Презентация ВКР по теме: Особенности содержания и осуществления образовательной деятельности по развитию детского творчества на занятиях по сюжетному рисованию детей старшего дошкольного возраста


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области«Волгодонский педагогический колледж» Выпускная квалификационная работаТема: Особенности содержания и осуществления образовательной деятельности по развитию детского творчества на занятиях по сюжетному рисованию детей старшего дошкольного возрастаВыполнила: студентка группы ДЗ-5.2 Шабалина Н.В.Руководитель: Пономарева А.А. Актуальность выбранной темы состоит в том, что в теории и практике наиболее полно освещены вопросы по обучению детей технике рисования, формированию навыков изобразительной деятельности, однако наименее изучены вопросы по развитию творчества, воображения, что и определило тему нашего исследования: Развитие детского творчества на занятиях по сюжетному рисованию детей старшего дошкольного возраста. Проблема исследования: изучение основ проблемы развития детского творчества и доказательство возможности использования сюжетного рисования в развитии детского творчества в старшем дошкольном возрасте. Решение данной проблемы составило и цель исследования. Объект исследования: процесс обучения детей старшего дошкольного возраста сюжетному рисованию. Предмет исследования: содержание и методика обучения сюжетному рисованию детей старшего дошкольного возраста. В соответствии с указанной проблемой, объектом, предметом исследования были определены следующие задачи исследования: 1. Изучить основы развития детского творчества и выявить общие понятия; 2. Изучить особенности развития изобразительного творчества; 3. Рассмотреть сюжетное рисование как средство развития детского творчества в старшем дошкольном возрасте; 4. Разработать комплекс занятий по сюжетному рисованию с использованием нетрадиционных техник рисования, способствующих развитию детского творчества у детей старшего дошкольного возраста; 5. Провести практическое исследование по определению уровня владения приемами на занятиях по сюжетному рисованию и эффективности методики, способствующих развитию детского творчества у детей старшего дошкольного возраста; 6. Определить выводы по данной работе. Методологической основой исследования являются основные положения в области педагогики, психологии, эстетики. Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: - теоретические (анализ методической литературы связан с аспектом проблемы); - методы наблюдения (за процессом рисования на занятиях); - метод изучения педагогического опыта; - беседы с детьми; - анализ работ дошкольников. Гипотеза исследования: средством развития творчества в старшем дошкольном возрасте в условиях ДОУ является сюжетное рисование. Наиболее эффективно развитие детского творчества на занятиях по сюжетному рисованию будет проходить через использование нетрадиционных техник рисования. Следовательно, организация занятия по сюжетному рисованию, выступает необходимым условием развития детского творчества. Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в разработке творческих занятий по сюжетному рисованию с детьми старшего дошкольного возраста; в определении места и роли сюжетного рисования в образовательном пространстве современного дошкольного учреждения; в исследовании по выявлению навыков сюжетного рисования у детей старшего дошкольного возраста. База исследования: г. Волгодонск МБДОУ детский сад «Кораблик». Содержание:Глава I. Теоретические основы изучения развития детского творчества в изобразительном искусстве 1.1.Общие понятия детского творчества в изобразительной деятельности1.2.Особенности развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста 1.3.Значение изобразительной деятельности в развитии детей дошкольного возраста Вывод по первой главе Глава II. Развитие творческих способностей на занятиях по сюжетному рисованию детей старшего дошкольного возраста 2.1.Сюжетно – тематическое рисование – вид изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста 2.2.Сюжетное рисование как средство развития детского творчества в старшем дошкольном возрасте 2.3.Особенности содержания и осуществления образовательной деятельности на занятиях по сюжетному рисованию детей старшего дошкольного возраста 2.4.Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования на занятиях по сюжетному рисованию 2.5.Исследовательская деятельность по выявлению навыков сюжетного рисования у детей старшего дошкольного возрастаВывод по второй главеЗаключение В понятие «детское творчество» входят такие понятия как «способности», «задатки», «воображение», «творческий акт», которые связаны между собой, и без них невозможно определить сущность детского творчества. Творчество – психический процесс создания новых ценностей, деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Детское творчество - умение, приобретаемое в процессе воспитания и обучения, не только воссоздавать наблюдаемое, но и преобразовывать воспринятое, внося свою инициативу в замысел, содержание, форму изображаемого. Особенности развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста Творчество детей — естественный компонент их развития. Важная особенность детского творчества — его всеобщий характер. Детское изобразительное творчество может успешно развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога. Овладев самыми элементарными изобразительными умениями, ребенок выражает желание выполнить рисунок для кого – то (в подарок маме, папе, бабушке к празднику, ко дню рождения). Значение изобразительной деятельности в развитии детей дошкольного возраста Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста, она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Это – познавательная деятельность.Значение имеет взаимосвязь наглядных и словесных методов – беседы, рассматривание разных вариантов изображения – формирует представление о различном подходе в передаче образа. Выводы по первой главе: В ходе теоретического исследования мы пришли квыводу, что активное проявление детского творчества наблюдается на занятиях по сюжетному рисованию, где ребенок, создавая сюжет, активизирует работу таких психических процессов, как воля, воображение, память, мышление и происходит развитие не только значимых изобразительных умений и навыков, но и творчества, изобразительных способностей ребенка. Сюжетно - тематическое рисование – вид изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста Содержание сюжетно-тематического рисования является какой-либо сюжет или пейзаж.Тематика сюжетного рисования в старшей группе определяется теми впечатлениями, которые ребенок получает от наблюдения окружающей действительности. В процессе работы у детей развивается воображение, пространственное мышление, общая ручная умелость, мелкая моторика; синхронизируется работа обеих рук.Развитие сенсорных и мыслительных способностей детей, развивается планирующая мыслительная деятельность, развивается художественный вкус. Сюжетное рисование как средство развития детского творчества в старшем дошкольном возрасте Сюжетное рисование является важным и эффективным средством развития детского творчества. Сюжетное рисование – рисование по собственному замыслу, на заданную тему, выполнение иллюстраций к прочитанным произведениям. Основная цель сюжетного рисования - научить ребенка передавать свои впечатления от окружающей действительности. Особенности содержания и осуществления образовательной деятельности на занятиях по сюжетному рисованию детей старшего дошкольного возрастаМетодика работы с детьми строится в двух направлениях:1. Обогащение детей яркими впечатлениями об окружающем мире: социальных и природных явлений. Развитие наблюдательности, умения видеть, чувствовать, замечать выразительность формы, пропорции, цвета отдельных предметов, их взаимосвязь и сочетания.2. Помощь детям в осмыслении средств графического изображения сюжета, в установлении связи между представлениями и способами изображения. Задачи:развивать наблюдательность, воображение, инициативность, самостоятельность; воспитывать эстетическое отношение к окружающему, учить описывать предмет, форму, выделяя существенные признаки, сравнивать предметы по форме и цвету, передавать относительные размеры предметов, формировать пространственное воображение; учить рисовать по замыслу, по памяти. Методы проведения занятий по сюжетному рисованию:Словесные (вступительные беседы, анализ работ) Наглядные (картинки, иллюстрации)Приемы: Игровые Наглядные и речевые (если ребенок рисует предмет впервые, то необходимо проанализировать его форму, цвет, показать последовательность изображения полностью или частично) На занятиях по сюжетному рисованию используют такие средства, как средства выразительности при помощи нетрадиционной техники рисования:сухие листья, ластик, поролон, смятая бумага, картофель, пробки – средства выразительности: цвет, фактура; техника - «кляксография» - средства выразительности: пятно; «набрызг» - средства выразительности: точка, фактура; «метод монотипии» - средства выразительности: пятно, цвет, симметрия; «монотипия пейзажная» - пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции и т.д. Организация и проведение занятий по изобразительной деятельности – это сложный процесс, который требует тщательности и глубокой продуманности. При их организации необходимо учитывать: возраст детей, их возрастные и индивидуальные особенности и способности к изобразительному виду деятельности; особенности развития творческого потенциала у старших дошкольников, где одной из главных является – направленность на результат; занятия по изобразительной деятельности должны проводиться систематически, планомерно и быть разнообразными. Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования на занятиях по сюжетному рисованию В изобразительном искусстве под техникой (от греческого искусная и искусство, мастерство) понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых исполняется художественное произведение. Техника рисунка - владение материалами и инструментами (бумага, холст, дерево, карандаши, уголь, пастель, масляная краска, акварель, гуашь, темпера и пр.), способы их использования для целей изображения и художественного выражения (техника линии, тушевки, определенная манера рисунка и письма). Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: цвет, линия, сюжет.1. Тычок жесткой полусухой кистью2. Рисование пальчиками 3. Оттиск пробкой4. Восковые мелки + акварель 5. Монотипия предметная6. Кляксография с трубочкой Исследовательская деятельность по выявлению навыков сюжетного рисования у детей старшего дошкольного возрастаЦелью экспериментальной работы на констатирующем этапе явилось:1.Выявление знаний об изобразительном искусстве; 2.Выявления навыков и умений сюжетного рисования у детей старшего дошкольного возраста; 3.Определение творческих проявлений при сюжетном рисовании у детей старшего дошкольного возраста. Уровни развития изобразительных знаний, умений и навыков. Констатирующий этап{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№Ф.И.реб-каМетодика1Методика2Методика3Методика4Методика5Итог1Костя А.ннсссс2Денис А.всвввв3Даша Б.нннснн4Ваня Г.ссввсс5Ростик Г.нннснн6Эмилиса Е.всвввв7Кристина К.нснснн8Артем Л.нннссн9Света С.ссвввв10Ева С.ссснсс11Юля О.ссннсс12Алина Ш.ссснсс Диаграмма уровней развития изобразительных навыков у детей старшей группы. Констатирующий этап Целью экспериментальной работы на формирующем этапе явилось: Формирование у детей графических навыков, изобразительной грамотности посредством предложенной системы занятий. Методы: наблюдение, словесные, репродуктивный метод, практические, изучение педагогической документации, анализ продуктивной деятельности. Задачи формирующего этапа:Продолжать формировать ручную умелость, позволяющую передавать богатое воображение рисунка;Продолжить дальнейший поиск оптимальных путей и методов развития изобразительной грамотности;Разработать систему занятий, способствующих развитию способности рисования у детей старшего дошкольного возраста с помощью техник нетрадиционного рисования;Формировать умение создавать и воплощать замыслы;Освоить с дошкольниками специфические выразительные средства изобразительной деятельности. План занятий по рисованию{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Номер занятияТема занятияЦель1«Первый снег» (кляксография с трубочкой, набрызг)Учить рисовать дерево без листьев в технике «кляксография с трубочкой». Закрепить умение изображать снег, используя технику «набрызг». Развивать чувство композиции. Воспитывать эстетическое отношение к природе и ее изображению в различных техниках рисования.2«Цветочная поляна»(рисование «по-мокрому»)Формировать навыки и умения в рисовании нетрадиционным методом. Учить изображать фон рисунка, используя метод нанесения акварельной краски «по мокрому», чередуя оттенки неба – от темно-синего до голубого, травы–от светло-зеленой до темно-зеленой. Учить рисовать, используя технику рисования мятой бумагой. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}3«Белая береза» (рисование восковыми свечами, жесткой кистью)Учить рисовать березу весной восковыми свечами. Продолжать учить рисовать способом действия полусухой жесткой кистью при изображении листвы. Учить передавать в рисунке характерные особенности березы.4«Какого цвета весна» (рисование «по-мокрому»)Продолжать знакомить со свойствами акварельных красок, смешанной техникой работы (свеча и акварель, способом цветовой растяжки «по – мокрому»). Учить разводить краски на палитре для получения различных оттенков холодных и теплых тонов для изображения неба и земли. 5«Зимняя сказка» (солевое рисование)Учить детей наблюдать и проводить экспериментирование при использовании нетрадиционной техники рисования с помощью акварельных красок и соли. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}6«Деревья смотрят в воду» (монотипия)Познакомить детей с новой техникой рисования двойных изображений (монотипии, отпечатки). Совершенствовать технические рисования акварельными красками.7«Осень на опушке краски разводила» (печать листьев)Познакомить с новым видом изобразительной техники - «печать растений». Развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы.8«Вальс осенних листьев»Закрепить знания детей о нетрадиционных видах изобразительной техники (рисование пальчиками, ватной палочкой, печать листом от дерева, выдувание в трубочку). {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}9«В гости к весне» (тычок жесткой кистью)Закрепить умение работать в разной нетрадиционной технике рисования: тычком, тычком жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой, оттиск из овощей, печать по трафарету, а также использовать в работе обрывную аппликацию. Закрепить умение работать ножницами.10«Золотая осень» (оттиск, отпечаток листьев, торцевание поролоном) –коллективная работа Познакомить детей с новым видом нетрадиционной техники рисования «оттиск, отпечаток листьями, торцевание поролоном». {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}11«Зимний лес» (рисование свечой и гуашью, используя трафарет и поролон)Формировать у детей понятие о природе зимой в лесу. Научить нетрадиционными методами рисования. Развивать образное мышление.12«Дерево в цвету» (кляксография с трубочкой, рисование ватными палочками, оттиск смятой бумагой)Продолжать знакомить детей с пейзажем с нетрадиционными техниками рисования (выдувание в трубочку, рисование ватными палочками, оттиск смятой бумагой). Целью экспериментальной работы на контрольном этапе явилось: Повысить уровень развития сюжетного рисования детей старшего дошкольного возраста. Задачи контрольного этапа: Выявить наличие полученных знаний у детей о способах нетрадиционных изображений. Определить уровень развития изобразительных знаний, умений и навыков. Сравнить 1 и 3 этапы опытно-экспериментальной работы. Уровни развития изобразительных знаний, умений и навыков. Контрольный этап{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№Ф.И.реб-каМетодика1Методика2Методика3Методика4Методика5Итог1Костя А.сссввс2Денис А.вввввв3Даша Б.нннссн4Ваня Г.вввввв5Ростик Г.нснснн6Эмилиса Е.вввввв7Кристина К.свсвсс8Артем Л.сссввс9Света С.вввввв10Ева С.вввсвв11Юля О.ввссвв12Алина Ш.ввсссс Диаграмма уровней развития изобразительных навыков у детей старшей группы. Контрольный этап Сравнительный анализ результатов экспериментальной работы по методикам{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}МетодикиУровеньконстатирующий эксперимент (кол-во детей)контрольныйэксперимент (кол-во детей) 1высокий27средний53низкий522высокий08средний83низкий413высокий45средний35низкий524высокий47средний55низкий305высокий38средний63низкий31 Сравнительная диаграмма результатов:Констатирующий этапКонтрольный этап Выводы по второй главе: Таким образом, на основе проделанной работы мы увидели, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Научились использовать разного вида нетрадиционные техники рисования в создании рисунка. Создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. А значит, что сюжетное рисование является эффективным средством развития творчества в старшем дошкольном возрасте. Заключение В ходе теоретического исследования мы пришли к выводу, что активное проявление детского творчества наблюдается на занятиях с использованием нетрадиционных техник рисования для развития творческой активности детей, где ребенок, создавая сюжет, активизирует работу таких психических процессов, как воля, воображение, память, мышление и происходит развитие не только значимых изобразительных умений и навыков, но и творчества, изобразительных способностей ребенка. Одним из наиболее важных условий успешного развития способностей ребенка на занятиях по сюжетному рисованию является разнообразие и вариативность работы. Рисование с использованием нетрадиционных техник - это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Следовательно, в нашей работе мы использовали сюжетное рисование, нетрадиционные техники рисования. Творческие работы детей по сюжетному рисованию Интернет источник:http://img-fotki.yandex.ru/get/6214/83813999.756/0_a57a8_b974b5a1_XL - цветыВы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но в своей презентации вы должны указать источник шаблона: Автор: Полищук Татьяна Константиновна, учитель начальных классов, Иркутская область, МБОУ Семёновская СОШ.