Детский исследовательский проект Ветер, ветер, ветерок


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8 комбинированного вида «Дюймовочка» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан «Ветер, ветер, ветерок»Чистополь 2014 г.Детский исследовательский проектАвтор: Князева Лиза 6 летРуководитель: Сиротина Наталья Борисовнавоспитатель первой квалификационной категории Цели и задачи:Расширить и уточнить представление о ветре ;Объяснить причины возникновения ветра ;Раскрыть значение этого явления для жизни человека, растений и животных ;Учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами, принимать и ставить перед собой цель опыта, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.Обучать детей исследовательской (поисковой) деятельности, развивать интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними.Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.



Методы исследования:Чтение литературы познавательного характераНаблюдение в природеОпытно - экспериментальная деятельностьРассматривание иллюстрацийЛогические задачи по теме «Ветер»Гипотеза:Я предлагаю исследовать значение ветра в жизни человека. Хоть, без крыльев, а летает,Безголосый, а свистит,Хоть безрукий, но бывает,Сосны с корнем вырывает,Так порою, он сердит.Только что он был везде – Миг – и нет его нигде!Очень интересно все то, что неизвестно. На занятиях наша воспитательница Наталья Борисовна рассказывала нам об изменениях в природе. О солнце, которое ярко светит и согревает землю, о дожде, который поливает и помогает природе оживать и еще она говорила о ветре.Мне стало интересно, как же это один ветер может столько совершить. Он может помогать и разрушать. Найти ответ на эти вопросы предложила моя воспитательница Наталья Борисовна. В библиотеке из книг я узнала, что люди используют всё, что им дает природа. В том числе и ветер. Делают они это давно, оттуда мы узнаем о ветряных мельницах. Я узнала о том, что служили они для перемалывания зерен в муку. В настоящее время ветряные мельницы встречаются только в сказках. Что же такое ветер?С таким вопросом я обратилась к Наталье Борисовне. Она предложила мне провести опыт. Мы взяли вертушки и вышли на улицу. Что я заметила. Вертушки сначала не двигались, а когда подул ветерок, они стали крутится. Сначала тихонечко, а затем все сильнее и сильнее.Вывод:Ветер это движение воздуха. Я узнала о том, что существует такой прибор, который стоит на крыше и служит для определения силы ветра и направления. Называют его флюгерОпыт 1: Опыт 2:«Движение ветра»Открыть форточку, ветер колышет занавескиНевидимка - озорникВ нашу комнату проникЗаплясали занавескиКалендарь пустился в пляс.Хорошо , что сразу с трескомДверь захлопнулась у нас!Что это? Сквозняк или лёгкий ветерок. Ветерок любит играть с листвой, цветами, приносит людям запах цветов, прохладу. Люди рады такому ветру.Вывод:В комнате теплый воздух. Он может летать, путешествовать, подниматься вверх. А с улицы к нам вползает холодный воздух, он тяжелый, неповоротливый, поэтому остается у земли.Получается, что когда встречаются теплый и холодный воздух, образуется ветер (сквозняк). Он движет предметы. Проделав эти опыты я вспомнила, что в жаркую погоду мы пользуемся веером, чтобы охладиться.Значит, когда воздух движется получается ветер.Опыт 3: «Веер» Ветер друг или врагКорабликиДля проведения этого опыта. Я позвала своего друга Владика. Мы создали в группе искусственное море и запустили в него кораблики. Я сначала исполняла роль «ветерка» и волна была маленькая. Затем мы подули сильнее. Волны стали большими и наши кораблики потонули.Вывод: Чем сильнее ветер, тем опаснее плавание.Опыт 4: «Развивай-ка»Для получения знаний о ветре я обратилась в кружок «Развивай-ка». На одном из занятий ребята обсуждали тему : «Ветер», где решали логические задачи.Например, задача:Мальчик оделся, чтобы идти в детский сад. Мама подошла к закрытому окну, и сказала: «Какой сильный ветер! Одевайся теплее!» Как мама узнала, что на улице ветер, ведь окно было закрыто?(мама увидела, что за окном раскачиваются деревья)Опыт 5: «Логический»Вывод:О ветре можно узнать не только почувствовав его, но и глядя в закрытое окно, по качающимся деревьям. Я предложила Владику надуть воздушные шарики и провести опыт. Полетят они или нет?Мы надули и отпустили. Наши шарики будто бы ожили, обрадовались и полетели.Вывод:Теперь мне стало понятно, что ветер это движение воздуха.Опыт 6:«Воздушные шарики» Опыт 7: «Мыльные пузыри»Соломинку простуюСейчас возьму я в рот.Потом слегка подуюВ соломинку – и вот,Сияя гладкой пленкой, Растягиваясь в ширь.Выходит нежный, тонкий,Раскрашенный пузырь.Вывод:Надувая пузыри мы увидели, что они поднялись вверх и полетели. Когда мы дули, воздух двигался вверх и получался ветер. По дуновению ветерка пузыри летели. Дневник наблюденийВсе свои наблюдения. Я записала в дневник наблюдений за погодой.Когда я смотрю передачи по телевизору, то стараюсь запомнить погоду. Я стала замечать, что диктор передает не только температуру воздуха и осадки, но и говорит о силе и направлении ветра. Ветер – вредитель: вырывает деревья с корнем, разрушает дома, топит в море кораблиПо результатам исследования я сделала выводы: - Ветер – помощник: с ним можно играть. Он разносит семена, а из них вырастают растения. Список литературы:Короткова Н.А. Пособие для воспитателей детского сада «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего Дошкольного возраста. - М.: «Просвещение» 2002.-52с.Энциклопедия для детей (Т.16).