Презентация по физике на темуВнеклассное мероприятие по физике Правда,что я изучаю физику(10-11 классы)


Внеклассное мероприятие по физике для 10-11 классов «Правда ,что я изучаю физику?».Учитель физики Цветкова Зинаида Васильевна МБОУ «Чутеевская СОШ» Янтиковского района Чувашской Республики Цели занятия:Всеми силами стараемся активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках, создавать проблемные ситуации, показать практическую значимость физики, ее законы, использование формул. Внеклассные мероприятия – хорошая подготовка к жизни, будущей трудовой деятельности, она помогает самоопределению ученика в доступной увлекательной форме показать ученикам, что знание законов физики пригодится им в различных жизненных ситуациях поднять престиж учебного предмета развивать познавательный интерес учащихся, их активность Правила игры. Выбирая по желанию какой-либо предмет (физике, химии, истории, математике, биологии, музыке, народному творчеству, информатике, географии, немецкому языку, литературе) и балл-оценку. За правильный ответ ставятся баллы, за неправильный ответ – вычитаются. Те, кто набрал наибольшее количество баллов, выходят на «экзамен» и отвечают уже только по физике (но вопрос тоже выбирают). Победителем является участник, который ответит на экзамене лучше всех Разминка:Из каких веществ состоят следующие физические тела:а) вязальная спица б) швейная игла в) чайный стакан г) книга д) письменный стол е) школьный пенал ж) ученический портфель Какова мощность горящей спички? Решить задачу экспериментально Взвешиванием определяем, сколько весит спичка (m=100 мг = 0,1 г), удельная теплота сгорания древесины равна 13·106Дж/кг. Определяем по секундомеру, что спичка сгорает за 20 секунд. Q=q·m; Q= 13·106Дж/кг ·0,1 ·10-3кг =1300Дж; P= Q/t =1300 Дж/20с =65 Вт. Следовательно, мощность горящей спички равна 63 Ватта, т.е. по мощности превосходит 50-ваттную электрическую лампочку. История1-й тур. «3»: он изучал строение атома и радиоактивные превращения «4»: в декабре 1927 г. Во Франции начались необычные морозы. Остов моста через Сену в самом центре Парижа так сильно сжался, что затем рассыпался кубиками .Проезд закрыли. Какова причина? «5»: в 1695 г. он получил должность смотрителя Монетного двора Великобритании, а через 4 года стал его директором. Ему была поручена чеканка всех монет страны. По легенде, яблоко помогло ему открыть важный физический закон. 2-й тур. «3»: он один из первых учёных, работавших на войну, и первая жертва войны среди людей науки. Ему принадлежат слова: «Дайте мне точку опоры, и я переверну весь мир!» «4»: он начал свой трудовой путь в качестве школьного учителя. А в 1921 г. получил нобелевскую премию за физико-математические исследования законов фотоэффекта. «5»: атомные бомбы были применены США в конце второй мировой войны. Когда и против кого? Ответы:1.Генрих Герц.2.При понижении температуры линейные размеры металлических тел уменьшаются и тем значительные, чем больше понижение температуры3.Исаак Ньютон.1.Архимед.2.Альберт Эйнштейн.3.В 1945 г. на японские города Хиросима и Нагасаки были сброшены атомные бомбы География1-й тур. «3»: на Земле есть точка, находясь в которой, вы всегда будете смотреть на юг. «4»: летом железная дорога от Москвы до Санкт-Петербурга длиннее на 300 м, чем зимой. «5»: почему люди в древности считали, что Солнце движется вокруг Земли? 2-й тур. «3»: чем отличается метеор от метеорита? «4»: чем вызываются морские приливы и отливы? «5»: как называется часть рельефа земной поверхности, по которой приходится двигаться против направления силы тяжести? Ответы:1.Северный полюс.2. С повышением температуры линейные размеры металлических тел увеличиваются.3. За тело отсчёта они брали Землю.1.Метеорит – твёрдое космическое тело, достигшее поверхности Земли, а метеор – видимый след в небе от летящего объекта, метеорного тела. 2.Силой притяжения Луны3.Гора Сколько дров нужно сжечь, чтобы нагреть с помощью камина воздух в комнате 5 х 4 х 3 м, от 0 до 20°C? Количество теплоты, необходимое для нагревания воздуха : Q=cmΔt =cVρΔt= =1000 Дж/(кг·0С) · 5·4·3 м3 · 1,29 кг/м3 · 200С= =1548000ДжМасса дров, выделяющая такую энергиЮ : Литература1-й тур. «3»: сказка «Зимовье зверей».«Тут пришли к быку гусь и петух.– Пусти, брат, к себе погреться, – сказал гусь.– Нет, не пущу!–А не пустишь, – говорит гусь, – так я весь мох из твоих стен повыщиплю, тебе же холоднее будет.– Не пустишь? – говорит петух. – так я взлечу на чердак и всю землю с потолка сгребу, тебе же холодно будет.»Обоснованны ли, с точки зрения физики, угрозы гуся и петуха? «4»: сказка «Морозко». «Девушка сидит под елью, дрожит; озноб её пробирает. Вдруг слышит – недалече Морозко ёлками потрескивает; с ёлки на ёлку поскакивает; пощёлкивает. Очутился на той ели, под которой девица сидит, и сверху её спрашивает:– Тепло ли тебе, девица?– Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.»Почему девице было тепло? Почему от мороза ели трещат? «5»: детективная история.«На обед Холмсу и Ватсону миссис Хадсон подала аппетитные пельмени. Шерлок Холмс посмотрел на них и спросил: – Как вы думаете, Ватсон, какие пельмени легче: только что сделанные, сухие или варёные?– Наверное, вареные, так как они плавают, – ответил Ватсон» Прав ли Ватсон? ЛИТЕРАТУРА2-й тур. «3»: сказка «Иван-солдатский сын». «Начали они биться смертным боем; Иван-солдатский сын так быстро и сильно махал своей саблею, что она докрасна раскалилась, нельзя в руках держать! Взмолился он царевне: “Спасай меня, красна девица! Сними с себя дорогой платочек, намочи в синем море и дай обернуть саблю”.» Зачем Иван попросил царевну намочить платок, чтобы обернуть им саблю? «4»: детективная история. «Была зима. Шерлок Холмс вошёл в комнату с улицы. Сквозь замёрзшие окна виднелся лишь край дороги. “Хозяйка квартиры ленивая”, – подумал сыщик». Почему Шерлок Холмс сделал такой вывод«5»; В. Бианки. «Аксыр». «...Артель заходила в тайгу на лыжах. Груз охотники тащили за собой на длинных с узкими полозьями санях – нартах. Стоял тридцатиградусный мороз. Дыхание застывало на усах, смораживало бороду, вязало рот. Лыжи царапали твёрдый наст и громко визжали...» Отчего у охотников дыхание застывало на усах, замораживало бороду? Почему охотники шли на лыжах? Отчего лыжи визжали? Ответы:1.Да. Мох задерживает воздух между своими веточками, а воздух – плохой проводник тепла. Толстый слой земли на потолке также плохой проводник тепла2.Ветви ели защищали девицу от ветра, поэтому охлаждение и испарение влаги происходило не так интенсивно. Треск елей вызван тем, что вода в древесине между волокнами замерзает и расширяется, разрывая волокна.3.Не прав. Варёные пельмени тяжелее, так как они пропитаны водой. Но при варке тесто и пельмени увеличиваются в объёме за счёт расширения содержащегося в них воздуха, выталкивающая сила увеличивается, и они всплывают. 2.Окна замёрзли – значит в промежуток между рамами проник тёплый воздух из комнаты. Соприкасаясь с холодным стеклом, водяной пар, содержащийся в воздухе, сконденсировался и замёрз. Следовательно, щели в рамах были плохо заклеены.3.за счет понижения температуры воздуха – снег становится пористым. Человек, стоя на лыжах, оказывает меньшее давление, чем без лыж, и меньше проваливается в снег. Ответы:1.Процесс испарения влаги сопровождается поглощением энергии, поэтому поверхность нагретой сабли охлаждается. Пословицы и поговорки1-й тур. «3»: ходит весь век, а не человек. «4»: книги читают, а грамоты не знают«5»: на поле родился, на заводе варился, на столе растворился. 2-й тур: «3»: гвоздём море не нагреешь.«4»: много снега – много хлеба. « 5»: куй железо, пока горячо. Ответы:1.Часы – физический прибор для измерения физической величины «время» в секундах, минутах, часах.2.Очки – физический прибор для коррекции дефектов зрения; преломление света, действие собирающей или рассеивающей линзы.3. Сахар; нагревание и выпаривание в процессе производства, процесс растворения в воде при использовании, диффузия1.Гвоздь обладает небольшой массой, поэтому количество теплоты, которое он может отдать, остывая, невелико, им нельзя нагреть большую массу воды.2.Между снежинками много воздуха. А он обладает плохой теплопроводностью и предохраняет озимые от вымерзания. Много снега – мороз не доберётся до нежной зелени озимых.3.С повышением температуры металл становится более пластичным, и ему легче придать требуемую форму. Физика1-й тур. «3»: днём стекло разбито, на ночь вставлено.«4»: в каких агрегатных состояниях вода не пригодна для использования в радиаторах автомобилей и тракторов? «5»: кто является основателем современной космонавтики? В каком городе долгие годы жил этот учёный?2-й тур. «3»: чем отличаются поликристаллы от монокристаллов? «4»: объясните понятия «конвекция» и «конденсация» «5»: в автомобиле от аккумуляторов к лампочкам идёт только по одному проводу. Значит ли это, что лампочки могут гореть при незамкнутой электрической цепи? 3.Вам даны два кирпича.Как следует их расположить, чтобы давление, оказываемое ими на пол, было максимальным?(физкультминутка)1.Какой физический смысл заложен в русской пословице: «Шила в мешке не утаишь»?2.Почему при накачивании воздуха в шины автомобиля с каждым разом становится всё труднее двигать ручку насоса? Биология1-й тур. «3»: животное, использующее для перемещения принцип реактивного движения? «4»: живые существа, создающие звуки с помощью своих ног? «5»: почему погибает кит, попав на мель? 2-й тур. “3” – почему гуси и утки не тонут в воде? «4»-химичесчкое действие света «5»: какие ткани человеческого организма являются проводниками, а какие диэлектриками? Ответы:1.Кальмар.2.Кузнечики3.Он оказывается раздавленным собственной тяжестью, так как на мели на него практически не действует архимедова сила, направленная против силы тяжести.1.оперение водоплавающих не намокает – явление смачивания и несмачивания)2.фотосинтез3.Диэлектрики – волосы, кость без надкостницы, сухая кожа. Проводники – спинномозговая жидкость, кровь, внутренние органы, влажная кожа 1.Каково расстояние наилучшего зрения? 2.Дайте определение траектории, перемещения, пути. Приведите примеры 3.Назовите гравитационные силы 4.Сформулируйте «золотое правило механики» 5.Сформулируйте три положения МКТ 6.Чем отличается сила Ампера от силы Лоренца? 7.Что характеризует температура? Чем отличаются шкала Цельсия от шкалы Кельвина? 8.Что является носителем заряда в различных средах?Экзамен: Литература1. Горлова Л.А. Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия. М.: Вако, 2006.2. Тихомирова С.А. Физика в пословицах и поговорках. М.: Школьная пресса, 2002.3. Юфанова И.Л. «Занимательные вечера по физике в средней школе»,М, Просвещение,1990г.