Презетнация Демократическая система обучения по способностям как эффективная среда формирования функциональной грамотности школьников


Шавенкова Н.П. СОШ № 34Демократическая система обучения по способностям как эффективная среда формирования функциональной грамотности школьников Образование – взгляд в будущее, путь к успеху каждого ребенка Каждая наша мысль, каждое наше движение и переживание является стремлением к созданию новой действительности, порывом вперед к чему-то новому и интересному….. Актуализация опытаПо окончании школы, у выпускника должны быть качества, которые помогут ему быть успешным в современной жизни. Работа педагога обеспечит формирование этих качеств. ГОСО характеризуют функциональную грамотность и метапредметные образовательные результаты, как новое обобщенное качество по сравнению с чисто предметными знаниями и умениями, поэтому и достижения этих результатов можно ожидать лишь при использовании инновационных подходов в преподавании. В настоящее время в педагогической общественности много говорится о необходимости обучения по индивидуальным образовательным программам. Особенно это стало популярно при введении курсов, профильного и предпрофильного обучения в школах. В связи с этим встает вопрос: что такое индивидуальная образовательная программа? Как составить эту программу? Как организовать процесс обучения по индивидуальным программам? Проблема индивидуальности - одна из центральных в организации учебной деятельности в школе. Развитие способностей является ведущей характеристикой в формировании результата учебной деятельности, которая реализуется через способности. Практически не бывает неспособных людей, но каждый способен по-своему. Именно эту качественную индивидуальность необходимо учитывать в учебном процессе, потому что именно ею во многом определяются интерес, успехи ученика, выбор учебных предметов и своеобразие индивидуальной образовательной траектории. Научное обоснование опытаИндивидуальный образовательный маршрут С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.) Индивидуальная образовательная траектория - (Г.А. Бордовский, С.А. Вдовина, Е.А. Климов, B.C. Мерлин, Н.Н. Суртаева, И.С. Якиманская и др.), Категория деятельности-С.Я. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Ф.В Басин, П.Я. ,Гальперин…Виды деятельности-Л.С. Выготский, С.Я. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, И.С. Кон, Батищев, В.С. Семенов, Я.А. Пономарев …В. К. Дьяченко и М.А. Мкртчян разработали новые подходы к построению новой образовательной практики. Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев,П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, ГипотезаЕсли образовательную среду организовать на демократических принципах обучения по способностям, позволяющая адаптировать индивидуальные образовательные учебные и социально-ориентированные программы в практику УВП, то повысится уровень учебной мотивации школьников, так как будут создаваться педагогические условия для реализации личностных потребностей, жизненному самоопределению , что позволит формировать функциональную грамотность школьников. Возникшие противоречияСредаОбъем учебной информацииТрадиционные методы обученияСтремление личности к творчествуОриентация на способностиЛичностьРежим общеобразовательной школыИндивидуальные возможности усвоения и потребности Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями Определяя индикаторы функциональной грамотности, мы опирались на анализ структуры жизнедеятельности учащихся общеобразовательной школы, находящихся на этапе завершения школьного образования и начала самостоятельного существования. Принцип деятельностного подхода требует, прежде всего, понимания того, что обучение - это совместная деятельность (учителя и учащихся ) основана на началах сотрудничества и взаимопонимания. Учебные действия, умственные и практические операции, сознательная и целенаправленная регуляция собственного поведения и учения, формирование индивидуального стиля собственной деятельности, функциональная грамотность- являются главными продуктами учебно-воспитательного процесса.  Результаты освоения основных образовательных программ как «приращения» в личностных ресурсах обучающихсяЛичностные результаты – фактор развития мотивационных личностных ресурсов;Метапредметные результаты - фактор развития инструментальных ресурсовПредметныерезультаты -Фактор развития когнитивных ресурсов. Модельное представление школы Диалоговые пары Индивидуальная образовательная программа субъекта оформляется в специально организованном рефлексивном процессе, направленном на обнаружение образовательных потребностей. Образовательные программы можно понимать как представления ученика о его предстоящей деятельности, конкретизированные по содержанию, средствам, способам деятельности (в том числе о совместных действиях с другими людьми) по решению некоторых образовательных задач. Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации *11123образовательные потребностиобразовательные задачииндивидуальнаяобразовательная программаRfсубъективностьопытпредставленияпрофмастерствосхема 2 Эффективность реализации опытаПовышение уровня учебной мотивацииСпособность к самореализации,функциональная грамотностьУровень социализации Мобильность учебной и познавательной деятельности Высокие интеллектуальные способностиЛюбопытство, стремление к образованиюВысокая личная ответственностьСамостоятельность сужденийПозитивная оценка предыдущего опытаПозитивная Я-концепция, связанная с адекватной самооценкой Новая роль казахстанского образования в меняющемся мире Некоторые выводы 1. Демократическая система обучения по способностям позволяет реализовать ИОП, ИОМ, что эффективно сказывается на результатах образовательного пространства2. Система активного речевого взаимодействия участников педагогического пространства обеспечивает формирование функциональной грамотности и специальных компетенций3. Совместная педагогическая деятельность, направленна на индивидуальное развитие каждого учащегося с простраиванием индивидуальных траекторий.4. Созданы условия для овладения различными функциональными позициями, для формирования универсальных способов мыследеятельности, понимания, коммуникации, рефлексии.