Урок окружающего мира с использованием технологии критического мышления Антарктида







Конспект урока по «Окружающему миру»
4 класс
Тема: Антарктида
(УМК «Планета знаний» 4 класс)

Используемые технологии:
технология критического мышления (основной прием «Бортовой журнал»);
технология сотрудничества;
ИКТ






Автор: Иванова Светлана Иванова
учитель начальных классов
ГБОУ школа №212 Фрунзенского района
Санкт-Петербурга



Цели урока:
Формировать и систематизировать знания о географическом положении, климате, растительном и животном мире Антарктиды.
Учить выделять главное в тексте, записывать информацию, используя ключевые слова.
Содействовать развитию познавательного интереса.
Способствовать развитию коммуникативных навыков.
Используемые технологии, методы и формы обучения:
технология критического мышления (основной прием «Бортовой журнал»);
технология сотрудничества;
ИКТ;
работа в парах;
индивидуализация и дифференциация обучения.


















Ход урока:
Подготовка к изучению новой темы.
- Сегодня мы совершим виртуальное путешествие на континент – Антарктиду. Знания, которые мы получим, будем записывать в «Бортовой журнал». Работать вы будете в парах, а результатами делиться со всеми. Чтобы наш урок получился увлекательным и познавательным, нам нужно соблюдать определенные правила:
Отвечает только тот, кто поднимает руку.
Не повторять того, что уже сказано.
Быть активным.
Не перебивать говорящего - нужно уметь слушать.
(Далее весь материал урока делится на смысловые части. Учащиеся предлагают план изучения нового континента. Например:
Географическое положение
Климат
Растительный мир
Животный мир
Население
Учащиеся получают лист «Бортовой журнал» с таблицей.
Что мне известно по данной теме?/Предположения
Что нового я узнал из текста?/Новая информация





Изучение новой темы.
(Работа с каждой смысловой частью темы проходит в три этапа: вызов-осмысление-рефлексия. Информация, полученная на стадии вызова, обсуждается в парах и заносится в левую часть «бортового журнала». На смысловой стадии дети читают текст и продолжают работу с таблицей «бортового журнала»: один из учеников в паре работает со списком в графе «предположения», ставит знаки «+» и «- «, в зависимости от правильности предположений; второй записывает новую информацию в графу «новая информация». На стадии рефлексии идет подведение итогов: сопоставление двух частей «бортового журнала», обсуждение полученной информации, дописывание и уточнение информации. Ребята рассказывают, что их заинтересовало, удивило, о чем еще хотелось бы узнать, какие вопросы возникли.)
- Начнем мы наше путешествие со знакомства с географическим положением Антарктиды. Обсудите в парах ваши предположения и запишите их в левую часть таблицы.
- А сейчас посмотрите на карту и поработайте с «бортовым журналом». Один из вас оценит правильность ваших предположений, а другой запишет новую информацию в правую часть таблицы.
- Что вы узнали о географическом положении Антарктиды?
- Обсудите и запишите ваши предположения о климатических условиях в Антарктиде.
- Прочитайте текст «Климат» и заполните «бортовой журнал».
Текст «Климат»
Антарктида – самый холодный материк нашей планеты. Это царство вечного мороза. Зимой температура воздуха бывает ниже – 700 С. В летние месяцы термометр обычно показывает - 200 С, лишь на побережье температура поднимается до 0 градусов. Море у берегов Антарктиды покрыто плавучими льдами. Некоторые из них похожи на огромные ледяные горы. Это айсберги. Высота айсбергов может достигать 100 метров. На материке часто дуют ветры. Бывают ураганы необычайной силы. Дождь здесь является таким же обычным явлением, как и снег, особенно в северных частях полуострова.
- Подведем итоги. Какие ваши предположения оказались ошибочными, а какие правильными. Что нового узнали? Что вас заинтересовало?
(Далее работа строится аналогично по всем смысловым частям темы урока. На этапе рефлексии показываются слайды презентации: природные ландшафты, растения, животные.)
Текст «Растительный мир»
Почти вся поверхность Антарктиды покрыта сплошным слоем льда, толщина которого достигает почти 5 километров. Поэтому жизнь сосредоточена у берегов материка. Растительный мир из-за холода очень беден. В основном это мхи, лишайники, водоросли.
Текст «Животный мир»
Животный мир Антарктиды значительно богаче. На побережье расположены колонии морских птиц: странствующих альбатросов, поморников, буревестников, бакланов. Питаются они в основном рыбой. Размах крыльев альбатроса составляет более 3 метров. Благодаря таким крыльям птица может часами парить над морскими водами.
Типичные обитатели Антарктиды – пингвины. Это нелетающие птицы. Зато они отлично плавают и ныряют. Крылья пингвинов превращены в ласты, которые они используют для гребли в воде. На лапах – плавательные перепонки. Питаются пингвины моллюсками, рачками, рыбой. Самый крупный пингвин – императорский, его рост около 1 м 20 см.
В прибрежных водах много морских млекопитающих: тюленей, дельфинов, огромных китов. Здесь обитает самый большой на Земле тюлень – южный морской слон. Его масса достигает 4 тонн.
Текст «Население»
Постоянного населения в Антарктиде нет. Там работают лишь сотрудники научных экспедиций из разных стран. Антарктида – континент мира и сотрудничества. В ее пределах запрещаются любые военные приготовления. Ни одна из стран не может объявить ее своей землей. Юридически это закреплено международным договором, который был подписан 1 декабря 1959 года. На материке найдены месторождения полезных ископаемых. Но добыча их запрещена, так как этим можно нанести природе Антарктиды непоправимый вред. Также там запрещается строить промышленные и военные объекты.
Подведение итогов урока.
- Что понравилось на уроке?
- Что оказалось трудным?
- Что заинтересовало?
- О чем хотелось бы еще узнать?
4. Домашнее задание.
По выбору:
Подготовить сообщения о животных Антарктиды.
Найти дополнительную информацию о заинтересовавших фактах.
Составить вопросы для игры «Верите ли вы, что.»
Используемая литература:
Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. Издательство «Каро», Санкт-Петербург, 2009
Ивченкова Г.Г., Потапов И.В. Окружающий мир/учебник 4 класс, часть 1. Издательство «АСТ Астрель», Москва, 2011