Рабочая программа по теме Наследственность и изменчивость живых организмов


Рабочая программа учителя по теме «Наследственность и изменчивость организмов»
1. Цель изучения темы: познакомиться с видами наследственности и изменчивости, выяснить значение, а так же, научиться решать генетические задачи.
2. Задачи для ученика (предметные результаты изучения темы):
- Знание: — определения понятий «ген», «доминантный ген», «рецессивный ген», «признак», «свойство», «фенотип», «генотип», наследственность», «изменчивость», «модификации», «норма реакции», «мутации», «сорт», «порода», «штамм»;
— сущность гибридологического метода изучения наследственности;
— законы Менделя;
— закон Моргана.
— виды изменчивости и различия между ними.
— методы селекции;
— смысл и значение явления гетерозиса и полиплоидии
— Понимание:
— характеризовать генотип как систему взаимодействующих генов организма;
– давать характеристику генетическим методам изучения биологических объектов
— объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение и возникновение отличий от родительских форм у потомков.
- Применение: — использовать при решении задач генетическую символику;
— составлять генотипы организмов и записывать их гаметы;
— строить схемы скрещивания при независимом и сцепленном наследовании, наследовании сцепленном с полом;
— сущность генетического определения пола у растений и животных;
— составлять простейшие родословные и решать генетические задачи.
— распознавать мутационную и комбинативную изменчивость.
- Анализ: Сравнивать виды изменчивости
- Синтез: сделать выводы о значении наследственности и изменчивости
- Оценка: Давать оценку методам изучения наследственности и изменчивости, а так же мутации и их значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии.
3. Цель для учителя: Сформировать представление о закономерностях наследственности и изменчивости
4. Задачи для учителя:
- Образовательные (соответствуют предметным результатам изучения темы)
- дать определения понятий «ген», «доминантный ген», «рецессивный ген», «признак», «свойство», «фенотип», «генотип», наследственность», «изменчивость», «модификации», «норма реакции», «мутации», «сорт», «порода», «штамм»;
— сущность гибридологического метода изучения наследственности;
— законы Менделя;
— закон Моргана.
— использовать при решении задач генетическую символику;
— составлять генотипы организмов и записывать их гаметы;
— строить схемы скрещивания при независимом и сцепленном наследовании, наследовании сцепленном с полом;
— сущность генетического определения пола у растений и животных;
— характеризовать генотип как систему взаимодействующих генов организма;
— составлять простейшие родословные и решать генетические задачи.
— виды изменчивости и различия между ними.
— распознавать мутационную и комбинативную изменчивость.
— методы селекции;
— смысл и значение явления гетерозиса и полиплоидии.
— объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение и возникновение отличий от родительских форм у потомков.
- Воспитательные (соответствуют личностным результатам изучения темы) учащиеся должны знать основы ЗОЖ и здоровье сберегающие технологии
- Развивающие (соответствуют метапредметным результатам изучения темы) Учащиеся должны уметь:
— формировать у учащихся умение давать характеристику генетическим методам изучения биологических объектов;
— формировать у учащихся умение работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
— формировать у учащихся умение составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;
— формировать у учащихся умение разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации;
— формировать у учащихся умение готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;
— формировать у учащихся умение пользоваться поисковыми системами Интернета.
5. Формируемые универсальные учебные действия:
Личностные УУД: У обучающегося будут сформированы: понятия о красоте, здоровье, ответственности, а так же обучающиеся научатся соотносить поступок с моральной нормой; оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; мотивировать свои действия.
Метапредметные УУД:
- Регулятивные: Обучающийся научится: решать генетические задачи, организовывать свою учебную деятельность; коррекция полученных знаний; целеполагание, поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение; умение структурировать знания, прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; коррекция полученных знани.
- Познавательные: Обучающийся научится: поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение; умение структурировать знания, 1.Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для
решения учебной задачи; применять таблицы, схемы, модели для получения информации;
презентовать подготовленную информацию, подготовка проектов. 2. Логические: анализ компонентов с целью выделения особенностей; выбор оснований и критериев для сравнивания и классификации объектов; установление причинно-следственных связей; синтез как составление целого из частей, установление причинно-следственных связей; синтез как составление целого из частей.
- Коммуникативные: Обучающийся научится: работать в группе и индивидуально, а так же научится владеть монологической и диалогической формами речи; развитие умения полно и точно выражать свои мысли, умения работать с текстом;
- использовать при решении задач генетическую символику;
— составлять генотипы организмов и записывать их гаметы;
— строить схемы скрещивания при независимом и сцепленном наследовании, наследовании сцепленном с полом;
— сущность генетического определения пола у растений и животных;
— характеризовать генотип как систему взаимодействующих генов организма;
— составлять простейшие родословные и решать генетические задачи.
— распознавать мутационную и комбинативную изменчивость.
— объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение и возникновение отличий от родительских форм у потомков.
6. Содержание темы (выписка из учебной программы) Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное и полигибридное скрещивание. Законы Менделя. Независимое и сцепленное наследование. Генетическое определение пола. Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.
Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.
еп7. Материально-техническое обеспечение темы:
- Программа (автор, название )В. Б. Захаров, «Программа основного общего образования по биологии 5 – 9 класс, концентрический курс»
- Учебник (автор, название, издательство, год издания, место издания, количество страниц) «Биология. Общие закономерности» 9 класс, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин, 2002, Москва Дрофа – 288 с.
- Рабочая тетрадь (автор, название, издательство, год издания, место издания, количество страниц) В.Б. Захаров, Н. И. Сонин, «Биология. Общие закономерности»
- Методические пособия для учителя (автор, название, издательство, год издания, место издания, количество страниц) Н. И. Сонин и др. «Биология. Общие закономерности»
- Литература для учащихся (автор, название, издательство, год издания, место издания, количество страниц
- Компьютерные и ИК-средства
- ТСО
- Экранно-звуковые пособия
- Лабораторное оборудование
- Натуральные объекты
8. Тематическое планирование (MS Exel)
Тема урока Тип урока Вид урока Цель урока для учителя Средства достижения цели Контроль достижения цели Д/З
1 2 3 4 5 6 7
Основные генетические понятия. Гибридологический метод наследования признаков Г. Менделя Открытие нового знания Сформировать представление об основных понятиях генетики Презентация, Карты хромосом человека. Родословные выдающихся представителей культуры. Хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.
Терминологический диктант Учить определение понятий, чит §35
Законы Менделя. Закон доминирования Комбинированный Давать определения понятиям «гомозигота», «гетерозигота», «доминантный признак», «моногибридное скрещивание», «рецессивный признак». Приводить примеры доминантных и рецессивных признаков. Воспроизводить формулировку правила единообразия. Описывать механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания. Анализировать содержание схемы наследования при моногибридном скрещивании. Составлять схему моногибридного скрещивания;. Определять по фенотипу генотип, по генотипу фенотип; по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве. Законы Менделя. Неполное доминирование. Второй закон Менделя (закон расщепления) Комбинированный Дать формулировку правила расщепления.
Анализировать содержание схемы наследования при моногибридном скрещивании.
Составить схему моногибридного скрещивания неполного доминирования.
Схему анализирующего скрещивания. Презентация Проверочная работа по написанию схемы моногибридного скрещивания полного доминирования§ 37 (2-3 части), термины учить, с. 186 (№ 8-9) выполнить задания.
Законы Менделя. Закон чистоты гамет. Комбинированный Составление схемы моногибридного скрещивания. Объяснить как проявляется вероятность появления признаков в потомстве. Анализ Презентация Проверочная работа. Решение задач. § 37 (4 часть), термины учить, с. 186 (№ 10, 11) выполнить задания.
Законы Менделя. Дигибридное скрещивания. Третий закон Комбинированный Объяснить Механизм проявления дигибридного скрещивания.Условия закона независимого наследования. Дать Определения основных понятий.Составить схему дигибридного скрещивания Презентация Проверочная работа по написанию схемы дигибридного скрещивания. Решение задач. § 37 (5 часть), термины учить, с. 186 (№ 12) выполнить задания.
Анализирующее скрещивание Комбинированный Объяснить суть анализирующего скрещивания, дать определение основным понятиям, составление схемы анализирующего скрещивания. Презентация Решение задач § 37 (6 часть), термины учить, с. 186 (№ 13, 14) выполнить задания
Сцепленное наследование генов Комбинированный Дать определения понятиям, типы гамет, число типов, фенотипов, генотипов. хромосомы, их значение и количество, причины соотношения 1:1. Объяснить вероятность проявления признаков в потомстве Презентация Задания § 38 в рабочей тетради § 38, термины учить.
Генетика пола. Генетика признаков сцепленных с полом комбинированныйДать определение понятиям, рассказать о типах хромасом в генотипе. Число хромосом у человека и у мухи Дрозофилы презентацияТерминологический диктант § 38, термины повторить, с. 188 выполнить задания.
Взаимодействие генов комбинированныйДать определение основных понятий,объяснить суть аллельного и неалельного взаимодействие генов,множественное проявление генов – суть явления Решение генетических задач Урок закрепления пройденного материала Урок-практическая работа Пособие по генетике Решение задач