Презентация по логопедии на тему: Оказание логопедической помощи ребенку с синдромом Дауна


ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ РЕБЕНКУ С СИНДРОМОМ ДАУНАПОДГОТОВИЛА: УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД МИРОНОВА Ю.С. МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД №5 «ДЕЛЬФИН» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» Г. ШАРЫПОВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ Самые ранние свидетельства существования людей с синдромом Дауна - статуи, сделанные жителями Центральной Америки, принадлежавшими к Ольмекской культуре (1500 г. до н. э. – 300 г. н. э.)Полные лица, характерный разрез глаз и эпикант, короткий нос, широкая плоская переносица, грузные воспринимались как полубожества (божествами считались ягуары ). ИСТОРИЯ СИНДРОМА ДАУНА ИЗ ГЛУБОКОЙ ДРЕВНОСТИ Доктор Даун был для своего времени весьма прогрессивным ученым, создателем благоприятных условий для развития и высокого качества жизни своих подопечных Впервые описал синдром Дауна в1866 году ДОКТОР ДЖОН ЛЭНГДОН ДАУН В 1959 году французский врач- педиатр Жером Лежен (Франция) сообщил об обнаружении дополнительной хромосомы в 21 паре у людей с синдромом Дауна. ОТКРЫТИЕ ЖЕРОМА ЛЕЖЕНА Возможность генетического обследования новорожденных привела к тому, что почти всех младенцев с синдромом Дауна стали помещать в специализированные учреждения - как можно раньше, пока родители не привязались к ним. НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ОТКРЫТИЙ. 1960-Е ГОДЫ 1928 год – 9 лет;1947 год – 12 лет;1983 год – 25 лет,1997 год – 49 лет,2011 год – около 60 лет ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Риск рождения ребёнка с синдромом Дауна зависит от возраста матери. С годами количество генетических ошибок растёт, и увеличивается риск родить больного ребёнка. Для женщин в возрасте до 25 лет вероятность рождения больного ребенка равна 1/1400, до 30 — 1/1000, в 35 лет риск возрастает до 1/350, в 42 года — до 1/60, а в 49 лет — до 1/12. Немаловажен и возраст бабушки по материнской линии. Чем старше была бабушка, когда рожала дочь, тем выше вероятность, что та родит ей внука или внучку с синдромом Дауна Задержка умственного развития может достигать уровня имбецильности без специальных методов обучения.Коэффициент умственного развития (IQ) у разных детей может составлять от 25 до 75. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА 1) отставание в моторном развитии: тонкой и общей моторики;2) возможные проблемы со слухом и зрением;3) проблемы с развитием речи;4) слабая кратковременная слуховая память;5) более короткий период концентрации;6) трудности овладения и запоминания новых понятий и навыков;7) повышенная утомляемость и неустойчивость внимания. ФАКТОРЫ, ЗАТРУДНЯЮЩИЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА Речь нарушена как система;Речь появляется поздно и на протяжении всей жизни остаётся недоразвитой;Речь развивается крайне медленно и с большим трудом;Умение говорить развивается, как правило, позже умения воспринимать речь;Речевые нарушения у детей с синдромом Дауна связаны не только с их интеллектуальной недостаточностью, но и с частыми нарушениями слуха;У детей с синдромом Дауна пассивный словарь намного богаче активного, т.е. они понимают чужую речь лучше, чем сами говорят;Особенностью детей с синдромом Дауна является быстрый темп речи;Фонематический слух нарушен;На речь детей с синдромом Дауна влияют особенности анатомического строения речевого аппарата; СТРУКТУРА РЕЧЕВОГО НЕДОРАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА РАЗВИТИЕ РЕЧИ Задачи работы: развивать понимание обращенной речи; учить показывать предметы с определенным признаком, картинки, действующие лица на сюжетных картинках, объекты на фотографиях; учить выполнять действия по инструкции взрослого, в играх с речевым сопровождением; учить произносить звукоподражания, жесты, лепетные слова;развивать мелкой моторики;Развивать усидчивость, концентрацию внимания;Методы и формы работы - Наглядный, игровой- метод подражания- упражнения и повторение - говорят быстро или отдельными последовательностями слов, без пауз между ними, так, что слова набегают друг на друга;- в возрасте 11-13 лет возникает заикание;- медленный темп усвоения речи окружающих, слабое развитие фонематического слуха;- замедленный темп артикулирования;- дизартрия;- словарный запас очень мал. Пассивный словарь превышает активный. ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ Методики, используемые в практике в работе с ребенком с синдромом ДаунаМаленькие Ступеньки - это программа ранней педагогической помощи детям с трудностями в развитии. УСТАНОВЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОНТАКТАСЕНСОРНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ХОРОШАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ВХОДИТЬ С ДЕТЬМИ В КОНТАКТ ИГРЫ С ЗЕРКАЛОМНАБЛЮДЕНИЕ ЗА СВОИМ ОТРАЖЕНИЕМ ПОДРАЖАНИЕ – ОСНОВА РЕЧИИГРА В МЯЧ РАЗВИВАЕТ ПОДРАЖАНИЕ ДЕЙСТВИЯМ С ПРЕДМЕТАМИ «ДЕЛАЙ, КАК Я!»ИМИТАЦИЯ – ЭТО ВАЖНЕЙШИЙ ЭТАП ВХОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА В РЕЧЕВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬОТРАБАТЫВАЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ МОМЕНТЫ В РАЗВИТИИ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ:1) ПОНИМАНИЕ ИНСТРУКЦИЙ;2) ФОРМИРОВАНИЕ ОБОБЩАЮЩИХ ПОНЯТИЙ;3) УЗНАВАНИЕ ИГРУШЕК, ПРЕДМЕТОВ, ИЗОБРАЖЕННЫХ НА КАРТИНКЕ. Основным дидиактическим принципом в обучении детей с синдромом Дауна является задействование разных каналов восприятия, то есть разных органов чувств.Необходимо обеспечить:- наглядность обучения;- подключить осязание, слух, кинестетические ощущения. - анатомические особенности – короткие пальцы, отставленный в сторону большой палец;- сниженный тонус в руках осложняет захват, удержание и манипуляцию с предметами;- проблемы со зрением мешают координации «рука – глаз». ОСОБЕННОСТИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У РЕБЕНКА С СИНДРОМОМ ДАУНА : ощупывание предметов различной фактурымассаж кистей рук и пальчиков жесткой щеткой,поглаживание и захват мягких, пушистых игрушек РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ, ОБОГАЩЕНИЕ ЧУВСТВЕННОГО ОПЫТА: пальчиковые игры;игры с мелкими предметами;лепка и рисование;массаж пальчиков.  ВИДЫ РАБОТ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ Массаж ладошекМассаж ладоней очень полезен для развития тактильных ощущений и мелкой моторики. Рисование на песке (манке)Песок можно насыпать на поднос. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур (линий, прямоугольника, круга), постепенно усложняя задание.Игры с прищепкамиЭто упражнение способствует скоординировать движения пальцев, помогает в развитии точности и ловкости, координирует зрительно-моторную систему.Перелистывание страницЭто упражнение подходит для детей с 1 года. Давайте ребенку книги со страницами разной толщины и красивыми четкими картинками, чтобы, листая страницы и изучая картинки, у ребенка формировался захват и мелкая моторика рук. ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ: Бусы, пуговицыИгры с бусинами или пуговицами, которые ребенок может нанизывать на нитку, сортировать по размерам или складывать в баночку (коробку) очень полезны для развития мелкой моторики. ВкладышиОчень полезны для развития мелкой моторики игры с разнообразными вкладышами как деревянными, так и пластмассовыми. Это могут быть как покупные игрушки, так и самодельные, из которых можно строить башенки, вкладывать их друг в друга.Крупы (горох), банки с крупами (горохом)Крупу (горох) можно насыпать в миску или баночки. Ребенок будет опускать руки в миску или банку, трогать крупу (горох) руками. Можно дать ему несколько банок, чтобы он пересыпал крупу из одной в другую. Эта игра хорошо развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.Разрывание бумагиЭто упражнение подходит для детей с 7 месяцев. Дайте ребенку бумагу разного цвета, пускай рвет ее на части, но при этом лучше не оставлять его одного и следить, чтобы он не совал бумагу в рот.  ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ: ИГРЫ С БУСАМИ «пальчиковый бассейн» ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНОФАКТУРНЫХ ИГРУШЕК РАЗВИТИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОСТЫХ ПОРУЧЕНИЙ РАЗРЫВАНИЕ БУМАГИ НА МЕЛКИЕ ЧАСТИРАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТАПРИ СИНДРОМЕ ДАУНА Артикуляционная гимнастикаРазвитие зрительного восприятияРазвитие слухового восприятияДыхательные упражненияСтимуляция эмоциональных реакцийРазвитие слухового внимания, памяти и фонематического восприятияФормирование представлений о цвете, форме и величинеСтимуляция ревой активности ВЕДЕНИЕ ТЕТРАДИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ Ребенка сажают лицом к зеркалу и говорят «Посмотри, потрогай глаза, лоб, нос...» Затем эти действия переносятся на взрослого: «Покажи, где у меня глаза, нос, лоб, плечи, уши». УПРАЖНЕНИЯ НА РАСШИРЕНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Скамья из двух кубиков и планкиЦель: учить делать скамью из двух кубиков и положенной поверх них планки; понимать назначение постройки. Вызывать подражание действий взрослого УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТИВНОГО ПРАКСИСА СРОКИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ ЗАВИСЯТ ОТ РЯДА ФАКТОРОВ: степени сложности дефекта;индивидуальных и возрастных особенностей ребенка;регулярности занятий;помощи со стороны родителей. ЛИТЕРАТУРА: HTTPS://VK.COM/TOPIC-30895474_33374971 Спасибо за внимание!