Презентация Способы взаимодействия учителей — логопедов школьных и дошкольных учреждений в условиях введения новых образовательных стандартов.


Способы взаимодействия учителей – логопедов школьных и дошкольных учреждений в условиях введения новых образовательных стандартовПодготовила учитель – логопедМБОУ школы №8Петрова Н.Г. Актуальность преемственности в работе учителей – логопедов дошкольного и школьного звенаРечь – показатель уровня интеллекта и культурыОт уровня развития устной речи напрямую зависят успехи в освоении грамотыРазвитие и перспективы ребенка зависят от взаимодействия специалистов, начиная с раннего возрастаСвоевременное выявление нарушений и проведение коррекционной работы «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком» Л.С. Выготский Концепция содержания непрерывного образования дошкольногои начального звенаПреемственность рассматривается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы образования: целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения, обеспечивающих эффективное развитие ребенка. Комплексный подход к коррекции речевых нарушенийПреемственность с позиции школы – это опора на те знания, которые имеются у ребенка на момент начала обученияПреемственность с позиции детского сада -это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения Проблема преемственностивозникает по причинам1)Недостаточно плавное изменение методов и содержания обучения, которые приводят к появлению трудностей у ребенка. 2)Недостаточная готовность учащихся к успешному включению в учебную деятельность более сложного уровня Готовность ребенка к школьному обучению – это необходимый уровень физического и психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения по ФГОС Физическая готовность определяется:-состоянием здоровья;-уровнем развития двигательных навыков, зрительно – моторной координации;-уровнем работоспособностиПсихологическая готовностьвключает:-Эмоционально – личностную готовность (произвольность поведения, учебно – познавательная мотивация, формирование самооценки)-интеллектуальную готовность (образное мышление, память, воображение, творчество, основы словесно – логического мышления)-социальная готовность (коммуникативная- потребность общения со взрослыми и сверстниками, внутренняя потребность учиться, проявление любознательности) Речевая готовность :- звукопроизношения, -фонематического слуха и восприятия, -звукового анализа и синтеза- слогового состава слова,-грамматического строя речи, -связной речи Отличительная особенность ФГОС НОО- это деятельностный характер обучения, т.е. формирование реальных видов деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. В связи с введением новых образовательных стандартовобозначился перенос акцента со знаний, умений и навыков на формирование общей культуры, качеств, обеспечивающих социальную успешность, а в дошкольном образовании предпосылок учебной деятельностиПриоритетная задача современной системы образования – формирование совокупности «универсальных учебных действий» (УУД), обеспечивающих компетенцию «научить учиться» Виды универсальных учебных действий , формируемых в начальной школе{F5AB1C69-6EDB-4FF4-983F-18BD219EF322}ЛичностныеРегулятивныеПознавательныеКоммуникативныеОбеспечивают ценностно-смысловую ориентацию и ориентацию в соц. роляхОбеспечивают организацию учебной деятельности Включают общеучебные, логические, постановка и решение проблемыОбеспечивают социальную компетентность и учет мнения других людей Личностные УУДЗнание моральных нормУмение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами-умение выделить нравственый аспект поведения Регулятивные УУД-Целеполагание(постановка учебной задачи)-Планирование (составление плана и последовательности действий)-Прогнозирование (предвосхищение результата)-Контроль (сличение способа действий или его результата с заданным образцом)-Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в случае расхождения с образцом)-Оценка (осознание качества уровня усвоения)-Саморегуляция (способность к волевому усилию и к преодолению трудностей) Познавательные УУДОбщеучебные -постановка цели-поиск и выделение необходимой информации-осознанное построение речевого высказывания-выбор эффективных способов решения задачи-рефлексия-моделирование (работа со схемами, моделями, символами)Логические-анализ с целью выделения существенных и несущественных признаков-синтез, достраивание с восполнением недостающих компонентов-сравнение-классификация объектов-установление причинно-следственных связей-построение логической цепи рассуждения-доказательствоПостановка и решение проблемы-формулирование проблемы-самостоятельное создание способов решения Коммуникативные УУДУмение слушать и вступать в диалог, постановка вопросов.Участвовать в коллективном обсуждении,выражать свои мыслиУмение работать в группе сверстников.Строить сотрудничество со сверстниками и взрослымиУмение разрешать конфликты. Формирование УУД- основное средство разрешения противоречий в обеспечении преемственности образовательных программ при переходе из дошкольного учреждения в начальную школу ( в дошкольном образовании прослеживаются предпосылки УУД) Задачи образования в системе«ДОУ – начальная школа»Координация и согласование целей совместной работы учителей – логопедовУсовершенствование форм организации и методов логопедического воздействияСовершенствование образовательного содержания коррекционной программы Трудности осуществления преемственностиЧасто дети из одной логопедической группы поступают в разные школы, поэтому сложно проследить динамику их развития и установить контакт со школьными учителями-логопедами- Недостаточное знание программ дошкольного и школьного обученияСистема взаимодействия дошкольных и школьных учителей-логопедов недостаточно отработана. Направления работы по взаимодействию учителей – логопедов дошкольных и школьных учрежденийСогласование целей и задачОбогащение содержания образованияСовершенствование форм организации, методов обучения и технологийСоставление документациии общего плана работы Способы взаимодействия учителей – логопедов дошкольных и школьных учрежденийСоставление общего плана работы м\оУчастие в совместных семинарах и конференцияхПроведение совместных консилиумов и круглых столовВзаимопосещение логопедических занятийСоставление и передача документации на выпускников логогрупп и логопунктов Посещение итоговых логопедических и комплексных занятий, выпускных праздников для воспитанников логопедических группВыступление на родительском собрании для родителей будущих первоклассников по теме «Речевая подготовка ребёнка к школе»Подготовка методических рекомендаций для родителей будущих первоклассниковОбсуждение основных направлений коррекционной работы, проводимой с выпускниками логопедических групп, уточнение индивидуальных особенностей детей Мероприятия по преемственности и взаимодействию •создание образовательной среды, способствующей эмоционально ценностному, социально личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;•личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;•предоставление каждому ребенку возможности выбора деятельности, партнера, средств и пр.; •ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями);• формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка; Взаимосвязь педагогических подходов и технологий, используемых в ДОУ и школе 1 ступени может выступить условием формирования УУД • сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой Деятельности; предоставление ребенку возможности самостоятельно добывать и применять свои знания; обеспечение опоры на личный опыт ребенка при освоении им новых знаний;• организация конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников. Итоги преемственностиПредупреждение нарушения письменной речи.Сокращение количества детей с предпосылками дисграфии и дислексии на момент поступления в 1 класс.3. Комфортный адаптационный период в школе.4. Повышение мотивации в учебе.5. Формирование положительного эмоционального фона у детей.6. Способствование здоровьесбережению.7. Совершенствование работы учителей – логопедов. Ф.И. ребёнка ________________________________ Дата рождения __________ДОУ № _____, срок обучения в логопедической группе _____________________Диагноз при поступлении Состояние речевых и двигательных функций на момент выпуска сформированоне сформированонедостаточно сформированоа) звукопроизношениеб) фонематическое восприятиев) лексико-грамматический строй д) слоговая структурае) связная речьж) общая и мелкая моторикаРекомендации ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Примечания Учитель-логопед _________________________________