Презентация Диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий


Учитель начальных классов Гимназии города Малоярославца Борисова Т.А. Методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант Т. А. Нежновой, Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера) Цель: выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения. Оцениваемые универсальные учебные действия: действия, направленные на определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения. Возраст: 6,5—8 лет. Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком. 1. Тебе нравится в школе?2. Что тебе в школе больше всего нравится, что для тебясамое интересное?3. Представь, что ты встретил малыша из детского сада, который о школе еще ничего не знает. Он тебя спрашивает: «Кто такой — хороший ученик?» Что ты ему ответишь?4. Представь, что тебе предложили не каждый день учиться в школе, а заниматься дома с мамой и только иногда ходить в школу. Ты согласишься? 5. Представь, что есть школа А и школа Б. В школе А такое расписание уроков в 1 классе: каждый день чтение, математика, письмо и только иногда рисование, музыка, физкультура. В школе Б другое расписание — там каждый день физкультура, музыка, рисование, труд и только иногда чтение, математика, русский язык. В какой школе ты хотел бы учиться? 6. Представь, что ты очень хорошо работал на уроке и учительница тебе говорит: «Саша (имя ребенка), ты сегодня очень старался, и я хочу тебя наградить за хорошую учебу. Выбери сам, что ты хочешь — шоколадку, игрушку или пятерку в журнал».   Выводы: 1. У первоклассников формируется внутренняя позиция школьника, его самоопределение: адекватное содержательное представление о школе, предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, чувство необходимости и желания учиться.2. Первоклассники стремятся выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, формируется положительная учебная мотивация. Личностные универсальные действия Основные критерии оценивания Количество обучающихся. Самоопределение. Внутренняя позиция школьника. 1.Положительное отношение к школе.2.Чувство необходимости учения.3.Предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа.4.Предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома.5. Предпочтение социального способа оценки своих знаний – отметки – дошкольным способам поощрения (сладости, подарки) 20 20 20 18 15 Смыслообразование. Мотивация учебной деятельности. 1.Сформированность познавательных мотивов.2.Стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность. 18 15 Опросник мотивации Цель: выявление мотивационных предпочтений школьников в учебной деятельности. Оцениваемые универсальные учебные действия: действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности . Возраст: 9 лет. Метод оценивания: фронтальный письменный опрос. ВЫВОДЫ: 1. ПРОИСХОДИТ ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ - ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ, УЧЕБНЫХ МОТИВОВ - МОТИВА, РЕАЛИЗУЮЩЕГО ПОТРЕБНОСТЬ В СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Выявление мотивационных предпочтений школьников в учебной деятельности. Личностные универсальные действия Основные критерии оценивания Количество обучающихся. Смыслообразование. Мотивация учебной деятельности. 1.Учебно - познавательная мотивация. 2.Мотивация самоопределения(широкие социальные мотивы).3.Внешняя мотивация (оценка + прагматическая мотивация)4.Социальная – стремление к одобрению.5.Негативное отношение к школе. 20 ч.18 ч7 ч.11 ч.0 Формирование личностных универсальных учебных действий. Тест «Проба на внимание», П.Я. Гальперин  Цель: выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля. Оцениваемые универсальные учебные действия: регулятивное действие контроля. Возраст: 7 лет. Метод оценивания: фронтальный письменный опрос. Описание задания: школьнику предлагается прочитать текст, проверить его и исправить в нем ошибки (в том числе и смысловые) карандашом или ручкой. Для того, чтобы найти и исправить ошибки в этом тексте, не требуется знания правил, но необходимы внимание и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок.  Кот Васька. Васка — котик. у Васютки ушки чюткие, ус динные. Ласков васька и хитёр: спинку вы­гибает, хвостиком филяет, глазки закрывает: днём насол­нышке лежит да всё сказки говорит. Ночью ходит на : мышек сторожыт.   Критерии оценивания: подсчитывается количество пропущенных ошибок. Исследователь должен обратить внимание на качество пропущенных ошибок: пропуск слов в предложении, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом, смысловые ошибки и т. п. Уровни сформированности внимания:1. 0—2 пропущенные ошибки — высший уровень внимания.2. 3—5 — средний уровень внимания.3. Более 5 пропущенных ошибок — низкий уровень внимания Результаты теста в 1 «Б» классе.В классе 22 чел.Писали - 20 чел.  Вывод: в 1 «Б» классе средний уровень внимания. Высший уровень внимания. Средний уровень внимания. Низкий уровень внимания 2 чел. 14 чел. 4 чел. Тест «Проба на внимание», П.Я. Гальперин Цель: выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля.Оцениваемые универсальные учебные действия: регулятивное действие контроля.Возраст: 9 лет.Метод оценивания: фронтальный письменный опрос.Описание задания: школьнику предлагается прочитать текст, проверить его и исправить в нем ошибки (в том числе и смысловые) карандашом или ручкой.Для того, чтобы найти и исправить ошибки в этом тексте, не требуется знания правил, но необходимы внимание и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок. Формирование регулятивного действия контроля. Средний уровень. Сенников С.и Деревянко Н. Давыденко П. и Коваль Я. Высокий уровень Старцева Д. и Воронина А. Денисова К. и Братчук С. Высокий уровень Сергеев Т. и Пикман Е. Фомичев А. и Хаит В. Вывод: из 20 детей высокий уровень показали 12 человек, средний уровень – 8 человек. Диагностика выявления уровня сформированности коммуникативных действий.Задание «Рукавички»(Г.А. Цукерман)Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия. Возраст: 6,5—7 лет.Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в классе парами, и анализ результата. Диагностика выявления уровня сформированности коммуникативных действий.Задание « Дорога к дому»Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия. Возраст: 9 лет.Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в классе парами и анализ результата. «Дорога к дому» «Дорога к дому» Формирование коммуникативных универсальных учебных действий. Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.