Презентация на тему: «Социальное проектирование по английскому языку во внеурочной деятельности»


СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В. А. СУХОМЛИНСКИЙ: «ПРОБЛЕМА ТВОРЧЕСТВА – ОДИН ИЗ УЧАСТКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЦЕЛИНЫ» Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ: «ТРИ КАЧЕСТВА – ОБШИРНЫЕ ЗНАНИЯ, ПРИВЫЧКА МЫСЛИТЬ И БЛАГОРОДСТВО ЧУВСТВ – НЕОБХОДИМЫ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ЧЕЛОВЕК БЫЛ ОБРАЗОВАННЫМ В ПОЛНОМ СМЫСЛЕ ЭТОГО СЛОВА». АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Изменение критериев оценки человеческой деятельности в сторону их гуманизации определяет возрастающую роль личности во всех сферах ее жизнедеятельности и выражается в разнообразии способов ее проявления.          Как следствие сказанного, в поле зрения педагогической мысли "обнаружилась внутренняя суть человека, его естественные потребности, социальные устремления, право быть самим собой - то, что обычно не входило в круг педагогических ценностей, развивалось стихийно" (Н.Б. Крылов)   В такой ситуации определяющей становится гуманистическая направленность, выражающаяся в процессах «самости». Относительно самореализации это особенно значимо, поскольку «человека можно заставить принудить выполнить ту или иную деятельность, но нельзя заставить его реализовать (выполнить) себя» [Л.Н. Коган].           Актуальность проблемы иллюстрируется положением в Законе Российской Федерации «Об образовании», подчеркивающим «необходимость обеспечения самоопределения личности, создание условий для самореализации» [Раздел II, статья 14]. В «Концепции модернизации российского образования.» определены приоритетные направления образования, среди которых важнейшим является увеличение воспитательного потенциала образовательного процесса. Ставится задача формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Таким образом, предполагается ориентация школы не только на сообщение учащимся определенной суммы знаний, но и на развитие нравственных качеств личности, В последнее время в научно-педагогических кругах, связанных со средним образованием, стали усиленно говорить о развитии исследовательских навыков у учащихся. Государственная политика в области образования нацелена на поддержание инновационных программ, реализуемых школой. Заявлено о поддержке одаренных, мотивированных детей, школ, внедряющих инновационные программы и передовые технологии, о предоставлении грандов школам для реализации проектов. СУЩНОСТЬ МЕТОДА ПРОЕКТОВ Проектное обучение в современной образовательной системе занимает все более и более приоритетные позиции. Хотя, по сути дела, верным будет и другое суждение: «Все новое - это хорошо забытое старое»; ведь в 20-30-х годах в российских школах широко использовался метод проектов. Достаточно четко метод проектов оформился в 20-е годы в США. В России метод получил резонанс после издания брошюры В. X. Килпатрика «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе» (1925 г.). В основе системы лежат идеи: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая им выбрана самим; деятельность строится не в русле учебного предмета, т. е. носит надпредметный характер; опора на сиюминутные увлечения детей; истинное обучение никогда не бывает односторонним, важны всякие побочные сведения Ещё в середине ХХ столетия Антуан де Сент-Экзюпери, человек, далёкий от педагогики, размышляя о многочисленных проблемах человечества, не оставляет без внимания и педагогические проблемы. В своём эссе «Цитадель» он пишет: «Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы – пустота, обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мёртвым грузом фактов, обучите их приёмам и способам, которые помогут им постигать. Не судите о способностях по лёгкости усвоения. Успешнее и дальше идёт тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствия. Любовь к познанию – вот главное мерило» (Антуан де Сент-Экзюпери. Сочинения: в 3-х т.: т. 2. – М.: Полярис, 1997.) ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ 1. Универсальность, так как деятельность уч-ся может реализовываться как в рамках учебного процесса, так и во внеклассной работе. 2. Социальные проекты дают возможность уч-ся связать теоретические знания и практические умения через вовлечение в реальную общественную жизнь, которую можно сделать лучше собственными усилиями. 3. Социальный проект является первым знакомством уч-ся с элементами гражданского общества. 4. Он имеет минимальные ресурсные затраты5. Позволяет детям проявить самостоятельность, организаторские способности, умения работать в команде. РАБОТА НАД СОЦИАЛЬНЫМ ПРОЕКТОМ ПРОХОДИТ 8 СТАДИЙ: 1. подготовка уч-ся к работе над проектом. 2. выбор проблемы. 3. сбор и анализ информации (исследование проблемы). 4. реализация плана действий. 5. Составление портфолио, 6. Презентация. 7. Рефлексия. На первой стадии в ходе беседы с учащимися актуализируются их знания о структуре органов государственной и местной власти, проводится анализ ситуации, рассматриваются вопросы влияния общественности на политику администрации (городской, районной). На второй стадии, перебирая актуальные проблемы местного сообщества, учащиеся делают выбор проблемы, решение которой они будут искать в процессе выполнения проекта. На третьей стадии главной задачей выступает сбор исчерпывающей информации. В силу того что она может быть разноуровневой, целесообразно разделить коллектив на группы, каждая из которых будет собирать информацию из определенного источника: из СМИ, сайтов Интернета, библиотек, органов законодательной и исполнительной власти. Четвертый этап проводится для обработки и систематизации полученного материала. Учащиеся под руководством координатора проекта компонуют все материалы по разделам: - актуальность и важность данной проблемы; - информация о различных подходах к ее решению; - программа действий, разработанная данной командой; - разработка варианта реализации своей программы. Пятая стадия предполагает, что учащиеся сделают попытку реализовать на практике полностью или частично свой вариант решения выбранной проблемы. На шестой стадии учащиеся готовят портфолио, для чего группируют весь материал в два блока: демонстрационный и документальный. Седьмая стадия - это публичная презентация проекта, которая предусматривает 4 главных цели: - представить аудитории информацию о важности проблемы; — объяснить и оценить альтернативные пути решения проблемы; - объяснить эффективность выбранной формы решения проблемы; — показать результативность своей работы. Главная задача восьмой стадии - анализ самими учащимися стадий подготовки проекта и его представления.