Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка.


Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка Подготовила: Юреня Марина Николаевна,учитель начальных классов МБОУ «СОШ №4». Самая большая на Земле роскошь - это роскошь человеческого общения. Антуан де Сент-Экзюпери Коммуникация – процесс передачи информации от одного человека (трансмиттера) к другому (приемнику) с целью сообщения определенного смысла;Общение – процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности. К коммуникативным действиям относятся: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов;инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;разрешение конфликтов;управление поведением партнёра;владение монологической и диалогической формами речи. Основные критерии сформированности коммуникативных УУД: желание вступать в контакт с окружающими;знание норм и правил общения;умение организовать общение;умение решать конфликтные ситуации;умение работать в паре, группе. Формы работы, используемые для развития коммуникативных УУД : организация взаимной проверки заданий;выполнение заданий учебников и рабочих тетрадей;взаимные задания групп;обсуждение участниками способов своего действия;учебные игры, соревнования;работа в группах;работа в паре;проектная деятельность. Виды и формы деятельности, ориентированные на устную и письменную коммуникацию: все виды пересказа;все формы учебного монолога и диалога; доклады и сообщения; ролевые и деловые игры; учебные исследования и учебные проекты; обсуждения, дискуссии, диспуты; изложения;сочинения. Виды письменных работ: творческое списывание;творческий диктант;свободный диктант;творческое изложение;творческое сочинение. Приёмы и задания - Назови звук, который изменил слово. СЫЧ – СЫР – СЫТ – СЫН – САН – СОН – СОР – СОМ – СОК – СУК – СУП – СУД – САД – САМ- Замени первый звук в слове на звук [х]. Прочитай новые слова. САЛАТ, ГОЛОД, ПОЛКА, ШМЕЛЬ, ГЛЕБ, ГОД, СОР, ШРАМ, ГУДЕТЬ, СВАЛИТЬ.- «Распутайте» слова. БОСАКА, ПОСАГИ, ЛКОСО, МОСАВАР, МОСАЛЕТ. - «Договори слово». СИ…(РЕНЬ), СИ…(ТО), СИ…(НИЦА), СИ…(НИЙ), СИ…(РОП). - Назови действия: МЕТЕЛЬ (ЧТО ДЕЛАЕТ?) – МЕТЁТ, ГРОМ - …, ВЕТЕР - …, СНЕГ - …, СОЛНЦЕ - …, ЛИВЕНЬ - ….- Укажи «лишнее» слово. Обоснуй свой ответ. ГРУСТНЫЙ, ПЕЧАЛЬНЫЙ, УНЫЛЫЙ, ГЛУБОКИЙ; ХРАБРЫЙ, ЗВОНКИЙ, СМЕЛЫЙ, ОТВАЖНЫЙ; СЛАБЫЙ, ЛОМКИЙ, ДОЛГИЙ, ХРУПКИЙ.- Укажи в словосочетаниях близкие по значению слова: СВЕЖАЯ ПИЩА, ЗАПАС КОРМА, ВКУСНАЯ ЕДА; ЦЕННЫЙ ГРУЗ, ТЯЖЁЛАЯ НОША, ГРОМОЗДКИЙ БАГАЖ. Дидактические игры «Шифровальщики» «Почтальон»«Поход в гости»«Скажи по – другому»«Будь внимательным»«Скажи быстро!» Рекомендации по развитию коммуникативных УУД Научите ребенка высказывать свои мысли. Не бойтесь «нетрадиционных уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала.Составьте для учеников алгоритм пересказа текста, материала.Организовывая групповую работу, напомните ребятам о правилах ведения дискуссий, беседы.Приучите ребенка самого задавать вопросы по материалу, переспрашивать, уточнять.Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития. Спасибо за внимание!Желаю вам успехов !