УРОК географии в 10 классе «Мир профессий, связанных с географией»


УРОК географии в 10 классе «Мир профессий, связанных с географией»Районный конкурс методических разработок «Профориентация на уроке»Разработала: Иванчук Ольга Викторовна, учитель географии МАОУ «Белоярская СОШ №1» Г. Лянтор2016 г. Цель урока: способствовать формированию знаний о профессиях, связанных с географией, умений ориентироваться в мире профессий своего региона, навыкам составления резюме.Задачи:-обучающие: ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;-развивающие: актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, формировать культуру оформления документации;-воспитательные: повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовоспитания, пробуждения потребности в самосовершенствовании. Тип урока: применение знаний в новой учебной ситуации.Формы работы обучающихся: фронтальная, групповая, коллективная. Необходимое техническое оборудование: видеофильм; макет; карточки с названиями профессий; листы взаимооценки работы в группе; тексты с описаниями профессий (международник, эколог, менеджер по туризму, геодезист, метеоролог, сотрудник МЧС); критерии оценки мини-проектов; листы бумаги; маркеры; фломастеры. Запись темы урока на доске «Мир профессий, связанных с географией» и схема профессий прикрыты листами из бумаги. Планируемые результаты:Личностные 1.Развивать память, внимание и критическое мышление.2.Помочь учащимся осознать практическую значимость материала. 3.Содействовать развитию умений выделять главное в особенностях профессий, связанных с географией.4.Развивать умение контролировать результат своей деятельности, формировать коммуникативные навыки сотрудничества в образовательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности.5.Вырабатывать эмоционально–ценностное отношение к окружающей социальной среде. Метапредметные 1.Развивать познавательный интерес и творческие способности. 2.Формировать умение определять цели, задачи, работать в группах и организовывать свою деятельность.3.Развивать умение отбирать и структуировать информацию, выделять главные особенности профессий, отмечать их преимущества.4.Развивать умение грамотно излагать свои мысли, выступать публично, критически оценивать выступление других. 5.Развивать способности к самостоятельному и коллективному приобретению новых знаний и практических умений; оценивать свою работу, а также работу одноклассников в сравнении с существующими требованиями.6.Формировать умение формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации.7.Способствовать формированию умений представлять информацию в различных формах (письменной и устной) и видах (резюме, макет). Предметные1.Развивать умение работать с разными источниками географической информации. 2.Содействовать развитию умений работы в группах; формулировать, объяснять и аргументировать свою точку зрения и продукт своей деятельности.3.Умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения процессов адаптации к условиям проживания на определенной территории.4.Вырабатывать навыки владения научной терминологией, ключевыми понятиями. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Этапы урокаЦель этапаДеятельность учителяДеятельность обучающихсяПланируемые результатыI. Организационный момент Психо-логи-ческое напол-нение.Проверяет готовность к уроку и организует внимание учеников.- Создает благоприятный эмоциональный настрой.- Готовятся к уроку,приветствуют учителя.Метапредметные: -регулятивные: включение в ритм работы;-коммуникативные:взаимоконтроль, коррекция. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Эта-пы урокаЦель этапаДеятельность учителяДеятельность обучающихсяПланируемые результатыЦелеполагание4 мин.Через проблему и просмотр видео-фильма подвести к определению цели.Предлагает видеофильм снятый учеником 10 класса «Вот такие люди в округе есть». Задает проблемные вопросы:-После ответов обучающихся открывает запись темы на доске «Мир профессий, связанных с географией».Смотрят видеофильм, смонтированный учеником 10 класса «Вот такие люди в округе есть». -Отвечают на проблемные вопросы: О чем сегодня пойдет речь на уроке? Зачем мы поднимаем эту проблему на уроке?(Речь пойдет о профессиях округа, связанных с географией).Личностные: действие смыслообразова-ния. Метапредмет-ные:-регулятивные: самостоятельное выделение и формулировка цели. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Эта-пы урокаЦель этапаДеятельность учителяДеятельность обучающихсяПланируемые результатыАктуализация знаний4 мин.Смотивиро-вать на активную деятельность путем составления схемы на доске из заранее заготовлен-ных карточек с названиями профессий. Актуализирует опорные знания на базе повторения известных профессий посредством вопроса: Какие профессии, связанные с географией, вы знаете? -Дополняет ответы обучающихся.-Повторяют пройденный материал и совместно составляют схему на магнитной доске, используя карточки с названиями профессий. (Синоптик, геолог, метеоролог, , эколог, туристический агент, политолог, дипломат, геодезист и т.д).Личностные: мотивация обучающихся на учебную деятельность, развитие памяти.Метапредметные: -регулятивные: мобилизация сил и энергии речью;-надпредметные: умение структурировать знания. Мир профессий, связанных с географиейэкономистгеодезисттуристический агентсиноптикгеологполитологдипломатэкологСхема на доске {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Эта-пы урокаЦель этапаДеятельность учителяДеятельность обучающихсяПланируемые результатыПодготовка к основному этапу занятия2 мин.Организовать работу в груп-пах.Знакомит с предстоящей работой в группах. - Нацеливает на конечный результат. Путем жребия, выбирают профессию для ее изучения и анализа.- Определяются с руководителем группы, способами деятельности и критериями оценки результатов их совместной работы. Личностные: наличие мотивации к творческому труду, работе на результат; принятие и освоение социальной роли обучающегося в сложивщейся ситуации. Метапредметные:- регулятивные: организация рабочего места, выполнения правил учебного труда;- коммуникативные: формирование компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;-надпредметные: принятие решение в ситуации выбора. Критерии оценки группы, представляющей результаты совместной деятельностиЧеткость.Презентабельность.Лаконичность.Деловой стиль.Компетентность: умение ответить на заданные вопросы. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Эта-пы урокаЦель этапаДеятельность учителяДеятельность обучающихсяПланируемые результатыПрименение знаний в новой учебной ситуации12 мн.Приме-нить знания, умения и навыки в новой учебной ситуа-ции.-Определяет задания для сформирован-ных групп: составить резюме на должность, соответствую-щую выбранной профессии. -Регламентиру-ет и контролирует процесс работы в группах.-Изучают образцы резюме (подготовить образцы резюме было опережающим домашним заданием для обучающихся) и отбирают наилучший вариант. -Знакомятся с данной профессией по тексту, предоставленному учителем.-Выполняют мини-проект: составляют резюме на данную профессию. Личностные: формировние личностного смысла обучения, мотивации на результат, на доброжелательное и толерантное отношение к окружающим.Метапредметные:- познавательные:развитие творческих способностей; поиск и отбор информации; умение осознанно и согласно образцу составлять резюме;- регулятивные: контроль за выполнением заданий;- коммуникативные: умение выражать свои мысли, строить высказывания. ГеодезистСправка. Геодезист – это человек, определяющий координаты и высоты точек земной поверхности. База данных используется при создании топографических планов и карт, в строительстве, в поиске полезных ископаемых, в предупреждении оползней. Описание деятельности. Геодезист занимается формированием теоретической базы путем измерения территории и вычисления координат местности; создает топографические планы и карты. Особенно трудоемкая работа у геодезистов в области строительства. Они сопровождают строительные работы с момента отвода участка до сдачи объекта в эксплуатацию. Специальности: География. Геодезия и дистанционное зондирование. Картография и геоинформатика. Необходимое образование: два и более (два высших, доп. профобразование, аспирантура, докторантура).Трудовые обязанности: работа на местности (вычисления координат), дальнейшая обработка результатов измерения, анализ полученных данных, составление топографических планов, карт. Это профессия больше умственного труда, которая связна с приемом и переработкой информации. Особенности карьерного роста. При наличии определенных условий возможен карьерный рост от замерщика на топографо-геодезических и маркшейдерских работах до начальника департамента геодезии. Есть и более скромные должности: техник-геодезист, инженер-геодезист, старший геодезист, ведущий-геодезист, инженер отдела.Характеристика сотрудника. Постоянная работа с измерениями, вычислениями требует от них внимательности, наблюдательности, аккуратности, аналитического склада ума и хорошей памяти. В арсенале геодезиста много современной техники: беспилотные самолеты, лазерные сканеры, электронные геодезические приборы, компьютеры. Поэтому специалист данной области должен обладать таким качеством как быстрая обучаемость и ответственность. Профессия Геодезиста в нашем обществе относится к категории «мужские профессии». Это не означает, что женщинам запрещается работать Геодезистом. Просто данная профессия является физически тяжелой. Эту профессию можно освоить здесь: Тюменский государственный университет. Специальности: Картография, Ландшафтное планирование, География, Физическая география и ландшафтоведение. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Эта-пы урокаЦель этапаДеятельность учителяДеятельность обучающихсяПланируемые результатыКонтроль и самоконтроль14 мин.Прове-рить и проконт-ролиро-вать освое-ние знаний, умений и навыков обучаю-щихся.- Учитель предлагает представить (защитить) мини-проекты перед классом и дать комплексную оценку.Защищают групповые мини-проекты.Согласно критериям оценки группы, оценивают выступивших голосованием. (Приложение 3).-Коллективно оценивают свой вклад в общее дело группы с помощью листа взаимооценки и составленной ими оценочной диаграммы.Личностные: установление связи между целью и результатом, развитие критического мышления. Метапредметные:- познавательные: преобразование знаково-символьной информации в словесную;-надпредметные: представление информации в различных видах (резюме, как продукт деятельности).Предметные: умение формулировать и аргументировать свою точку зрения, представлять продукт своей деятельности. Критерии оценки группы, представляющей результаты совместной деятельностиЧеткость.Презентабельность.Лаконичность.Деловой стиль.Компетентность: умение ответить на заданные вопросы. Лист взаимооценки работы в группе{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Отметьте «+» или «-» то выражение, которое характеризует работу члена группыФ.И. члена группы Ф.И. члена группы Ф.И. члена группы Ф.И. члена группы Активно участвовал в обсуждении темыПредлагал свои варианты создания резюмеВнес практический вклад в общее дело Можно отметить как грамотного и вежливого собеседникаИтогоВычислить процент участия каждого по формуле: 100:N*S, где N – общее набранное количество «+» в группе, S - набранное количество «+» одним участником.На основе набранных процентов построить диаграмму оценки членов группы. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Отметьте «+» или «-» то выражение, которое характеризует работу члена группыФ.И. члена группы Васина ВикторияФ.И. члена группы Рукова МаринаФ.И. члена группы Иванов КоляФ.И. члена группы Петров НикитаАктивно участвовал в обсуждении темы++++Предлагал свои варианты создания резюме++++Внес практический вклад в общее дело ++Можно отметить как грамотного и вежливого собеседника++ИтогоВасина Виктория: 100:12*3=25. Рукова Марина: 100:12*4=33. Иванов Коля: 100:12*3=25. Петров Никита: 100:12*2=17.На основе набранных процентов построить диаграмму оценки членов группы. диаграмма оценки членов рабочей группы {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Этапы урокаЦель этапаДеятельность учителяДеятельность обучающихсяПланируемые результатыДомашнее заданиеФормировать умение применять географические знания в повседневной жизни.-Предлагает дома составить индивидуальный план профессио-нального самоопределе-ния.-Записывают д/з, выясняют подробности его исполнения.Личностные: готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;осознание практической значимости материала.Метапредметные:-надпредметные: создание мини-проектов. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Этапы урокаЦель этапаДеятельность учителяДеятельность обучающихсяПланируемые результатыРефлексия4 мин.Понять, что было усвоено и как это можно применить в условиях социума и повседнев-ной жизни.Эмоцио-нальное заполнение.Путем наклеивания названий профессий на ступеньки макета (колледж, бакалавр, аспирантура) , предлагает создать ранговую пирамиду профессий. Обеспечивает эмоциональ-ный и психологичес-кий настрой.-Создают ранговую пирамиду профессий. -Выясняют условия и возможности приобретения данного рода профессий. -Путем анкетирования отражают свое отношение к уроку и его значимости. -Эмоционально оценивают общую деятельность (аплодисменты, молчание).Личностные: умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности. Метапредметные:- надпредметные: представление информации в различных видах (макет).Предметные: применение географических знаний в повседневной жизни для объяснения процессов адаптации к условиям проживания на определенной территории. МакетСпециальности колледжей:водитель, техник-картограф, аэрофотогеодезист, геодезист, картограф-оформитель, картограф-составитель, чертежник-картограф, экспедитор, землеустроитель, оценщик, риэлтор, борт-проводник, лоцман, штурман, экспедитор.Специальности бакалавриата: географ, эколог, геодезист, менеджер по туризму, геохимик или геофизик, экономист-демографист. палеогеограф, этнограф, сотрудник МЧС, социолог, метеоролог, гид.Специальности аспирантуры:политолог, аналитик, лоббист, международник, дипломат, теолог, преподаватель, демограф. Анкета для рефлексии{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}На уроке я работалактивно / пассивноСвоей работой на уроке ядоволен / не доволенУрок для меня показалсякоротким / длиннымЗа урок яне устал / усталМое настроениестало лучше / стало хужеМатериал урока мне былпонятен / не понятенполезен / бесполезенинтересен / скученДомашнее задание мне кажетсялегким / трудныминтересным / неинтересным Спасибо за внимание