Презентация на тему Планирование и организация воспитательной работы в классном коллективе, как условие развития личностных качеств ребенка с нарушением интеллекта


Планирование и организация воспитательной работы в классном коллективе, как условие развития личностных качеств ребенка с нарушением интеллектаПодготовила и провела: воспитатель Воробьева О.А. Что такое воспитание?Воспитание - это целенаправленное управление процессами развития личности, с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия для её развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду. Что такое планирование?Планирование – это творческий процесс, не прекращающийся на протяжении всей работы с детьми. Планирование, необходимое в первую очередь классному руководителю, а не администрации школы, является насущной частью его профессиональной деятельности в работе с детьми. Планирование воспитательной работы основывается на сотрудничестве педагога, детского коллектива, воспитателей, учащихся, осмыслении ими целей и задач своей совместной деятельности и на желании сделать школьную жизнь интересной, полезной, творческой. Искусство управления имеет несколько аксиом. Вот две из них:«Только тот, кто планирует, и может организовать».  «Организовать – это значит сначала оценить, а уж потом ставить задачу». Структура плана воспитательной работы: Анализ воспитательной деятельности за прошедший учебный год (если с классом работали ранее).Воспитательные цели и задачи на предстоящий период работы, основанные на анализе воспитательной деятельности и диагностики классного коллектива на начало учебного года.Характеристика классного коллектива совместно с социальным паспортом класса.Жизнедеятельность классного коллектива.Индивидуальная работа с учащимися (индивидуальная карта ученика) Работа с учащимися из "группы риска”.Взаимодействие с учителями – предметниками.Педагогические наблюдения. Воспитательный процесс должен осуществляться в двух взаимосвязанных аспектах:- развитие личности ребенка; - коррекция, исправление негативных последствий жизни детей.При этом необходимо добиться главного результата разностороннего развития детей. Школа должна стремиться выпускать из своих стен нового человека, который бы соответствовал параметрам модели личности. Модель личности рассматривается не только как идеальная цель воспитания, но и как содержание воспитания. Личность1. Понимающая жизненная целеустремленность. 2. Способная сделать правильный нравственный, социальный и политический выбор. 3. Умеющая и желающая образовываться на протяжении всей жизни. 4. Конкурентоспособная, умеющая реализовать свои притязания на право занять определенное место в обществе. 5. Устремленная к обретению свободы, к расширению границ своих возможностей. 6. Умеющая посылать сигнальные огни о габаритах своих прав и достоинства. 7. Стремящаяся к саморазвитию, самовоспитанию, самоизменению. 8. Знающая и владеющая приёмами и способами оздоровления своего организма. 9. Знающая психологические основы общения. 10. Имеющая творческое начало, чувство эстетической меры. 11. Воплощающая в своей практической жизни идею возобновления природы. Цель программы:создание условий для полноценного развития детей: интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного; жизненного и профессионального самоопределения, формирования гражданской позиции, позволяющей каждому воспитаннику построить собственную жизнь, семью, быть востребованным обществом. Задачи:- укреплять здоровье, формировать здоровый образ жизни и экологическую культуру воспитанников, воспитывать волевые качества; - формировать нравственно- эстетические понятия как основу успешной социализации в обществе; - формировать элементы национально- патриотического сознания, основные понятия правовых отношений; - осуществлять профориентацию воспитанников, трудовое воспитание, формировать основные экономические представления; -формировать основные способы мыслительной деятельности; -содействовать творческому развитию личности воспитанников, их социальной активности, потребности в самореализации; -совершенствовать методическое мастерство педагогов, способных компетентно и с полной отдачей заниматься осуществлением воспитательной деятельности и эффективно решать вопросы воспитания детей. Коррекционная работа по основным направлениям начинается с планирования воспитательной работы классными руководителями, воспитателями, без чего невозможна дальнейшая работа с детьми. ПланированиеКалендарно - тематическое планирование воспитательной работы осуществляется в соответствии с планом воспитательной работы школы, основные направления работы соответствуют программе социальной реабилитации, возрастным и индивидуальным особенностям детей. Основные методы воспитательной работы в школе:РассказБеседаРазъяснениеРабота с текстовыми источниками информации Анализ ситуацийРолевые игрыМоделирующие правильное поведение в различных ситуацияхрактическая организация различных видов деятельности Большую часть времени в интернате занимает внеурочная работа.Именно во внеурочное время в процессе повседневной жизни в интернате дети повторяют, закрепляют, расширяют знания, полученные на уроках, у них автоматизируются умения, формируются полезные привычки и нормы поведения. Виды деятельности: - познавательная деятельность, развивающая кругозор, любознательность школьника и формирующая потребность в образовании и интеллектуальном развитии; - художественная деятельность, развивающая эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном. Способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениям; - спортивная деятельность, способствующая здоровому образу жизни, красоте физической и высокой гигиене жизни; - трудовая деятельность в виде общественно- полезного труда, положительное отношение к которому является показателем человеческой сущности, отношения к людям, и, прежде всего к самому себе; - ценностно - ориентированная деятельность, направленная на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личной причастности к миру во всех его проявлениях; - общественная деятельность, формирующая активную гражданскую позицию подростка и приобщающая его к возможности и желанию активного преобразования действительности; - свободное общение, осуществляемое как досуг школьника, когда его общение свободно от предметной цели и когда содержанием и целью его деятельности является общение с другим человеком. Организация внеурочной деятельностиБольшое значение имеет создание кружков, секций, клубов по интересам. Здесь имеются широкие возможности для общения, обеспечивается равноправное положение детей, возможность самоутверждения. В таких коллективах ребенок будет заниматься любимым делом, проявлять свою индивидуальность, удовлетворять личные стремления к определённой деятельности. Рассмотрим подробно содержание и формы организации деятельности по каждому направлению с учетом возрастных особенностей учащихся.  Нравственное и эстетическое воспитаниеСтаршеклассников необходимо знакомить с нравственными правилами, проводить: Ситуативные ролевые игрыЦиклы классных часов «Что такое толерантность» и т.д.Уроки добра и нравственностиПосещение музеев, выставок Здоровый образ жизни и экологическое воспитание Инструктажи Спортивные конкурсы и викторины Праздники, туристические походы и экскурсии на природу  Дни здоровьяПсихологические тренинги, дискуссии и дебаты по пропаганде здорового образа жизни   Встречи с врачами, организатором по ОБЖ, учителями физкультуры и спортсменами Озеленение школы и классов Гражданско-патриотическое и правовое воспитаниеВстречи с представителями правовых структур, органов правопорядка Праздники получения паспорта, дня Конституции; Интерактивные игры, дебаты, дискуссии по правовому воспитаниюЧитательские конференции по правовой тематике;Деловые и ролевые игры  Социальные тренинги «Я выбираю профессию», «Выбор рабочего места»Благотворительные акции, акции милосердия, вахты памяти Творческое и трудовое воспитаниеПраздничные концерты, шоу, вечера, огоньки;  Театрализованные представления;  Конкурсы талантов, игры – викторины;Дни именинников;  Творческий час;  Организация обслуживающего труда, дежурства по школе и классам Трудовые акции(субботники) Индивидуальная работа с учащимисяФормы и приемы индивидуальной работы могут быть следующие: психологическая диагностика, изучение материалов медицинских и психологических обследований, индивидуальные консультации и беседы, педагогические консилиумы, психолого-педагогические тренинги и игры. Индивидуальный подход Работа с «трудными» детьмиСовременная жизнь поставила многих подростков в условия необходимого выживания, поэтому некоторые из них попадая в сложные жизненные ситуации, ведут себя неадекватно. В результате – учёт классного руководителя, социального педагога и даже комиссии по делам несовершеннолетних. Педагог внимательно следит за развитием такого ребёнка, намечая индивидуальный план работы с ним, записывая встречи и беседы с таким учеником, давая необходимые советы воспитаннику, подводя итоги такой индивидуальной работы. Работа с родителями Одним из важнейших аспектов деятельности всех педагогов школы, особенно классных руководителей, является работа с родителями - родительские собрания, индивидуальная работа с родителями, посещение семей на дому, участие родителей в классных часах, посвященных Дню защитника Отечества и 8 Марта, приобщение родителей к жизни класса. Можно провести тестирование по самооценке и оценке педагогов по следующим параметрам: - формы, методы, технологии взаимодействия классного руководителя, воспитателя с учащимися; - связь с общешкольным коллективом, - эффективность взаимодействия классного руководителя, воспитателя с родителями. Эффективность системного подходаЭффективность системного подхода в обучении и воспитании школьников, в управлении жизнедеятельностью образовательного учреждения зависит от четкой, слаженной работы всего педагогического коллектива, соблюдения режима работы школы, правильного планирования и организации воспитательной работы, личного примера каждого педагога, проявления такта, толерантности, в общении педагогов с детьми, родителями, с коллегами.