Родительское собрание «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»


Родительское собрание в 5 классе«Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы»Prezentacii.com Возрастные особенности младшего подростка потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье; повышенная утомляемость; стремление обзавестись верным другом; стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе; повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе; отсутствие авторитета возраста; отвращение к необоснованным запретам; восприимчивость к промахам учителей; отсутствие адаптации к неудачам; отсутствие адаптации к положению “худшего”; ярко выраженная эмоциональность; требовательность к соответствию слова делу; повышенный интерес к спорту; увлечение музыкой и киноискусством. Пятиклассники должны:уметь общаться с одноклассниками, иметь свое мнение и формировать его с учетом мнения других, уметь поддерживать отношения;уметь правильно распределять и планировать свое время, проявлять самостоятельность в своих делах и в случае необходимости обращаться за помощью взрослых;стараться учиться, стремиться овладевать знаниями, уметь заниматься самостоятельно;уметь дружить, иметь постоянного друга, общаться с мальчиками и девочками, самостоятельно разрешать возникающие конфликты; иметь постоянные обязанности дома, выполнять их без напоминания, помогать родителям; уметь общаться с продавцом, врачом и т. д.; уметь предвидеть последствия своих действий, делать безопасный, правильный выбор Критерии готовности к обучению в средней школесформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала;новообразования младшего школьного возраста –произвольность, рефлексия, мышление в понятиях (в соответствующих возрасту формах);более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.  Вопросы родителям:Сколько учебных предметов изучалось Вашим ребёнком в 4 классе? В 5 классе?Какова недельная учебная нагрузка была у Вашего ребёнка в 4 классе? В 5 классе?Сколько учителей обучало Вашего ребёнка в 4 классе? В 5 классе?Сколько времени в среднем тратил Ваш ребёнок на подготовку домашних заданий в 4 классе? В 5 классе? Сравнительная таблица{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A} 4 класс 5 класс 8 –9 предметов20 –22 часа1 –2 учителя 12 –14 предметов25 –27часов10 учителей 1 -2 часа 2 -3 часа Возникающие проблемы:очень много разных учителей;непривычное расписание;много новых кабинетов;новый классный руководитель;проблемы со старшеклассниками;возросший темп работы, объем работ в классе и д/з;рассогласованность, даже противоречивость требований отдельных педагогов;необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи учителей;слабое развитие навыков самостоятельной работы;своеобразие подросткового возраста. Признаки успешной адаптации:удовлетворенность ребенка процессом обучения;ребенок легко справляется с программой;степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;удовлетворенность межличностными отношениями с одноклассниками и учителем Признаки дезадаптации:Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.Нежелание выполнять домашнее задание.Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.Жалобы на те или иные события, связанные со школой.Беспокойный сон.Трудности утреннего пробуждения, вялость.Постоянные жалобы на плохое самочувствие Возможные реакции:Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.Поведенческая - несоответствие поведения ребёнка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.Соматическая - отклонения в здоровье ребёнка.Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревоги по поводу переживания проблем в школе Опросник «Чувства в школе»Из 16 перечисленных чувств выбери только 8, которые ты наиболее часто испытываешь в школе.Спокойствие СомнениеУсталость ОбидаСкуку СтрахРадость Чувство униженияУверенность в себе Тревогу за будущееБеспокойство БлагодарностьНеудовлетворенность собойСимпатию к учителям РаздражениеЖелание приходить сюда Методика изучения удовлетворенностью учащихся школьной жизньюУчащимся предлагалось оценить степень их согласия с предложенными утверждениями по следующей шкале:0 –нет; 1 –не всегда; 2 –да 1. Я иду в школу с радостью2. В школе у меня обычно хорошее настроение3. У нас хороший классный руководитель4. У меня есть любимые школьные предметы5. Я привык к новым учителям6. В начальной школе было лучше7. На летних каникулах я скучал по школе8. Продолжи предложение: мне не нравится (или нравится) в школе (что?) Результаты 5 классаNo Вопрос Да Нет Не всегдаЯ иду в школу с радостьюВ школе у меня обычно хорошее настроениеУ нас хороший классный руководительУ меня есть любимые школьные предметыЯ привык к новым учителямВ начальной школе было лучше7 На летних каникулах я скучал по школе Чем можно помочь?Первое условие школьного успеха пятиклассника —безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.Если вас, что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем.Если в семье произошли какие то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка (развод, рождение еще одного ребенка и тд.) сообщите об этом классному руководителю.Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов. Помогите ребенку выучить имена новых учителей.Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка, если в период начальной школы он привык к вашему контролю.Приучайте его к самостоятельности постепенно Чем можно помочь?Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (сверстников). Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания. Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость. Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью. Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка. Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребенка Чем можно помочь?Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность. Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни. Для пятиклассника учитель–уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя. Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями. Слова, которые поддерживают и которые разрушают его веру в себя:Слова поддержки:Зная тебя, я уверен, что вы все сделали, хорошо.Ты делаешь это очень хорошо.У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать?Это серьезный вызов. Но я уверен. Что ты готов к нему.Слова разочарования:Зная тебя и твои способности. Я думаю. Ты смог бы сделать это гораздо лучше.Эта идея никогда не сможет быть реализована.Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю Способы преодоления тревожности:Не сравнивайте ребенка с окружающими.Доверяйте ребенку.Чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.Не предъявляйте к ребенку завышенных требований. Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше.Старайтесь делать ребенку меньше замечаний.Используйте наказание лишь в крайних случаях.Не унижайте ребенка, наказывая его.Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей. Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваша учительница понимает, лучше меня слушай!».Помогите ему найти дело по душе «Открытое письмо родителям»Дорогие ____________________________________________Вот я и учусь в 5 классе. Прежде всего, хочу сообщить, что я ___________________________Если сравнивать с учёбой в 4 классе, то сейчас __________________________Иногда я _______________________________________________Самый интересный для меня предмет _________________________________.А ещё я ______________________________________________________Но кроме этого я хочу рассказать о ______________________________________Самым трудным для меня в 5 классе ___________________________________Больше всего я хочу _________________________________________________А в большинстве случаев настроение у меня _____________________________.Ещё хочу сказать, что учителя, которые ведут уроки в 5 классе _____________А наш классный руководитель _________________________.Хочу признаться, что у меня совсем нет времени на _______________________Но вот то, что заинтересовало меня, так это ___________________________________В 5 классе меня удивило ______________________________________________Но я с гордостью могу сказать, что теперь умею ________________________________Жаль, но меня торопят _______________________________________________.Крепко ___________________Дата _________________Имя __________________