О дружбе для начальной школы. Брошюра в помощь педагогу, школьному психологу.


«…Мирись, мирись – больше не дерись…» Муниципальное общеобразовательное учреждение«Приобская средняя общеобразовательная школа» Уроки добра и бесконфликтного общенияв начальной школе Руководитель проекта:Забелина Г.А., педагог-психолог МОУ «Приобская средняя общеобразовательная школа»Составители:Коблякова Варвара, ученица 10 «А»класса«…Мирись, мирись – больше не дерись…». Уроки добра и бесконфликтного общения в начальной школе. Подбор тем занятий и тренинговых моментов составлен с учётом возрастных особенностей учеников начальных классов. В брошюру включён необходимый материал для проведения внеклассных воспитательных мероприятий, с целью формирования толерантности, вежливости, эмпатии и доброжелательности у детей младшего школьного возраста. Руководитель проекта:Забелина Г.А., педагог-психолог МОУ «Приобская средняя общеобразовательная школа»Составители:Коблякова Варвара, ученица 10 «А»класса«…Мирись, мирись – больше не дерись…». Уроки добра и бесконфликтного общения в начальной школе. Подбор тем занятий и тренинговых моментов составлен с учётом возрастных особенностей учеников начальных классов. В брошюру включён необходимый материал для проведения внеклассных воспитательных мероприятий, с целью формирования толерантности, вежливости, эмпатии и доброжелательности у детей младшего школьного возраста. Улыбка От улыбки хмурый день светлей!От улыбки в небе радуга проснется.Поделись улыбкою своейИ она к тебе не раз еще вернется!И тогда наверняка вдруг запляшут облака,И кузнечик запиликает на скрипке!С голубого ручейка начинается река,Ну а дружба начинается с улыбки!С голубого ручейка начинается река,Ну а дружба начинается с улыбки!От улыбки солнечной однойПерестанет плакать самый грустный дождик,Сонный лес простится с тишинойИ захлопает в зеленые ладоши!И тогда наверняка вдруг запляшут облака,И кузнечик запиликает на скрипке!С голубого ручейка начинается река,Ну а дружба начинается с улыбки!С голубого ручейка начинается река,Ну а дружба начинается с улыбки!От улыбки станет всем теплей,И слону и даже маленькой улитке!Так пускай повсюду на землеБудто лампочки включаются улыбки!И тогда наверняка вдруг запляшут облака,И кузнечик запиликает на скрипке!С голубого ручейка начинается река,Ну а дружба начинается с улыбки!С голубого ручейка начинается река,Ну а дружба начинается с улыбки! Будем жить дружно Как плохо бывает человеку, когда он остается один. Чтобы такого не случилось, надо учиться общаться с людьми, уважать их, быть терпимыми. Стихи, песни, пословицы о дружбе, собранные Татьяной АЛПАТОВОЙ, педагогом из г. Радужный Ханты-Мансийского АО, помогут учителю поговорить с детьми на эту тему.Тема: "Ребята, давайте жить дружно!"Цели: Провести интересный, познавательный разговор о дружбе, дружбе людей и животных, дружбе всех обитателей Земли, умении жить дружно, помогать друг другу; развивать артистические способности у детей. Оборудование. Любимые игрушки; "улица дружбы" (домики из бумаги); "хоровод дружбы" (дружат дети всей Земли); рисунки на тему "Я друзей своих рисую". Ведущая. Какое прекрасное слово – "дружба"! Произносишь его – и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу или посекретничать о своем. Произносишь слово "дружба" – и сразу вспоминаешь веселых героев мультфильмов: это забавный Маугли со своим умным Балу, это музыкальный Львенок и мудрая Черепаха, это Винни-Пух со своими друзьями. Мир кино, мир героев мультфильмов, мир книги, наш мир, в котором мы живем, дарит нам прекрасное общение – общение с другом. Друг – это любимая книга, которую читаешь, и тебе интересно с ней, друг – это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту, друг – это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний, друг – это старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом, который выслушает тебя, когда тебе будет плохо. Русские пословицы гласят:Не имей сто рублей, а имей сто друзей.Друга ищи, а найдешь – береги.Дружба не гриб, в лесу не найдешь!Исполняется песня "Когда мои друзья со мной" (сл. М.Танича, муз. В.Шаинского). Если с другом вышел в путьВеселей дорога Без друзей меня чуть чутьА с друзьями многоЧто мне снег что мне знойЧто мне дождик проливнойКогда мои друзья со мнойЧто мне снег что мне знойЧто мне дождик проливнойКогда мои друзья со мнойТам где трудно одномуСправлюсь вместе с вамиГде чего то не поймуРазберем с друзьямиЧто мне снег что мне знойЧто мне дождик проливнойКогда мои друзья со мнойЧто мне снег что мне знойЧто мне дождик проливнойКогда мои друзья со мнойНа медведя я друзьяВыйду без испугаЕсли с другом буду яА медведь без другаЧто мне снег что мне знойЧто мне дождик проливнойКогда мои друзья со мнойЧто мне снег что мне знойЧто мне дождик проливнойКогда мои друзья со мной ХОД УРОКА Дружат пчёлка и цветок,Дружат лист и мотылёк,Дружат реки и леса,Дружат в хоре голоса.Шире круг, шире круг,Музыка зовётВсех друзей, всех подругВ шумный хоровод!Шире круг, шире круг,Музыка зовётВсех друзей, всех подругВ шумный хоровод!Дружат птицы в вышине,Дружат рыбы в глубине,Дружит с небом океан,Дружат люди разных стран.Шире круг, шире круг,Музыка зовётВсех друзей, всех подругВ шумный хоровод!Шире круг, шире круг,Музыка зовётВсех друзей, всех подругВ шумный хоровод!Дружат солнце и весна,Дружат звёзды и луна.Дружат в море корабли,Дружат дети всей земли! Ученик 1. Кто в дружбу верит горячо,Кто рядом чувствует плечо,Тот никогда не упадет,В любой беде не пропадет,А если и споткнется вдруг,То встать ему поможет друг!Всегда в беде надежный другЕму протянет руку.Игра 1Перед детьми картинки с изображениями сказочных героев или карточки с их именами.Ведущая. Перед вами разные герои, разные имена. Как вы думаете, кто с кем дружит, кто кому нужен?Забавный бурундук Чип и… (Дейл)Добрая Белоснежка и… (семь гномов)Прекрасная Русалочка и… (рак Себастьян)Забавный Винни-Пух и… (Тигра)Добрый Малыш и… (Карлсон)Доверчивый Буратино и… (Мальвина, Пьеро, папа Карло)Зеленый крокодил Гена и… (Чебурашка)Все вместе исполняют песню "Шире круг".Ученик 1. Если есть друзья на свете –Все прекрасно, все цветет.Даже самый сильный ветер,Даже буря не согнет.Ученик 2. Мы и в дождь, и в снег, и в стужуБудем весело шагать.При любой погоде дружим –Дружбы этой не порвать.Ученик 3. И любой из нас ответит,Скажут все, кто юн и смел:Мы с тобой живем на светеДля хороших, славных дел. Как положено друзьям,Все мы делим пополам:И дождинки, и снежинки —Пополам, пополам, пополам.Как положено друзьям,Все мы делим пополам:И смешинки, и слезинки -Пополам, пополам, пополам.Как положено друзьям,Все мы делим пополам:Приключенья, огорченья —Пополам, пополам, пополам.Как положено друзьям,Все мы делим пополам:Даже песню делим честно -Пополам, пополам, пополам. Игра 2Ведущая. Попробуйте вспомнить слова с корнем -друж-.Дети. Дружба, дружок, дружить, подружиться, дружелюбие, дружелюбный, дружественный.Ведущая. Умению дружить, общаться с людьми надо учиться с детства. Человек человеку друг, товарищ и брат. Нельзя быть равнодушным к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живет один раз на Земле, поэтому каждый день нужно творить добро.Ученик 1. Не стой в стороне равнодушно,Когда у кого-то беда.Рвануться на выручку нужноВ любую минуту, всегда.Ученик 2. И если кому-то поможетТвоя доброта и дружба твоя,Ты счастлив, что день не напрасно был прожит!На свете живешь ты не зря!Ученик 3. Будь весел, чтоб радостней сталоТому, с кем подружишься ты,Чтоб каждому в жизни хваталоПрекрасной людской доброты.Ученик 4. Услышишь ты песенку чью-то,И станет светлее кругом:Волшебное самое чудоМы дружбой недаром зовем.Исполняется песня "Как положено друзьям".Ученик 1. Раздаются порой голоса,Что чудес никаких не имеется.Есть на нашей Земле чудеса,Но их надо найти, разумеется. Ученик 2. Дружба – главное чудо всегда.Сто открытий – для всех настоящие.И любая беда не беда,Если рядом друзья настоящие.Ученик 3. Друг не будет смотреть свысока,Наизусть он характер твой выучит.Нужно верить, что друга рукаВ трудный час обязательно выручит.Ученик 4. Так давайте, давайте дружить,Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.Если дружбой всегда дорожить,То любое желанье исполнится.Исполняется песня "Настоящий друг" (сл. М.Пляцковского, муз. Б.Савельева)Ведущая. Какое надежное и емкое слово "дружба"! Дружить можно со всеми и с кем-то одним, дружить можно и в классе, и в семье, но все-таки самая главная дружба начинается в семье. Ведь семья – это начало нашей жизни, мы здесь родились, растем и взрослеем. Ученики рассказывают стихотворение про папу и про бабушку.. Дружба крепкая не сломается,Не расклеится от дождей и вьюг.Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,Вот что значит настоящий верный друг.Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,Вот что значит настоящий верный друг. Мы поссоримся и помиримся,"Не разлить водой" - шутят все вокруг.В полдень или в полночь друг придет на помощь,Вот что значит настоящий верный друг.В полдень или в полночь друг придет на помощь,Вот что значит настоящий верный друг. Друг всегда меня сможет выручить,Если что-нибудь приключится вдруг.Нужным быть кому-то в трудную минуту -Вот что значит настоящий верный друг.Нужным быть кому-то в трудную минуту -Вот что значит настоящий верный друг. Игра 3Ведущая. Очень много пословиц о дружбе.Дружба – как стекло: разобьешь – не сложишь.Дружбой дорожи, забывать ее не спеши.Ведущая. Boт мы с вами и поиграем в пословицы.Каждый получает карточку, на которой написана только половина пословицы. Найдите свою пару.Верный друг лучше сотни слуг.Дальний путь, да ближний друг.Дерево живет корнями, а человек – друзьями.Друг лучше старый, а платье – новое.Друга ищи, а найдешь – береги.Дружба не гриб, в лесу не найдешь.Не имей сто рублей, a имей сто друзей.Человек без друзей, что дерево без корней.Ученик читает стихотворение Марины Бородицкой "Про девчонок". Эх, мальчишкам не понять, Что за наслажденье —Косы длинные раститьЧуть ли не с рожденья! Косы холить и беречь, Пестовать-трудитьсяКрупнозубым гребешком, Дождевой водицей. Детским мылом промыватьИли земляничным, То настоем диких трав, То желтком яичным. Ах, как сладко поутру, Сидя на постели, Туго-туго их плестиИли еле-еле, Чтобы этаким торчкомВстали над плечамиИли плавным ручейкомПо спине журчали... Как приятно выбиратьШёлковые лентыИ от бабушек чужихСлушать комплименты! Нет, мальчишкам не понятьСчастья непростого —Косы длинные носитьКласса до шестого, А потом пойти, занятьОчередь на стрижкуИ решительно сказать: «Режьте под мальчишку!» Ученик 1. Со Светкой, соседкой,Не буду водиться –Она то смеется, то плачет,То злится.Но мама сказала,Что так не годится,Что с девочкой нужноУметь подружиться,Что с папой ониЕще с детства дружили,И вместе играли,И рыбу удили.С такою девчонкой,Как мама моя,Конечно, бы могПодружиться и я!Исполняется "Воробьиная песня". Мне не нужно ни игрушек, ни цветных карандашей,Потому что у кормушки поселился воробей.Чтобы слушался получше этот хитрый озорник,Я решил на всякий случай птичий выучить языкЯ решил на всякий случай птичий выучить язык.Чирик-чик-чик,Чирик-чик-чик,Всем нужны друзья Чирик-чик-чик,Чирик-чик-чик,Даже воробьям.Сколько вкусных бутербродов искрошил в кормушку я,Интересная работа - дрессировка воробья.Но зато в районе нашем удивляется народ,-Воробей вприсядку пляшет, бьет в ладоши и поет.Воробей вприсядку пляшет, бьет в ладоши и поет.Я кормлю его обедом по утрам и вечерам,Расчирикал он об этом всем соседним воробьям.Я насыплю крошек слаще, и недели не пройдет,Все увидят настоящий воробьиный хоровод. Все увидят настоящий воробьиный хоровод Ведущая. Вот и подходит к концу наш праздник – праздник о дружбе. Давайте сделаем нашу жизнь хорошей, давайте помогать друг другу в трудную минуту, давайте выбирать хороших и верных товарищей. Давайте не будем ссориться и скажем друг другу слова известного мультипликационного героя, терпеливого и добрейшего кота Леопольда: "Ребята, давайте жить дружно!" Исполняется песня "Вместе весело шагать" (сл. М.Матусовского, муз. В.Шаинского). Вместе весело шагать по просторам, По просторам, по просторам! И, конечно, припевать лучше хором,Лучше хором, лучше хором!Спой-ка с нами, перепелка - перепёлочка. Раз иголка, два иголка -будет елочка. Раз дощечка, два дощечка - будет лесенка, Раз словечко, два словечко - будет песенка.Вместе весело шагать по просторам, По просторам, по просторам! И, конечно, припевать лучше хором,Лучше хором, лучше хором!В небесах зари полоска заполощется. Раз березка, два березка - будет рощица, Раз дощечка, два дощечка - будет лесенка, Раз словечко, два словечко - будет песенка.Вместе весело шагать по просторам, По просторам, по просторам! И, конечно, припевать лучше хором,Лучше хором, лучше хором!Нам счастливую тропинку выбрать надобно.Раз дождинка, два дождинка - будет радуга, Раз дощечка, два дощечка - будет лесенка, Раз словечко, два словечко - будет песенка.Вместе весело шагать по просторам, По просторам, по просторам! И, конечно, припевать лучше хором,Лучше хором, лучше хором! Дорога добраАвтор слов - Энтин Ю., композитор - Минков М. Спроси у жизни строгойКакой идти дорогой,Куда по свету беломуОтправиться с утра.Иди за солнцем следом,Хоть этот путь неведом,Иди, мой друг, всегда идиДорогою добра.Забудь свои заботы,Падения и взлёты,Не хнычь, когда судьба себяВедёт не как сестра.Но если с другом худо,Не уповай на чудо,Спеши к нему, всегда ведиДорогою добра.Ах, сколько будет разныхСомнений и соблазнов,Не забывай, что это жизнь,Не детская игра.Ты прочь гони соблазны,Усвой закон негласный,Иди, мой друг, всегда идиДорогою добра. Элемент занятия в начальной школе: «Учусь дружить» Я поссорился с дружком,Мы с ним больше не играемИ друг с другом не болтаем,Мы с ним больше не вдвоем.Каждый со своей обидойЦелый день один сидит.Каждый со своей обидойБез умолку говорит.Но обида вдруг пропала,Видно, все слова сказала,Стали мы с дружком опятьПрыгать, бегать и играть.  Подумаем, порисуем, поиграем: • Что ты делаешь, чтобы помириться с друзьями? Если ты обиделся на друга, поговори со своей обидой и попроси ее уйти. • Придумай способ, как быстрее помириться с другом. Например: вспомни что-нибудь хорошее, что сделал для тебя твой друг. • Налейте детям сок и скажите им, что это волшебный напиток примирения. Каждый, кто выпьет глоток этого напитка, забывает все свои обиды и ссоры. Перемена, перемена!” –Заливается звонок.Первым Вова непременно Вылетает за порог.Вылетает за порог – Семерых сбивает с ног.Неужели это Вова, Продремавший весь урок?Неужели этот ВоваПять минут назад ни словаУ доски сказать не мог?Если он, то, несомненно,С ним – бо-о-льшая перемена!Не угонишься за Вовой!Он, гляди, какой бедовый!Он за пять минут успелПеределать кучу дел:Он подставил три подножки(Ваське, Кольке и Сережке),Прокатился кувырком,На перила сел верхом,Лихо шлепнулся с перил,Подзатыльник получил,С ходу дал кому-то сдачи,Попросил списать задачи, – Словом, сделал все, что мог!Ну, а тут – опять звонок…Вова в класс плетется сноваБедный! Нет лица на нем!– Ничего, – вздыхает Вова, – На уроке отдохнем! – В этом стихотворении, возможно, некоторые из вас увидели себя или своих товарищей.– А что вам не понравилось в поведении Вовы? (Этот мальчик не умеет уступать товарищам, обижает их.)– У Бориса Заходера замечательные стихи. Примеры из литературных произведений– А сейчас послушайте стихотворение Б. Заходера “Перемена”. Сегодня Клоков дежурный у нас.Того, кто не мылся, не пустит в класс.Коля Сизов, его старый друг,Чтоб друга проверить, не вымыл рук.– Пока не помоешь, – сказал ему Клоков,– Не допущу тебя до уроков!– Что ты? Да мы же друзья!С друзьями ведь так нельзя!– А разве такими рукамиЗдороваться можно с друзьями? – Так кто же прав? (Клоков)– Какую бы пословицу вы сказали Коле Сизову? (“Дружба дружбой, а служба службой”.) А сейчас послушайте стихотворение Олега Григорьева “Кто прав?”. Упражнение: «Комплименты» Каждому из нас приятно, когда его хвалят, говорят о нем хорошие, добрые слова, особенно когда заслуженно.Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Ведь от этого улучшается настроение и мы готовы делиться радостью и помогать другим.Сейчас каждый из вас, кто сядет на волшебный стул и возьмет в руки волшебную палочку, узнает о себе много хорошего, все остальные ребята расскажут про положительные качества этого человека.После того, как все дети побывают на «волшебном стуле», учитель обсуждает с классом то, что дети почувствовали во время упражнения.Вам понравилось это упражнение? Почему? Что нового вы узнали друг о друге? Были комплименты одинаковыми или разными? Почему разные? Действительно, ребята, каждый человек неповторимый, это индивидуальность. Личность, обладающая своими собственными особенностями. Если бы мы были все одинаковыми - жить на свете было бы просто не интересно. “Посеете действие – пожнете привычку;Посеете привычку - пожнете характер;Посеете характер – пожнете судьбу”.(Мудрое изречение) Д х У + ЗПП = КП (плакат)Доброжелательность, помноженная на Уважение, плюс Знание Правил Поведения составляет Культуру Поведения. Манеры не пустяки; они плод благородной души и честного ума. (Теннисон Умение себя вести украшает и ничего не стоит.(Немецкая пословица) Об этикете, вежливости можно говорить много и долго. Мне хочется, чтобы вы, дети, запомнили одно мудрое изречение и одну мудрую формулу. Во дворе и в школьном классе,Дома и когда в гостяхПрост и вежлив оставайся – Это вовсе не пустяк. С языка сорвется грубость,Или глупость, или гнев – И обидеть можно друга, Коли ты не спрятал гнев. Вместо окрика злого, Лучше доброе словоИ улыбку не надо стеречь.Жизнь устроена мудро:Это вовсе не трудно – Берегите, пожалуйста, речь! Этикет – не этикеткаИ не новенький костюм,Это – жизненная сметка,И воспитанность, и ум.Он всегда и всюду нужен,На любой твоей тропе.С этикетом если дружен, Значит радостно тебе. Дорогие ребята! “Умение себя вести украшает и ничего не стоит”. Я хочу, чтобы вы строили счастливую и долгую жизнь. Будьте счастливы! Счастье в ваших руках! «Ты» да «Я» Ты да я, да мы с тобой…Ты да я, да мы с тобой…Здорово, когда на свете есть друзья.Если б жили все в одиночку,То уже давно на кусочкиРазвалилась бы, наверное, земля. (2 раза)Ты да я, да мы с тобой…Ты да я, да мы с тобой…Землю обойдем, потом махнем на Марс.Может, у Оранжевой речкиТам уже грустят человечки,Оттого что слишком долго нету нас. (2 раза)Ты да я, да мы с тобой…Ты да я, да мы с тобой…Нас не разлучит никто и никогда,Даже если мы расстаемся,Дружба все равно остается.Дружба с нами остается навсегда. (2 раза)