Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа


Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живёт народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы не можем, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить развитие» – В.В. Зеньковский. Проблема:Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Система духовно-нравственного воспитания ребёнка строится через приобщение его к культурному наследию своего народа. Необходимость приобщения детей к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать, активно участвовать в возрождении национальной культуры, самореализовывать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и всё, что связано с народной культурой Цель работы: формирование у детей дошкольного возраста “оазиса культуры” на основе ознакомления с опытом и жизнью родного народа, его характером, присущим ему нравственным ценностям, традициями, особенностями культуры. Задачи: – создать систему работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры на специально организованных занятиях; – создать условия для самостоятельного отражения детьми полученных знаний, умений;– воспитывать любовь и интерес к русской народной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм;– использовать все виды фольклора (сказки, песни, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы);– знакомство детей с народными праздниками, традициями, народными играми; Методические принципы:учёт возрастных особенностей детейдоступность материалапостепенность его усвоения Народные игры Основы нравственной культуры Научи меня дружитьПутешествие в страну «Вежливости»Моя Родина быт Всё это способствует развитию познавательных способностей у детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре. “Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой” становятся ближе, понятней ребёнку. Виды фольклора:Колыбельные песниПестушкиПотешкиПрибауткиСкороговоркиСчиталкиДразнилкиЗагадкиПословицы, поговоркиБылиныСказки Особое место в ознакомлении дошкольников с произведениями устного народного творчества занимает составление с детьми загадок о предметах старинного русского быта. Каждая народная загадка отображает окружающий человека мир. Качества личности музыкально-игровые праздники: “Осенины”, «Мамины глаза», “Новый год”, “Защитники Отечества”, “Наши любимые”, “Праздник птиц”, “Пасха”, “Никто не забыт, ничто не забыто”, “Именины берёзки” (троица). Дети вместе со взрослыми, исследуя особенности каждого народного праздника, устанавливают взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни. Результатом проводимой работы по приобщению детей к русской народной культуре является положительная динамика показателей качества обучения и воспитания.Педагогический мониторинг проводится в начале и конце учебного года, фиксирует результаты развития, воспитания и обучения детей. Воспитанники группы «Радуга»Используют в активной речи потешки, считалки, загадки, поговоркиУмеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.Имеют богатый запас знаний сказок и сказочных героев, умеют узнавать их в других произведениях изобразительного искусстваОсмысленно и активно участвуют в русских народных праздниках , знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи.Знают историю русского костюма, головных уборов.Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества. Таким образом, данная система работы позволяет формировать у детей дошкольного возраста знания о культурном наследии русского народа. Работа основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно к ним прикоснуться.