Презентация. Нарушения речи у детей: что должен знать учитель?


Большинство детей к моменту обучения в школе уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют довольно развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех процесс овладения речью происходит одинаково. В ряде случаев он может быть замедленным, и тогда у детей отмечаются различные отклонения, нарушающие нормальный ход речевого развития.Нарушения речи у детей: что должен знать учитель? Нарушения речи многообразны. Они имеют различную выраженность и зависят от причины и структуры дефекта. Существуют несколько подходов к анализу речевых нарушений, и соответственно, несколько классификаций их проявления. Для учителя представляет интерес педагогический подход (автор Левина Р.Е.). Фонетические нарушения речи Они выражаются в дефектах произношения отдельных звуков или групп звуков. Сущность фонетических нарушений заключается в том, что у ребёнка под влиянием различных причин складывается и закрепляется искажённое произношение отдельных звуков. Фонетико-фонематические нарушения Они выражаются в том, что ребёнок не только искаженно произносит те или иные звуки, но и не достаточно их различает, не улавливает акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными звуками. Это приводит к тому, что дети не достаточно чётко овладевают звуковым составом слова и делают специфические ошибки при чтении и письме. Общее недоразвитие речи Выражается в том, что недоразвитие распространяется как на звуковую (включая фонематические процессы), так и на смысловую сторону речи. Заикание — нарушение темпа речи, вызванное спазмами или судорогами различных отделов речевого аппарата.Ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, которое обусловлено структурой речевого аппарата. Виды речевых нарушений (клинико – педагогическая классификация) Дизартрия — легкая форма полного отсутствия речи, при котором ребенок не владеет возможностью иннервации речевого аппарата. У детей наблюдается нечеткое смазанное произношение звуков и слов, тихий, неестественный голос, несоответственный речи темп, по причине которого невозможно понять смысл сказанного, отсутствие плавности речи, нарушение дыхательного ритма. Словарный запас ограничен обиходно-бытовой тематикой и качественно неполноценен; в речи наблюдаются аграмматизмы при словоизменении и словообразовании, речи наблюдаются аграмматизмы при употреблении предлогов и др. Ежегодно учителя – логопеды проводят диагностику сформированности устной речи:Образование существительных множественного числа в именительном падеже:стул:стульчики, стулов, стулы, стульяв, стулав, стулев, стульев; окно:окошек, окны, окнов, окныв, окн; звезда:звёздочек, звёздочки, звездов, звездей;

Исследования навыков словаря и словообразования: детеныш лисы:лисы, лисички, лисичонок, лисёнки, лисаницы; детеныш свиньи:свинята, хрюшки, хрюндики, свинки, свинюшки, свинёнки; детеныш коровы:коровки, коровенки, коровчики, коровята, коровнята, телёнки; детеныш овцы:барашки, баранки, баранчики, баранята, овцы, овцата, овчики, овсята, овсёнки.

Исследование связной речи Огромное значение для овладения процессами письма и чтения имеет степень сформированности всех сторон речи.Процесс становления чтения и письма сложен. В нём участвуют 4 анализатора:-  речедвигательный;-  речеслуховой;-  зрительный;-  двигательный.Только при согласованной работе всех анализаторов будет обеспечено успешное овладение письменной речью. Глубину и последствия нарушений может констатировать только специалист. Поэтому при обнаружении дефектов речи у детей, или полном её отсутствии нужно незамедлительно обратиться к специалисту.