Презентация на тему «Возрастные особенности подросткового периода»


Возрастные особенностиподростковоговозраста МЛАДШИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ(от 11-12-ти до 15-ти лет) СТАРШИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ(от 15-16-ти до 18-ти лет) ПОДРОСТОК Подростковый возраст обычно характеризуется как переломный, переходный, критический, трудный, возраст полового созревания.Характерные особенности подросткового возраста: эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым. МЛАДШИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ Стоит обратить внимание классного руководителя на такую психологическую особенность данного возраста, как избирательность внимания. Это значит, что они откликаются на необычные, захватывающие уроки и классные дела, а быстрая переключаемость внимания не дает возможности сосредотачиваться долго на одном и том же деле. Однако, если классный руководитель создает трудно преодолеваемые и нестандартные ситуации ребята занимаются работой с удовольствием и длительное время.. Значимой особенностью мышления младшего подростка является его критичность. У ребенка, который всегда и со всем соглашается, появляется свое мнение, которое он старается демонстрировать как можно чаще, таким образом заявляя о себе. Дети в этом возрасте склонны к спорам и возражениям, слепое следование авторитету взрослого сводится зачастую к нулю, родители недоумевают и считают, что их послушный ребенок подвергается чужому влиянию и в семьях наступает пора кризисной ситуации – “верхи” не могут, а “низы” не хотят мыслить и вести себя по-старому. МЛАДШИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ - процесс полового созревания;- скачок в росте;- изменение моторики;- увеличение нагрузки на сердечную деятельность; - увеличение объема работы гипофиза.РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ВЗРОСЛОСТИСоциальная взрослость развивается в процессе овладения требованиями, которые предъявляет общество к деятельности ребенка и поведению. РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯФормируется ощущение собственной взрослости в сочетании со стремлением не только быть, но и считаться взрослым. МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ Основным видом общения является групповое общение. Совместная деятельность позволяет ребенку выделиться из всего коллектива, завоевать авторитет, уважение и самоутвердиться через мнение класса.УЧЕНИЕНовые интересы, увлечения и общение становятся доминирующими мотивами деятельности Гармонизируется физическое и психическое развитие. Формируется личностная идентичность, открытие собственного «Я».Развивается рефлексия, самосознание.Укрепляются и совершенствуются процессы умственного развития. СТАРШИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ Психологические особенности в ранней юности:- Самосознание устремлено в будущее.- Становление мировоззрения, возникает устойчивая система ценностей.- Профессиональное самоопределение.- Развивается эмоциональная сфера.- Улучшается коммуникативность, появляется самостоятельность, уравновешенность, самоконтроль.- Общение со сверстниками. Поиск своего «Я», друга, объекта любви.- Меняются взаимоотношения со взрослыми. Старшеклассники отличаются высоким уровнем обобщения и абстрагирования, произвольностью и устойчивостью внимания, долговременной и логической памятью. В этом возрасте ярко проявляются доминирующие мотивы учения.У старшеклассников обычно ярко выражено избирательное отношение к учебным предметам. Потребность в значимых для жизненного успеха знаниях – одна из самых характерных черт нынешнего старшеклассника. СТАРШИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Развиваются и укрепляются следующие качества: целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Юношеская мечта о любви, ранняя любовь выражают потребность в эмоциональном контакте, понимании, душевной близости ! Общие рекомендации для педагогов для улучшения учебной деятельности младших подростков Необходимо учитывать возрастные особенности младших подростков: 1. Противоречия между стремлением к самостоятельности и деятельности и неспособность их реализовать. 2. Повышенная моторность и эмоциональность. 3. Умение учащихся сотрудничать между собой только под руководством учителя. 4. Стремление их к независимости на фоне общей эмоциональной привязанности к учителю. Общие рекомендации для педагогов для улучшения учебной деятельности подростков 1 этап. Возникновение мотивации. Зафиксировать мотивы предыдущих достижений, усилить мотивы ориентации на предстоящую деятельность. 2 этап. Подкрепление и усиление возникающей мотивации. Использовать чередование разных видов деятельности, материалы различной трудности, отметки вызывающие положительные эмоции, активизировать поиск самих учащихся, подключая их к самоконтролю и самооценке. 3 этап. Мотивация завершения. Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным личным опытом, т.е. положительная мотивация перспективы. Для этого важно усилить оценочную деятельность самих учащихся, сочетая ее с развернутой дифференцированной отметкой учителя.