Особенности мышления умственно-отсталых детей


Особенности мышления умственно-отсталых детейfill.on
Для мышления умственно отсталых детей характерно:
Мышление умственно-отсталых детей характеризуется конкретностью и ситуативностью. 1. нарушение всех мыслительных операций (в большей степени обобщение и абстрагирования);2. снижение активности мыслительных процессов;3. наиболее сохранный вид мышления — наглядно-действенный;4. неосознанность и хаотичность действий в процессе решения; 5. некритичность мышления;6. слабая регулирующая роль мышления;7. низкая мотивация мыслительной деятельности. Мышление является главным инструментом познания. Оно протекает в форме таких операций, как анализ (характеризуется бедностью), синтез, сравнение (характеризуется хаотичностью, легче находить отличия, чем подобия), обобщение, абстракция, конкретизация. Наиболее нарушенным является словесно-логическое мышление, а наиболее сохранным — наглядно-действенное. У детей отмечается :1. Малая динамичность образов, их фрагментарность. 2. Некритичность, неспособность самостоятельно оценить свою работу. 3. Отсутствие планирования (начинают работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, без внутреннего плана действия, при слабом самоконтроле). 4. Не возникает потребность помочь себе осмыслить ситуацию путем анализа своих действий во внешней речи.
5. наблюдается слабая взаимосвязь между основными компонентами мыслительной деятельности: действием, словом и образом. Для эффективного обучения необходимо заложить полноценную основу наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. В процессе развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления создаются условия для становления воссоздающего воображения (у ребенка появляется возможность мысленно воспроизвести наглядную ситуацию на основе слова). Разработана система игр-упражнений, направленная на развитие деятельности детей с отклонениями в развитии. - наглядно-действенное мышление - мышление, свя­занное с практическими, непосредственными действия­ми с предметом (для детей раннего возраста мыслить о предметах - значит действовать, манипулировать с ними); - наглядно-образное мышление, которое необходимо опи­рается на восприятие или представление (характерно для дошкольников и отчасти для младших школьников); словесно – логическое -- отвлеченное мышление, операция понятиями.