«Повышение квалификации педагогов с учетом компетентностно- ориентированного содержания образования»

Мангистауская область
Город Жанаозен




Доклад на тему:
«Повышение квалификации педагогов с учетом компетентностно- ориентированного содержания образования»


















2015-2016 учебный год
Повышение квалификации педагогов с учетом компетентностно- ориентированного содержания образования
В современном Казахстане идет становление новой системы образования, ориентированной на мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных подходов к конструированию учебных материалов нового поколения. Подготовка новых видов учебных материалов, изменение их функций и способов использования в образовательной практике являются одной из составляющих модернизации образования.
Преобразования в системе образования Казахстана, нашедшие отражение в Законе Республики Казахстан «Об образовании», Концепции образования Республики Казахстан до 2015 г., Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 гг., требуют ответственного включения всей педагогической общественности нашей страны в процесс создания новой модели школы Казахстана. В Программе обозначена «цель среднего образования формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, удовлетворение его потребности в получении образования, обеспечивающего успех в быстро меняющемся мире, развитие конкурентоспособного человеческого капитала для экономического благополучия страны. Базовый принцип нового содержания образования создание в каждой школе гуманной образовательной среды, стимулирующей развитие нравственно-духовных качеств личности. Смена образовательных стандартов в условиях перехода на 12-летнюю модель образования связана с разработкой нового содержания образования. Государственный общеобязательный стандарт 12-летнего среднего общего образования будет ориентирован на результаты, обеспечивающие личное саморазвитие, самостоятельность в приобретении знаний, формирующие коммуникативные навыки, умения управлять информацией и технологиями, решать проблемы, предприимчивость и креативность» [1]. Переход на 12-летнее образование позволит успешно решить задачу совершенствования структуры и содержания среднего общего образования. Проектирование и внедрение новой национальной модели 12-летнего образования обеспечит создание социально-педагогического ресурса развития человеческого капитала Казахстана.
Качественное изменение образования невозможно без формирования нового взгляда учителя на свое место и роль в учебном процессе, нового отношения к ученику. Поэтому важно, чтобы учитель сам понимал суть новых изменений, смысл нового качества образования и новых образовательных результатов. На наш взгляд, переход к новой школе без соответствующей подготовки учителей, методистов и руководителей школ был бы преждевременным, и реализовать на практике новые теоретические идеи без осмысления принципиально новых целей и задач, содержания и технологии обучения, новой формы оценивания было бы неправильным. Значит, необходимо осуществить переподготовку и повышение квалификации педагогов с учетом нового компетентностно-ориентированного содержания образования, новых подходов к обучению и методике преподавания.
Активное участие педагогов в реализации Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 гг. в практике работы школы посредством подготовки и переподготовки педагогических кадров необходимо осуществлять по следующим направлениям:
    концептуальные основы и принципы построения содержания образования;
   обновление содержания образования в соответствии с современными запросами социальноэкономического развития общества;
   здоровьесберегающая функция образования;
   обеспечение вариативности и личностной ориентации образования;
   ориентация на реализацию компетентностного подхода;
   целостность и преемственность содержания образования, обеспечение внутри- и межпредметных связей;
   направленность на конечный результат через выстраивание системы учебных достижений учащихся;
   требования к условиям организации и реализации образовательного процесса.
Переход на 12-летнее образование предъявляет новые требования к кадровому ресурсу: подготовка педагогов к работе в рамках компетентностного подхода к образованию; обеспечение педагогов здоровьесберегающими технологиями; формирование готовности работать в условиях существенно возросшей индивидуализации образовательного процесса. Поэтому педагогу необходима готовность к восприятию методологии и содержания нового ГОСО среднего общего образования; к изменению программного и методического обеспечения образовательного процесса; к изменению целей и способов педагогической деятельности. Сегодня каждого педагога интересуют вопросы: В чем разница 12-летнего образования от ныне действующего среднего образования? Изменятся ли подходы к организации образовательного процесса в 12-летней школе? Что означает понятие «образование, ориентированное на результат»? В каком направлении и как должен готовиться учитель к 12-летней системе образования?
Согласно Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 20112020 гг. к 2015 г. будет осуществляться переход на 12-летнюю модель обучения. Обновленное содержание среднего общего образования должно основываться на компетентностном подходе. Включение компетентностного подхода в практику образования и разработка теории развития ключевых компетенций становятся все более актуальными для мировой педагогической науки и практики. В развитых странах Запада речь идет о таких задачах образования, как «формирование у учащихся компетенции, проявляющейся в умении учащихся интегрировать, переносить и использовать знания в разных жизненных ситуациях. Все, что связано с компетенциями, связано с опытом и деятельностью субъекта, вне ситуации и деятельности компетенции не проявляются» [2].
Компетенция это компетенция чья-либо, и проявляется она как совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих субъекту приспособиться к изменяющимся условиям. По сути, компетенция    это способность действовать и выживать в определенных условиях. Однако без знаний не может быть компетенции, но сами знания еще не компетенции, более того, без компетенции знания могут и не проявиться. Поэтому в современных технологиях обучения некоторых западных стран сначала ставится задача формирования определенных компетенций, затем обучение знаниям, а потом уже проверка проявления компетенций на основе знаний.
В международной образовательной практике реализуется модель образования, ориентированная на результат (Outcomes Based Education). Принципиальная особенность данной модели образования заключается в реализации передовой педагогической технологии компетентностного образования, включающей:
   определение общих целей образования национального уровня;
   построение многоуровневой системы целей в виде ожидаемых результатов обучения и воспитания;
   регулирование содержания образования по каждому уровню образования;
   обеспечение мониторинга качества образования;
   вовлечение всех заинтересованных сторон к работе школы и всей системы образования как социальных партнеров;
    изменение стратегии обучения (сотрудничество, сотворчество и партнерство).
Понятие компетентности и ориентированная на компетентности теория и практика обучения являются результатом длительного развития образования в индустриально развитых странах Запада (1960 гг.). Появление таких форм образования позволяет будущему специалисту более эффективно адаптироваться к многообразным и меняющимся требованиям рабочего места, гибко и самостоятельно решать возникающие проблемы, создавать благоприятный социальный климат в коллективе, осваивать новые формы и способы профессиональной деятельности, т.е. быть способным к дальнейшему обучению, повышению квалификации или даже смене профессиональной ориентации. Эти «качества, позволяющие людям разных профессий адаптироваться к быстро меняющимся формам организации труда и запросов рынка, были названы ключевыми квалификациями» [3; 257].
На сегодняшний день понятие «компетентность» ключевое понятие для современного образования. Результат образования в странах-лидерах определяется через понятие «компетентность», а педагогические измерения определяются как «измерения компетентности». Во всех источниках, связанных с введением в структуру обучения стандартов образования, говорится об «обучении, ориентированном на стандарты», и об «обучении, ориентированном на компетентности», как о синонимах. Таким образом, современное понимание стандартов связано с теорией компетентностей как комплексного результата образования.
В будущем знание и умение должны быть интегрированы в процессе обучения. Оно должно одновременно передавать ученикам компетентности действия, жизненные, ценностные установки, а также компетентности, связанные с саморегуляцией (самостоятельностью). Современное понятие компетентности включает в себя, помимо знаний и умений, еще и ряд личностных характеристик социальных, эмоциональных, мотивационных, волевых, которые обусловливают успешную деятельность человека в современном обществе, стабильное развитие и процветание как общества в целом, так и успехи отдельного человека. В понятие «компетентности» входят, помимо знании и общих когнитивных способностей, также и ценностные ориентации, например, желание учиться, ответственность за свою жизнь и жизнь других, за будущее природы и общества и т.п. Все это входит в новое понятие результата.
При компетентностном подходе процесс постановки целей должен отличаться от традиционного тем, что учитель выбирает цели и формулирует задачи, сообразуясь с ценностями развития ребенка, на основе понимания ситуации в развитии ребенка, его интересов, потребности. Для этого педагог ведет целенаправленное наблюдение за детьми, привлекая к процессу наблюдения и осмысления фактов коллег и членов семьи ребенка, используя материалы, полученные в ходе рефлексии ребенком своих результатов, достижений, перспектив. Такая особенность постановки целей связана с необходимостью учета интересов ребенка, повышения эффективности развития ребенка и достижения результативности. Специфика целей заключается в том, что они направлены не на обретение суммы знаний, умений и навыков (они будут им приобретены как следствие, они выступают предметами, средствами обучения), а на формирование компетентностей, развитие «способности учиться, действовать общаться» [3; 272]. Таким образом, реализация ценностей и целей, определенных как развитие активной, самостоятельной творческой личности, способной самостоятельно приобретать и применять знания в условиях индивидуализации образования, реализация активных субъектных позиций в условиях партнерских отношений учителя с детьми делают необходимыми такие организационно-педагогические условия, как:
создание развивающей среды, стимулирующей и обеспечивающей активность ребенка, реализацию им своих интересов и потребностей, личностный смысл, жизненную, практическую ориентацию, ситуаций, обеспечивающих формирование ключевых компетентностей;
наличие прав на самостоятельный выбор вида и содержания деятельности, партнерства и места для работы, оценки результата деятельности и способов использования результатов, направленность на формирование духовно-нравственной сферы личности, позитивных общественно значимых установок и ориентиров;
использование таких форм организации образовательного процесса, которые обеспечивают включенность ребенка в выбор целей, содержания, форм деятельности (планирование), партнеров, места, способа реализации собственных планов, деятельности, оценку полученных результатов, личностных достижений, дальнейших перспектив, рефлексии;
использование технологий продуктивной, поисковой и творческой деятельности обучающихся, способствующих развитию самопознания, самоопределения личности в окружающем мире;
реализация роли учителя как ресурсной личности, фасилитатора развития ребенка, который ведет ребенка, но не подталкивает его, предполагает способы поведения, познания, но не побуждает копировать их, является диагностом достижений, перспектив ребенка и его проблем [4].
Образовательные стандарты предполагают конкретизацию целей, выдвигаемых современной теорией образования, политикой в сфере образования и предметной дидактикой. В них находят отражение общественные ожидания, предъявляемые к результатам деятельности школ. Они формулируются в виде компетентностей, которые должны приобрести учащиеся. Компетентности понимаются при этом как способность успешно справляться с определенными проблемными ситуациями. Но это означает в то же время, что проверка конкретного определенного умения посредством выполнения определенных задач или тестов должна соотноситься и с конкретными многосторонними ситуациями, в которых подчас испытуемому необходимо проявить владение разными компетентностями, но не изолированным компонентом компетентности, например знанием фактов. Новая ориентация «на результат» (output) подразумевает новую теорию результата, основными категориями которого являются: компетентность, обратная связь и оценка, стандарты образования, внедрение новых форм оценки и обеспечения качества. В качестве «выхода», продукта системы, рассматриваются не только образовательные результаты как таковые, проверяемые тестами или другими видами задач, но и качество образовательных услуг [5].
Согласно Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 гг. в новой модели школы получит развитие система внешней оценки учебных достижений учащихся с учетом мирового опыта тестовые задания, ориентированные на выявление уровня сформированности компетенций обучающихся, с включением письменных заданий.
Для выяснения уровня освоения компетентностей учащихся могут выступить стандартизированные тесты, являясь важным инструментом управленческого воздействия на процесс формирования компетентностей учащихся. Оценка посредством компетентностно-ориентированных тестовых заданий существенно отличается от традиционной оценки результатов образования (знаний, умений), так как не может осуществляться с помощью заданий закрытого типа, требующих одного верного, предписанного, наконец, выученного ответа. На самом деле тест на проверку компетентностей, определенных выше как освоенные способы деятельности, не может считаться верным (валидным), если проверяют не деятельность, а некую информацию (пусть и об этой деятельности). Необходимость отслеживания нового результата образования заставляет специалистов обращаться к тестовым заданиям открытого типа, которые названы так потому, что ответ на вопросы этих заданий не может быть спрогнозирован дословно. Ведь выполнение заданий открытого типа требует от учащегося совершения определенной деятельности по поиску необходимой информации, разрешению возникшей проблемы или оформлению результатов ее решения. Такое задание всегда требует развернутого ответа [6].
С целью устранения разрыва между уровнем профессиональной компетентности действующих педагогов и новыми требованиями к педагогическим кадрам в условиях перехода на компетентностно- ориентированное образование необходимо формирование профессиональной компетентности педагогов в овладении теорией.
Таким образом, становление ключевых компетентностей педагога начальной школы в условиях модернизации системы образования определяет необходимость в овладении новыми способами профессиональной деятельности, новой ролевой структурой отношений между участниками педагогического процесса, новыми образовательными технологиями.
Список литературы
1   Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 гг. /edu.gov.kz/ru/zakonodatelstvo.
2   Рыжаков М.В. Ключевые компетенции в стандарте: возможности реализации. О проблемах содержания и качества школьного образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. № 4. С. 22.
3   Загвоздкин В.К. Проблема ключевых компетентностей в зарубежных исследованиях // Вопросы образования. 2009. № 4. С. 257-272.
4   Учитель и ученик: возможность диалога и понимания / Под ред. Л.И. Семеновой. М.: «БонФИ», 2002. 408 с.
5   ГудлэдаД. Вот что называется школой. М.: Просвещение, 2008. 256 с.
6    Вербицкий А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции /А.А.Вербицкий, О.Г. Ларионова. М.: Логос, 2009. 336 с.
7   Муханбетжанова А.М. JазаKстан Республикасында 12 жылдыK жалпы орта білім беру: ізденістері мен проблемала- ры / Вопросы развития исторической науки и образования в Западном Казахстане: поиски и проблемы: Материалы респ. науч.-практ. конф. Уральск: РИО ЗКГУ им.М.Утемисова, 2007. С. 27-32.
8     Муханбетжанова А.М. Построение нового содержания образования для уровня начального образования // Школа- вуз-школа: проблемы качества и перспективы сотрудничества: Материалы обл. науч.-практ. конф. Уральск: РИО ЗКГУ им.М.Утемисова, 2008. С. 131, 132.
9    Муханбетжанова А.М., Бахишева С.М. и др. Теория, технология и методика компетентностно-ориентированного образования // Мануал семинара-тренинга. Уральск: ЗКО ИПКиПК, 2010. 85 с.