Презентация по истории на тему Политика Хрущева черное или белое (9 класс)


@@@Тема урока: Политика Н. С. Хрущева: «черное или белое»? Предметная цель:Помочь учащимся целостно представить проект изучения темы;Организовать деятельность учащимся по планированию совместно с учителем изучению новой темы;Создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения учащимися комплекса знаний по теме.Познавательная: обеспечить условия для закрепления знаний: о мероприятиях, проведенных Н. С. Хрущевым в: а) Экономической сфере: реформе управления промышленностью, реорганизации МТС, укрупнении колхозов, политики животноводства, аграрных реформ. б) Социальной сфере: реформа школы, повышение заработной платы. в) Развитии науки: освоение космоса, достижений фундаментальной науки. г) Политической сфере: ротация кадров, десталинизация, реабилитация. д) Содействовать пониманию выводов о том , что политика Н. С. Хрущева носит противоречивый характер, в силу того, что он сам являлся продуктом командно – административной системы. И был наделен всеми чертами сформировавшей его эпохи. Его поиски путей реорганизации политической системы не опирались на коллективное мнение партии и общества. Все это и определено трагедию его личности.  Развивающая цель : ■ Цели, связанные с обеспечением развития у школьников интеллектуальной культуры: а) Создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект (текст, определение понятия, задачу и пр.). б) Обеспечить развитие у школьников умений сравнивать познавательные объекты. в) Содействовать развитию у школьников умений выделять главное в познавательном объекте (определении понятия, правиле, законе). ■ Цели, ориентированные на развитие у школьников исследовательской культуры: а) Содействовать развитию у школьников умений использовать научные методы познания (наблюдение, гипотеза, эксперимент). б) Создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения. ■ Цели, связанные с развитием у школьников оргдеятельностной культуры (культуры самоуправления учением): а) Обеспечить развитие у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность. ■ Цели, связанные с развитием информационной культуры учащихся: а) Создать условия для развития у школьников умений структурировать информацию. Воспитательная цель: ■ Цели, ориентированные на развитие личностно-смыслового отношения к учебному предмету: а) Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы. б) Помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала. ■ Цели, ориентированные на развитие ценностных отношений учащихся к окружающей действительности: а) Содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета. б) Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности. ■ Цели, связанные с развитием у школьников оргдеятельностной культуры (культуры самоуправления учением): а) Содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самооценку и само коррекцию учебной деятельности. ■ Цели, связанные с развитием коммуникативной культуры учащихся: а) Само действовать развитию у детей умений общаться. б) Обеспечить развитие у школьников монологической и диалогической речи. ■ Цели, ориентированные на развитие рефлексивной культуры школьников: а) Обеспечить развитие у школьников умения выделять узловые моменты своей или чужой деятельности как целого. б) Обеспечить развитие у школьников умения объективировать деятельности, т. е. переводить с языка непосредственных впечатлений и представлений на язык общих положений, принципов, смех.  Реформы Н.С. Хрущева:черное или белое? Формула работы: Прочитал Проанализировал Осмыслил.Твой ключ к успеху: Больше читай Больше думай Больше работай. «Я так и не понял, чего в нем больше белого или черного?» (Э. Неизвестный) Политика Н.С. Хрущевазадание урока: Положительные черты Отрицательные черты Группа «Аграрии» «Сельское хозяйство – это моя слабость…» Н.С. Хрущев Начало освоения целины «Целина - это люди» И.И. Иванов Знаменитый механизатор. Во время войны остался без обеих ног. Чудом выжил, но на целину все-таки приехал. Стал трактористом героем социалистического труда.В.Я. Рагузов Известно, что на целине погибли некоторые целинники. Как это было? Во время бурана Василий Рагузов оставил колонну автомашин, везущую сборные дома, и отправился за помощью. В пути он погиб. В кармане его куртки нашли письмо: «Я поехал на целину, чтобы наш народ жил богаче и краше… Самое главное – нужно быть в жизни человеком». Сельхозоборот в СССР1954-1960 1954 – 1960 – Забастовка в Новочеркасске 1962-1963гг. «Кукурузная эпопея» 1960 – Животноводство «Догнать США по производству мяса, молока, масла в течении 4-х лет».(1957 год, Н.С. Хрущев) 1956 – «Рязанская афера» …в 1959 – Рязанская область продала государству 100 тысяч тонн мяса ( вместо 50-ти тысяч тонн по плану)…в 1960 – область продала 180 – 200 тысяч тонн мяса Первый секретарь обкома партии А. Ларионов «Машинно-тракторные станции» Государственные сельскохозяйственные предприятия, создавшиеся для технологической и организационной помощи колхозам.1958 – МТС реорганизованы в ремонтно-тракторные станции (РТС) Агрогорода «А насаждение декоративных агрогородов?! Ради такой театрализованной жизни, случалось, людей силком, с милиционером переселяли в казенные многоквартирные дома с общим для всех туалетом под забором. А тем временем покинутые деревеньки объявлялись бесперспективными, дворы зарастали чертополохом, кособочились и падали радиостолбы, осыпались колодцы, и ветер трепетал истлевший флаг, забытый над крышей заколоченной школы». (Е. Носов «Кострома не Айова») Реорганизация колхозов « Если бы мы так работали как вы, мы бы в трубу вылетели.»Этап укрупнения колхозов.Хозрасчет – метод планового ведения хозяйства, основанный на соизмерении затрат предприятия на производство продукции с результатами производственной хозяйственной деятельности, возмещении расходов доходами. «?» «Интересный вопрос». Вопросы групп: 1956 год. Целина дает отличный результат. В столовых хлеб стали подавать бесплатно, но уже в конце 50 - х годов целинные земли истощались. Как вы считаете освоение Целины – экстенсивный или интенсивный путь развития сельского хозяйства?Ответ аргументируйте.Почему выбран Н.С. Хрущевым экстенсивный путь? Ответ аргументируйте.Суслов заявил что Хрущев проводил не правильную политику ценообразования. Повышение цен на мясо, молочные продукты ударило по материальному положению рабочих.Вы согласны с тем, что это ошибка Н.С. Хрущева?«Кукурузная эпопея» дорого обошлась для сельского хозяйства.Согласны ли вы с тем что необходимо было данную культуру вводить в севооборот? Дайте определения понятиям. ∙ целина∙ кукурузная эпопея∙ рязанская афера∙ машинно-тракторная станция∙ хозрасчет Проверь себя Маши́нно - тра́кторная ста́нция (МТС) — государственное сельскохозяйственное предприятие, в СССР и ряде других социалистических государств обеспечивавшее техническую и организационную помощь сельскохозяйственной техникой крупным производителям сельскохозяйственной продукции (колхозам, совхозам, сельскохозяйственным кооперативам).Хозрасчёт или хозяйственный расчёт — ведение хозяйственной деятельности на социалистическом предприятии, когда окупаются все затраты на производство продукции, у предприятия и его работников появляются экономические стимулы, что приводит к увеличению объема производства, улучшению качества продукции, увеличению заработной платы.Целина - никогда не паханная, а также много лет не подвергавшаяся обработке земля.Совнархозы – территориальные органы управления промышленностью и сельским хозяйством (т. е. управляли экономикой в пределах области или республики). Группа «Промышленники» Производство электроэнергии Добыча нефти в СССР Темпы роста промышленности в СССР 1951 – 1965 г.г. Наука «Наука должна стать непосредственной производственной силой социалистической экономики»1957 – синхрофазотрон1957 - атомный ледокол «Ленин»1957 – искусственный спутник Земли12 апреля 1961 – полет в космос Ю.А. Гагарина.1963 – полет в космос В. Терешковой. «Портретная галерея» А.М. Прохоров Ландау Ю.А. Гагарин С. П. Королев Н.Г. Басов Совнархозы Цель административной реформы : ликвидация отраслевых министерств и создание территориальных органов управления промышленностью – совнархозов. «?» «Интересный вопрос.» ∙ В экономике нарастали диспропорции в развитии сельского хозяйства и промышленности. Прокомментируйте данное положение.∙ Административная реформа в промышленности дала отрицательный результат, и в этом виноват Н.С. Хрущев на 100 %. Согласны ли вы с нашей точкой зрения?∙ Стремился ли, по вашему мнению, Н.С. Хрущев исправить положение? ∙ химизация∙ диспропорция∙ совнархозы Проверь себя Совнархоз - в СССР в 1957-65 местный орган управления промышленностью (до 1962 и строительством) в экономических административных районах.Совнархозы – территориальные органы управления промышленностью и сельским хозяйством (т. е. управляли экономикой в пределах области или республикиДИСПРОПОРЦИИ — нарушение согласованности, соответствия взаимосвязанных экономических процессов и показателей, характеризующих функционирование и развитие отдельных отраслей и производств, протекание стадий воспроизводственного цикла.Химизация сельского хозяйства - важнейшее направление интенсификации сельскохозяйственного производства, связанное с применением минеральных удобрений, химических средств защиты растений, кормовых добавок, полимеров и других химических продуктов Группа «Социологи». Социальная сфера«А какой же коммунизм без лепешек и масла?»Н.С. Хрущев 1956 – установление минимума заработной платы1956 – закон о пенсионном обеспечении1956 – закон о сокращении рабочей недели1965 – пенсионное обеспечение колхозников Массовое жилищное строительство По темпам жилищного строительства страна вышла на І-е место в мире. «Хрущевки» «?» «Интересный вопрос». ∙ Чего больше в реформах Н.С. Хрущева: заботы о людях или укрепления личной власти?∙ В своем выступлении вы расхваливали жилищную реформу Н.С. Хрущева. А стоит ли расхваливать малогабаритные квартиры с совмещенными санузлами? ∙ Как вы относитесь к событиям в Новочеркасске? Оцените позицию Н.С. Хрущева.∙ Освещая тему, вы ни чего не говорили об опасностях, таких как последствия научных изобретений. Как вы прокомментируете тот факт, что в октябре 1960, при взрыве баллистических ракет, перед стартом погибли Неделин, инженеры, рабочие, офицеры?∙ Значит, по вашему «цель оправдывает средства», а как же авария в городе Челябинске, в результате которой произошло заражение радиоактивными веществами территории ряда областей? ∙ Деноминация∙ Жилищная реформа∙ Пенсионная реформа Проверь себя ДЕНОМИНАЦИЯ — укрупнение национальной денежной единицы посредством обмена по установленному соотношению старых денежных знаков на новые в целях упорядочения денежного обращения, облегчения учета и расчетов в странеПенсионная реформа — совокупность организационных, правовых, экономических и политических мероприятий, связанных с изменением условий пенсионного обеспечения.Реформа ЖКХ подразумевает под собой модернизацию всего жилищно-коммунального хозяйства страны. Группа «Политики» ∙ 25 февраля 1956 – Большой Кремлевский Дворец – закрытое заседание. ∙ «Мы все должны принести покаяние за 37-й год».∙ Реабилитация.∙ Развенчание культа личности Сталина. ∙ XXI съезд КПСС (1961 г.)Принята 3-я Программа партии «… В СССР к 1980 году будет построено коммунистическое общество».∙ Концентрация власти в одних руках (1958 – Н.С. Хрущев - Первый секретарь ЦК КПСС, Председатель Совета Министров СССР) ∙ «Кто подсунул Хрущеву идею разделения обкомов и райкомов? Я убежден, что это было сделано не без злого умысла – чтобы окончательно подорвать его авторитет среди партийных руководителей».(Бурлацкий. Статья «Хрущев»). Н.С. Хрущев На западе Хрущева ставили на одну ступеньку с Джоном Кеннеди и папой Иоанном XXI ∙ «Хрущев – жертва собственного нрава, а не только жертва среды». 1964 – пленум ЦК КПСС ∙ Отставка Н.С. Хрущева.Обвинен в субъективизме и волюнтаризме.«В соответствии с занимаемыми постами Хрущев должен был быть похоронен в Кремлевской стене или возле нее. Но те, кто распоряжался его судьбой и после его смерти, Решили, что он сего не достоин, что нужно похоронить его на одном из городских кладбищ. Но результат получился прямо противоположный тому, что было задумано. Могилу Хрущева оставили народу, для которого он так много сделал. Тут спорили и вспоминали с благодарностью. На Пасху клали крашеные яйца». «?» Интересный вопрос ∙ На заседании Президиума ЦК КПСС 13 октября 1964 года говорилось, что в печати все больше и больше писали о заслугах Хрущева. За 1963 год в центральных газетах 120 раз помещался портрет Хрущева, а за 9 месяцев 1964 года – 140 раз. Между тем даже портреты Сталина печатались 10 – 15 раз в год. Как вы прокомментируете этот факт? ∙ Можно ли «простить» Хрущеву ошибки в политической сфере за проведение политики реабилитации? ∙ Существовал ли культ личности Хрущева? ∙ Почему Хрущев отклонился от курса, выбранного им на XX съезде КПСС? ∙ Реабилитация∙ Культ личности∙ Субъективизм∙ Волюнтаризм∙ Командно – административная система Понятия: Реабилитация-восстановление в правах, восстановление доброго имени.Культ личности Субъективизм – отношение к чему-либо, определяемое личными вкусами, симпатиями, взглядами субъекта; отсутствие объективности. Волюнтаризм – политика, не считающаяся с объективными законами, реальными условиями и возможностями.Командно-административная система - система, основанная на жёстком подчинении приказам сверху, железной дисциплине.Культ личности – чрезмерное возвеличивание роли одного человека, приписывание ему определяющего влияния на ход исторического развития; единовластие, характеризуемое максимально завышенной оценкой роли политического лидера в истории, его возвеличиванием и даже обожествлением. Проверка задания урока Положительные черты Отрицательные черты Д есталинизацияРеабилитация репрессированныхОсвоение цилинных земельРазвитие науки, техники, космосаСтроительство «хрущевок»Паспортизация сельского населенияВнедрение кукурузы Отсутствие гласности, умалчивание о важных событиях.Своеобразная манера поведения на международной аренеНовочеркасск, репрессивные меры.Опасность развязывания третьей мировой войныРязанская афера ( приписки)Стремление любыми путями догнать и перегнать Америку. «Свободный микрофон» Когда Н.С. Хрущев вернулся домой после его отрешения от власти, он бросил портфель и изрек мудрые слова: «Вот главное, чего я добился. Без репрессий, крови, ареста и прочего смещенный первый секретарь ушел на пенсию». Это одновременно было его поражением и его победой. «Свободный микрофон» « В годы его власти в СССР было реабилитировано более 20 миллионов человек, хотя многие из них посмертно. Это одно перевесит на весах истории все недостатки и « грехи» Хрущева». Р. Медведев. Он оставался порождением командно-административной системы и был наделен чертами сформировавшей его эпохи. Его психология содержала в себе те самые стереотипы, которые он пытался разрушить. Одной ногой шагнул в демократию, другой он увяз в трясине субъективизма. Его поиски путем реорганизации политической системы не опирались на коллективное мнение партии и общества. Все это и определило трагедию его личности. «Черное или белое»? « Пройдет совсем немного времени и забудется и Манеж и кукуруза … А люди долго будут жить в его домах. Освобожденные или люди … и зла к нему ни кто не будет иметь – ни завтра, ни после завтра.Хрущев – та редкая, хотя и противоречивая фигура, которая олицетворяет собой не только добро, но и отчаянное личное мужество, которому у него не грех поучиться и всем нам …».М. Ромм. Рефлексия Какое впечатление осталось у вас от урока?«Птичий двор – «Пейзаж – зеркало настроения»зеркало настроения». Я предлагаю …учитель на уроке… Это самое важное.. На нюх не переношу… Я хотел бы спрятать… Я стою на… Нутром чувствую… Нутром чувствую… Я хотел бы вам сказать… Я двумя руками за… «Аллея истории» ť舀頀І茀 ť萀頀І蔀蜀蠀뼀ЀЀ＀ᄀĀЃ㼀ࠀ耀ᣃ뼀Ȁ刀攀挀琀愀渀最氀攀 ㌀㒰庻董쨕쎑땃෬ﷻ꽩䪦ױ劮涇㚳陾Ἵ蛖祕柂裭䔳鸵裝‌剶ᆰ痯텶肅ꕣ붳샭￐錁稛葅䩠ㅿ攈㞀답毄쇢ﴘਗ਼귊웟붻喌ꨁ틇첔᪝䲠繵в䱿磸㝸鮾蛎鍷⿎浘馈쟦퓂調煾獏ᑝ伌✏﻽h仪㵀땁䃇煳ⱴ�鍆왶ٙঋຐ젣⒈᥄㖡睳䑼�쟙攆伿刲䇍洡㣞㕻븄㿭᤭駁䯼솻豸琜ㅡ첞墆䓺쭒ᦠ಩⚷燜꜖蝋박崳橖擛탞틇蹞죟찴樄꒶ц㨃견竳�斆솤≟�掺䆺굥镛駡띈�聻즶駖ݣ鋲ﷵ託尃奞証ꏢ㈭拸㮊ⷞਞ퇷糶펺嶴푊鸩�恉ᄑ는ﭒ쀎⛅띭ᝯ㎌剔㭗ﭩ삄鵃鐗횡↿�ⴥ䵧닥觲䫪麢좆銸ᖌ缈洮톟茻軎飒㑙�떛鋩㟌騒LJ뫛嗟໔⚔드鬷郅폇姁Ԛ挍炛➅ꭼ픶�ᦆ筧⁡弳鵬⾕氅�斟⛵೾⽋㠨箁嬸괛る⯏უ瘚劖롐⏑쪖䪏唿왒햎쪲軮鞱遂⭫ᑑ읠৖ⶳ埳쪖泖䜨�攢ꖐ⾕쯘㔂鰾净旌䌧嬉䮳刯茇晳Ԏ쏽뵊茜교�䏍徊iಅ嫕ῥᾔ埠酹䮾䄛繗푿䛪챐첉㡾泈誗宂课顣�뻯脵谩ᩈꛟ븰殷浌＀Ͽ倀͋ᐄ؀ࠀ℀촀踥�ﴀༀ搀獲搯睯牮癥砮汭轄䭑ッ蔔ן䏿芸⹯펝풵捥알䄹뫘瀟櫚宓뢒・㺃츞㯡덼㑅㢽嬝ّ沂뫍足綂糵聓ǰ욭⶞㠩螓ﳅ拲ꖆ鏦틝᝱鄚혠ꢗච⡡䭵ﴆވꦲ뀻ᠳ瑒풍伎渉祺斛楓뎰ꇩ臅ⵖ忕澻患㟈꽏쮏ꋻ啚�鼴濯嵊앟ϥ䂈ﰱﵮ﹗횢䅚鸾 Проект памятника Н.С. Хрущеву Наши предложения: Домашнее задание(по выбору учащихся) 1. Синквеин по теме: Политика Н.С. Хрущева. 2. Письмо какого содержания вы направили бы лидеру страны Н.С. Хрущеву после Пленума ЦК КПСС 1953 года?