Специфические особенности обучения детей со сложной структурой дефекта.


Специфические особенности обучения детей со сложной структурой дефекта.Мелешко В.Г. Заслуженный учитель РФТел. 8-918-310-33-34E-mail- vera.melesch@yandex.ru -Где обучались дети со сложной структурой дефекта раньше?-Все ли они были охвачены обучением?-С какого возраста они шли в школу? -Посещали ли дети с ССД ДОУ?-Были ли эти дети на динамическом наблюдении в системах образования, здравоохранения или соц. учреждениях?-Обучались ли такие дети по месту жительства в обычных школах?-Обучались ли дети с ССД в СКОУ? Особые дети. Обучение по новому стандарту.Как построено обучение детей с интеллектуальными нарушениями? -Начало обучения не позже достижения 8 лет;-обучение осуществляется в соответствии с заключением ПМПК (или) ИПР ребёнка – инвалида;-место обучения осуществляется по выбору родителей (з.пр.)-в содержании обучения ;-привалирует формирование жизненных компетенций -предусматривается создание специальных условий обучения;-урочная деятельность по АООП:-внеурочную деятельность ( не менее 5 часов) ;-получение документа установленного государственного образца;-продолжение обучения по программам проф. обучения ( возможно только при врачебных заключениях и рекомендациях);-программа сотрудничества с родителями. !!!! !! Специальное (коррекционное) образовательное учреждениеГлавная цель:«Социализация личности школьника с проблемами в развитии»Основная педагогическая идея:«Все для ребенка, вместе с ребенком, исходя из возможностей ребенка» ГБОУ В образовательном процессе школы-интерната функционируют три новых структурных модуля: класс для детей со сложной структурой дефекта класс для детей с глубокими нарушениями интеллекта «0» подготовительный пропедевтико-диагностический класс Обучение учащихся осуществляется по трем видам учебных планов учебному плану для нормативных, традиционных классов; учебному плану для детей с глубокими нарушениями интеллекта; учебному плану для детей, обучающихся на дому. Комплексный подход в специальном образовании. Сложный дефект (СД)Это сочетание двух и более дефектов развития.СД представляет собой не просто сумму дефектов, а является качественно своеобразным состоянием, имеющим особую структуру. -в перинатальный период Зависят от характера первичного нарушения; Компенсаторные возможности развития ребёнка с ССД Запомним!«Чем дальше отстоит симптом от первопричины, тем он более поддаётся воспитательному и лечебному воздействию» Л.С.Выготский. Теория Л.С.Выготского об уровнях психического(умственного) развития Всё для ребёнка, вместе с ребёнком, исходя из возможностей ребёнка. Как работать учителю с детьми , имеющими ССД?-терпеливо и с любовью;-профессионально грамотно (знать суть дефекта, определить маршрут и содержание образования);-для формирования условной связи использовать многократное повторение (пример Польши);-кратко и чётко формулировать суть вопросов, выводов, заключений; -максимально членить инструкции к заданиям;-использовать малые объёмы для изучения нового материала;-использовать приёмы копирования, списывания, сопряжённой работы «рука в руке»;-активно привлекать к работе с ребёнком других специалистов; пошаговое сопровождение в любой деятельности.-системно проводить текущее медикаментозное лечение;-активно подключать дублирующую помощь родителей; Чтобы знать как обучать и помогать учащимся на уровне их фактических способностейЧТОБЫ:знать потенциальные возможности учащегося;включить в познавательную деятельность ребёнка максимальное число анализаторов;сделать более точные перспективные образовательные прогнозы (коррекционные, воспитательные, обучающие)верно выстроить свои отношения с обучаемым;успешно адаптировать и социализировать школьникаЗачем определять зону ближайшего развития ребёнка? Ян Амос КоменскийПринципы обучения - основные нормативные положения, которыми следует руководствоваться, чтобы обучение было эффективным. Общие дидактические принципы были сформулированы Яном Амосом Коменским в «Великой дидактике» в 1657 г. Эти принципы сохранили свое значение до наших дней.Я.А.Коменский-основоположник классно-урочной системы обучения. Общепедагогические принципы - развивающего образования;- последовательности и систематичности - гуманизации- прочности усвоения знаний;- ступенчатости обучения;- межпредметных связей;- вариативности в обучении;-связи с жизнью и личным опытом учащихся;- принцип демократизма-научности, опережения -открытости, непрерывности ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:Изменились ли формы организации учебного процесса в школе? Принципы специального образованияПринципы:-наглядности;-коррекционной направленности; -прочности усвоения знаний;- личностно-ориентированного обучения;- Развития мышления, языка, коммуникации как средства специального образования;- максимального включения анализаторов для сознательного восприятия учебного материала;-максимального членения инструкций ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: могут ли процессы интеграции и инклюзии заменить специальное образование? Принципы специального образованияПРИНЦИПЫ:- мотивации в обучении;--связь теории с практикой-сознательности в обучении- индивидуального подхода в обучении;-дифференцированного подхода в обучении;-охраны здоровья детей с ОВЗ-ПМП- сопровождения в учёбе - интегрированного обучения- доступности, посильности-сочетания групповой и индивидуальной работыПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:Изменилась ли система подготовки учителя- дефектолога ? Специальные принципыПРИНЦИПЫ:-Системного и комплексного подхода к диагностике и коррекции нарушений-Коррекционно-компенсирующей направленности образования.-Социально-адаптирующей направленности образования-ранней педагогической помощи -специального педагогического руководства-педагогического оптимизмаПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:Изменилась ли роль учителя в учебном процессе в школе? Принцип неопределенности в образовании Образование человека – случайный процесс, находящийся под влиянием двух основных факторов: индивидуальности и образовательной средой. Результаты образования нельзя гарантировать, можно лишь повышать вероятность их достижения за счет совершенствования образовательной среды. Из принципа неопределенности вытекает, в частности, ограниченность возможностей собственно системы образования. 3 группаТехнологии развивающего обучения (интенсифицирующие процесс образования) информационно-коммуникационные технологии (ИКТ); технология интегрированного обучения; технология частично-поискового ,-проблемного характера обучения; технология проектных методов обучения; технология модульного и блочно-модульного обучения; технология песочной игротерапии; технология игрового обучения; технология тьюторства; технология индивидуализации (личностно-ориентированное обучение); технология педагогической мастерской, мастер-классы (по форме); здоровьесберегающие образовательные технологии; тестовые технологии; коррекционно-развивающие технологии. Технологии развивающего обучения:Повышают качество обученияСпособствуют развитию личности ребёнкаАктивизируют познавательные процессыРаскрывают индивидуальные особенности учащихсяОбеспечивают более качественный уровень сопровождения учащихся с ОВЗ Личностно-ориентированные технологии :Создают ситуации персонального успеха в учебной деятельности, психологического комфортаОбеспечивают высокий результат в развитии ВПФ и ЭВС у детейФормируют сознательность выбора в образовательной деятельности, в межличностных отношениях, в социальной среде.Способствуют сохранению психофизического здоровья детей с ОВЗ Май 2014. 20 стран с лучшими системами образования выглядит так:1.Южная Корея2.Япония 3.Сингапур4.Гонконг (Китай)5.Финляндия6.Великобритания7.Канада8.Нидерланды9.Ирландия 10.Польша 11.Дания12.Германия 13.Россия14.США 15.Австралия16.Новая Зеландия17.Израиль 18.Бельгия19.Чехия 20.Швейцария  Таковы данные исследования, проведенного британской компанией Economist Intelligence Unit.  Проблемы специального образованиянедостаточная разработанность нормативно-правовой базы. недостаточно сведений об особенностях психического развития некоторых категорий детей (с тяжелыми нарушениями речи, дети с задержкой психического развития, дети с ранним детским аутизмом, дети с комплексными нарушениями, дети с поведенческими расстройствами), в связи с чем слабо разработаны вопросы их обучения и воспитания. проблема организации ранней диагностики и ранней коррекции отклонений в развитии в сензитивный период наиболее интенсивного психического развития от 0-3 летОтсутствие должной системы специального дошкольного образования детей с умственной отсталостью.Отсутствие должного научно-методического сопровождения образовательного процесса(программ, учебников, рабочих тетрадей, метод. разработок и др.наглядных средств и оборудования)Нарушение сетевого принципа сопровождения выпускников в социуме. Педагогическое кредоСегоднянадо: быстро учиться; быстро осмысливать; быстро исполнять

ppt_y
Цитата дня:«Все течет и нет ничего более постоянного, чем постоянные изменения» Конфуций"Задача школы не в том, чтобы приспосабливаться к дефекту ребенка, но в том, чтобы преодолевать его" Л.С.Выготский
ppt_y Спасибозавнимание!