Презентация к родительскому собранию «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы».


Родительское собрание «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»« Возраст детей пятого класса – это переход от младшего школьного к младшем подростковому. Психологически он связан с формированием главного личностного новообразования младшего подростка - чувства взрослости. Сложность периода:детство уже почти закончилось, а взрослая жизнь еще не началась. Пятый класс. 1.Новый период развития - отрочество 2.Переход на новую ступень обучения. В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения. Раскроем суть понятия адаптация Понятие адаптации. «Адаптация» от латинского слова «adapto»- приспособляю. Приспособление индивида( ученика) к условиям новой социальной среды и принятие новой социальной роли. Причины сложности адаптационного периода в 5 классе. Ситуация новизны всегда является для человека в той или иной степени тревожной. Ребенок же переживает в таких условиях эмоциональный дискомфорт и внутреннюю напряженность из-за неопределенности. Это может закончиться школьной дезадаптацией. Возникающие проблемы: новый классный руководитель;много разных учителей (разные: манера общения, методика преподавания, темп урока, требования);новое расписание;возросший темп работы;возросший объем учебного материала в классе и д/з;ослабление учительского и родительского контроля;кризис подросткового возраста.  Признаки успешной адаптации: удовлетворенность ребенка процессом ребенок легко справляется с программой; степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому; удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителями. Признаки дезадаптации: усталый, утомлённый внешний вид ребёнка; нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне; стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы; нежелания выполнять домашние задания; негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников; жалобы на те или иные события, связанные со школой; беспокойный сон; трудности утреннего пробуждения, вялость; постоянные жалобы на плохое самочувствие. Период адаптации усложняет рассогласованность требований разных учителей-предметников. И все эти требования надо не только ВЫУЧИТЬ, но и СОБЛЮДАТЬ, и не запутаться, где что надо делать.Чем можно помочь?Во-первых, увидеть плюсы этих «рассогласованностей‘». Эти «мелочи», которые поначалу так затрудняют ребенку школьную жизнь, приносят и пользу. Он учится учитывать все требования, соотносить их, преодолевать трудности, а значит, учится взрослой жизни, где «многотребовательность» в порядке вещей.Во-вторых, это учит подростка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким.Помогите ребенку запомнить все требования и правила, предъявляемые учителями. Один из путей - совместное с подростком составление расписания с указанием особенностей выполнения заданий Всю начальную школу вашему ребенку помогал один учитель. Он выполнял функцию и учителя, и классного руководителя, и контролера. При переходе в пятый класс такой индивидуальный подход исчезает. Происходит как бы обезличивание школьника. Есть только пятиклассники в целом. Отсюда и внезапно появившаяся у некоторых детей регрессия: ребенок начинает капризничать, как маленький, уходит к своей первой учительнице или бегает зa классным руководителем. А у других, наоборот, восторженное опьянение свободой передвижения приводит к нарушениям школьных правил. Чем можно помочь? Это будет прекрасный повод поговорить с ребенком об ответственности за выполнение заданий, даже когда тебя не контролируют. К тому же подросток хо-чет свободы - вот ему и пробный шар. Найдите и здесь плюс: такое отношение приобщает подростка к миру взрослых Будьте терпеливы. Чаще расспрашивайте ребенка о школьной жизни. Контролируйте поначалу выполнение домашних заданий с учетом требований учителей.- Помогите классному руководителю организовать досуг ребят, взяв часть забот на себя (и родительский комитет).Если увидите проблемы, не затягивайте: подойдите к учителю, выясните причи-ну появившихся сложностей. Расскажите об особенностях своего ребенка Помощь и поддержка. Создавайте условия для развития самостоятельности и ответственности. У пятиклассника должны появиться семейные обязанности, за выполнение которых он несёт ответственность. Сохраняйте родительский контроль и помогайте, поскольку ребёнок не всегда и не в полной мере может сориентироваться в изменившихся требованиях. Сохраняйте и укрепляйте авторитет взрослых – для пятиклассников учитель теперь не является непререкаемым авторитетом, и учителей могут осуждать, не принимать их замечания и поучения. Важно обсудить с ребенком причины его недовольств, поддерживая при этом авторитет учителя. Обсуждайте школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье. Создание благоприятной семейной атмосферы (памятка для родителей)Помните: От того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день. Важно, чтобы ребенок выспался и легко проснулся, когда его будят родители. Если у родителей есть возможность дойти до школы вместе с ребенком, не упускайте ее. Совместная дорога - это совместное общение, ненавязчивые советы. Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым делом спрашивать: «Какие оценки ты сегодня получил?», лучше задать ней- тральные вопросы: «Что было интересного в школе?», «Чем сегодня занимались?», «Как дела в школе?» Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни. Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения. УСПЕХОВ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ!