы и др.3-й этап (контрольно-аналитический). Рабочая группа проекта под руководством методической службы дома творчества проводит анализ результатов реализации проекта. И.Иманцуми«Плохой хозяин растит сорняк.Хороший выращивает рис, умный культивирует почву, дальновидный - воспитывает работника»СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!