Презентация выступления по теме Портфолио ученика как средство мотивации личностного развития


Портфолио ученика как средство мотивации личностного развитияПодготовила: Воронюк Е.В.классный руководитель 7а класса С 2011/2012 учебного года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов в виде знаний, умений и навыков. Формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Требования к результатам сформулированы в виде личностных, предметных и метапредметных результатов. Если раньше под образовательными результатами мы имели в виду только то, что связано с предметными результатами, то теперь мы имеем дело с личностными результатами, определяющими мотивацию, направленность деятельности человека. Чтобы оценить личностные результаты,  нужны новые подходы и новые технологии. Одной из таких  технологий  является – Портфолио. Портфолио ученика – это комплекс документов (грамоты, дипломы, сертификаты и т.д.) и продуктов различных видов деятельности, как учебной (диагностические работы, оценочные листы, исследовательские, проектные работы, рефераты и т.д.), так и внеурочной (творческие работы, презентации, фотоматериалы), отражающий индивидуальные  образовательные   достижения и отслеживающий личностный рост школьника,  динамику его продвижения в учебной и других видах деятельности. Для чего создают портфолио? Ребенок должен иметь правильную мотивацию, он должен уметь ставить цели и добиваться их. И чтобы он мог раскрыть свой внутренний потенциал, педагоги и родители должны помочь ему. Для этого и требуется портфолио. Оно помогает ребенку структурировать свои работы, успеваемость, достижения. Этот материал в будущем поможет определиться с выбором дополнительных занятий, высшего заведения и профессии. Принимая решение по созданию портфолио, руководствовались тем, что портфолио:является современным педагогическим инструментом сопровождения развития  и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий;позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся; предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования. Основные задачи ведения портфолио:1. Создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях.2. Максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий для его самореализации в различных областях школьной жизни и внешкольной жизни.3. Развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию.4. Формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста.5. Формирование положительных моральных и нравственных качеств личности; стимулирование к самосовершенствованию.6. Приобретение навыков саморефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»). Таким образом, общая цель такой работы школе – выращивание опыта детей по работе со своими материалами, их систематизации, планированию учебной деятельности, ее анализу и оценке, формам презентации своих достижений. Портфолио в школе прежде всего должно носить обучающий характер. Это не форма оценивания детей, а «инструмент», с помощью которого формируется у школьников контрольно-оценочная самостоятельность.Основное предназначение портфолио – продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Принципы формирования портфолио:1.Не нарушать принцип добровольности при формировании портфолио. 2.Сбор материалов самим ребёнком при помощи и поддержке взрослых. 3.Не отказывать в помощи ребенку при формировании портфолио. 4.Использование возможностей системы дополнительного и профессионального образования, общественных организаций и т.д. 5.Исключить формальный подход к портфолио - "соревнование за количество". 6.Собираем не только документы "с печатями". 7. Акцент на содержании, а не на форме. Портфолио выполняет следующие функции:1. Диагностическая функция. 2. Контролирующая и оценивающая функция. 3.Воспитательная функция. 4.Функция творческого развития. Портфолио включает в себя 5 основных разделов:Диагностика личности.Диагностика успехов.Социальная жизнь.Самооценка личности.Детское творчество. Польза портфолио для всех участников воспитательного процесса:Учителю портфолио «рассказывает» о чувствах, впечатлениях, страхах, предпочтениях, удачах и неудачах ученика. Важно, чтобы откровения ученика помогли учителю вовремя прийти ему на помощь.Полезно портфолио и родителям. С его помощью они видят движение ребенка в овладении знаниями, умениями, навыками, видят его внутренние переживания, результаты творческой деятельности, трудности и радости.Ученику портфолио помогает осознать себя значимым субъектом учебной деятельности, видеть свои успехи, не бояться встречающихся трудностей. Оформление портфолио важно еще и потому, что ребенок следит за ним. Он будет развивать коммуникабельность, учиться правильно излагать свои мысли, ведь составление и ведение портфолио требует общения с родителями и педагогами. Таким образом, представляется крайне важным с первых лет пребывания ребенка в школе приучать его к систематической работе по сбору папки личных достижений, т.к. она является «технологией всматривания в себя, которая понадобится ребенку на протяжении всей его жизни» (Т. Новикова, А. Прутченков). Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Примеры:7а класс: 1. Кузнецова Елизавета (2013 - школа 1, город, 2014- школа У, 2015 - школа 1) 2. Анчугова Анастасия ( 2013 - школа 2, 2014 – школа У, 2015 –школа 2) 3. Назаров Айдар (2013 - школа 3, 2015 – школа У, город) 4. Сюлемез Артем ( 2013 – школа 4, 2015 – школа 4) Спасибо за внимание!!!