М. И. Цветаева. Поэзия М. Цветаевой как лирический дневник эпохи.


11класс Литература 08 .12.16 урок 40
Тема: М. И. Цветаева. Поэзия М. Цветаевой как лирический дневник эпохи.
Цели:  познакомить учащихся с биографией М.И. Цветаевой;
- раскрыть своеобразие поэтического стиля М.И. Цветаевой;
- воспитывать чувство долга, личной ответственности за судьбу поколений, страны, прививать любовь к Родине.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока.
Эпиграф к уроку: «Возьмите стихи – это и есть моя жизнь…».
1.Оргмомент. Здравствуйте ребята, я очень рада вас видеть.
2.Актуализация знаний.
1.Проврка дз. Рассказ учащихся о Цветаевой.
3.Мотивация.
4. Этой женщине принадлежит особое место среди поэтов «серебряного века». Пожалуй, сегодня мы впервые будем говорить о женщине-поэте, о человеке необычайно интересной и трагической судьбы.
 Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы понимаете эти строки?
Запись темы урока и определение целей учащимися.
5.Основная работа урока.
1.Слово учителя.
Марина Цветаева вступила в литературу на рубеже веков, в тревожное и смутное время. Как многим поэтам ее поколения, ей присуще ощущение трагизма мира. Конфликт со временем для нее оказался неизбежным. Жила она по принципу: быть только самой собой - русская поэтесса, прозаик, переводчица, одна из крупнейших поэтов XX века. Русская поэтесса. Дочь ученого, специалиста в области античной истории, эпиграфики и искусства, Ивана Владимировича Цветаева.  В 1922 — 39 в эмиграции. Покончила жизнь самоубийством.
Родилась 26 сентября (8 октября н.с.) в Москве в высококультурной семье. Отец, Иван Владимирович, профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед, стал в дальнейшем директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств (ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Мать происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи, была талантливой пианисткой. Умерла в 1906, оставив двух дочерей на попечение отца.
Детские годы Цветаевой прошли в Москве и на даче в Тарусе. Начав образование в Москве, она продолжила его в пансионах Лозанны и Фрейбурга. В шестнадцать лет совершила самостоятельную поездку в Париж, чтобы прослушать в Сорбонне краткий курс истории старофранцузской литературы.
Стихи начала писать с шести лет (не только по-русски, но и по-французски и по-немецки), печататься с шестнадцати, а два года спустя тайком от семьи выпустила сборник «Вечерний альбом», который заметили и одобрили такие взыскательные критики, как Брюсов, Гумилев и Волошин. С первой встречи с Волошиным и беседы о поэзии началась их дружба, несмотря на значительную разницу в возрасте. Она много раз была в гостях у Волошина в Коктебеле. Сборники ее стихов следовали один за другим, неизменно привлекая внимание своей творческой самобытностью и оригинальностью. Она не примкнула ни к одному из литературных течений.
В 1912 Цветаева вышла замуж за Сергея Эфрона, который стал не только ее мужем, но и самым близким другом.
В мае 1922 ей с дочерью Ариадной разрешили уехать за границу — к мужу, который, пережив разгром Деникина, будучи белым офицером, теперь стал студентом Пражского университета. Сначала Цветаева с дочерью недолго жили в Берлине, затем три года в предместьях Праги, а в ноябре 1925 после рождения сына семья перебралась в Париж. Жизнь была эмигрантская, трудная, нищая. Жить в столицах было не по средствам, приходилось селиться в пригородах или ближайших деревнях.
Последний прижизненный сборник вышел в Париже в 1928 — «После России», включивший стихотворения, написанные в 1922 — 1925.
 Она мечтала, что вернется в Россию «желанным и жданным гостем». Но этого не случилось: муж и дочь были арестованы, сестра Анастасия была в лагере. Цветаева жила в Москве по-прежнему в одиночестве, кое-как перебиваясь переводами. Начавшаяся война, эвакуация забросили ее с сыном в Елабугу. Измученная, безработная и одинокая поэтесса 31 августа 1941 покончила с собой.
В 1914 году Марина познакомилась с поэтессой и переводчицей Софией Парнок, их романтические отношения продолжались до 1916 года. Цветаева посвятила Парнок цикл стихов «Подруга». Цветаева и Парнок расстались в 1916 году, Марина вернулась к мужу Сергею Эфрону. Отношения с Парнок Цветаева охарактеризовала как «первую катастрофу в своей жизни». В 1921 году Цветаева, подводя итог, пишет: "Любить только женщин (женщине) или только мужчин (мужчине), заведомо исключая обычное обратное - какая жуть! А только женщин (мужчине) или только мужчин (женщине), заведомо исключая необычное родное - какая скука!". София Парнок - любовница Марины Цветаевой
В 1917 году Цветаева родила дочь Ирину, которая умерла от голода в приюте в Кунцево (тогда в Подмосковье) в возрасте 3 лет.
Сборники стихов 1910 - «Вечерний альбом» 1912 - «Волшебный фонарь», вторая книга стихов 1913 - «Из двух книг», Изд. «Оле-Лукойе» 1913-15 - «Юношеские стихи» 1922 - «Стихи к Блоку» (1916—1921) 1922 - «Конец Казановы» 1920 - «Царь-девица» 1921 - «Вёрсты» 1921 - «Лебединый стан» 1922 - «Разлука» 1923 - «Ремесло» 1923 - «Психея. Романтика» 1924 - «Молодец» 1928 - «После России» сборник 1940 года
Поэмы: Чародей (1914) На Красном Коне (1921) Поэма Горы (1924, 1939) Поэма Конца (1924) Крысолов (1925) С моря (1926) Попытка комнаты (1926) Поэма Лестницы (1926) Новогоднее (1927) Поэма Воздуха (1927) Красный бычок (1928) Перекоп (1929) Сибирь (1930)
Поэмы-сказки: Царь-Девица (1920) Переулочки (1922) Мо́лодец (1922)
Незавершённые поэмы: Егорушка Несбывшаяся поэма Певица Автобус Поэма о Царской Семье.
Драматические произведения: Червонный валет (1918) Метель (1918) Фортуна (1918) Приключение (1918-1919) Пьеса о Мэри (1919, не завершена) Каменный Ангел (1919) Феникс (1919) Ариадна (1924) Федра (1927).
Проза: «Живое о живом» «Пленный дух» «Мой Пушкин» «Пушкин и Пугачёв» «Искусство при свете совести» «Поэт и время» «Эпос и лирика современной России» воспоминания об Андрее Белом, Валерии Брюсове, Максимилиане Волошине, Борисе Пастернаке и др. Мемуары «Мать и музыка» «Сказка матери» «История одного посвящения» «Дом у Старого Пимена» «Повесть о Сонечке».-Что вы узнали о Марине Цветаевой?
- Какую роль сыграла в становлении личности М. И. Цветаевой ее мать, Мария Александровна?
- Какое место занимает в лирике М. Цветаевой тема дома?
- Каким вы представляете детство поэта по стихотворениям, вошедшим в сборник «Вечерний альбом»?
- Насколько непосредственно в стихах М. Цветаевой поэтический образ соотнесен с жизненными обстоятельствами?
  2. Чтение предсмертной записки. Записка сыну: "Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але - если увидишь - что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик".
Записка Асеевым: "Дорогой Николай Николаевич! Дорогие сестры Синяковы! Умоляю вас взять Мура к себе в Чистополь - просто взять его в сыновья - и чтобы он учился. Я для него больше ничего не могу и только его гублю. У меня в сумке 450 р. и если постараться распродать все мои вещи. В сундучке несколько рукописных книжек стихов и пачка с оттисками прозы. Поручаю их Вам. Берегите моего дорогого Мура, он очень хрупкого здоровья. Любите как сына - заслуживает. А меня - простите. Не вынесла. МЦ. Не оставляйте его никогда. Была бы безумно счастлива, если бы жил у вас. Уедете — увезите с собой. Не бросайте!".
Записка «эвакуированным»: "Дорогие товарищи! Не оставьте Мура. Умоляю того из вас, кто сможет, отвезти его в Чистополь к Н. Н. Асееву. Пароходы - страшные, умоляю не отправлять его одного. Помогите ему с багажом - сложить и довезти. В Чистополе надеюсь на распродажу моих вещей. Я хочу, чтобы Мур жил и учился. Со мной он пропадет. Адр. Асеева на конверте. Не похороните живой! Хорошенько проверьте".
3.Запись в тетрадь.
Особенности поэзии Цветаевой
1. Эмоциональная напряженность
2. Сжатость мысли
3. Исповедальность 4. Богатство интонации
5. Своеобразное использование тропов
6. Образность, необычный синтаксис: авторские знаки, парцелляция, обилие риторических вопросов, обращений и восклицаний
Отличительная особенность поэзии М.И.Цветаевой - её стихи стали своеобразным дневником, запечатлевшим душевные переживания автора и эпохи соответственно.
Таким образом, поэзия М. Цветаевой – лирический дневник эпохи и история бесконечного сотворения себя.
4.Выборочное чтение. Прочитайте наиболее понравившееся вам стихотворение.
5.Работа над лирикой Цветаевой. Работа в парах.
1. Ждут на пыльные дороги»
2. «Моим стихам, написанным так рано…»
-Какова интонация этого стихотворения?
- Как поэт относится к своим стихам и своему дару?
- Что, на ваш взгляд, заставило ее так думать?
3. «Молитва» («Христос и Бог! Я жажду чуда…») -Что вас поражает в этом стихотворении? Жизни или смерти жаждет лирическая героиня?
- Что объединяет все желания лирической героини во 2, 3, 4-й строфах?
- Близки ли они вам?
- Какая жизнь ее влечет?
-Какие чувства она испытывает?
6. Самостоятельная работа.
Письменно ответить на вопрос: Почему у автора возникает желание «умереть, покуда вся жизнь как книга…»? Как понять парадокс этого стихотворения?
Вывод: лирическая героиня дорожит каждым мигом, каждым переживанием, каждым впечатлением, полученным в юности, и, несмотря на то что она просит смерти в 17 лет, стихотворение наполнено красками, жизнью, полетом, без которого нет Марины Цветаевой
7.Закрепление изученного материала.
Анализ стихотворения «Кто создан из камня, кто создан из глины…»
-Как в стихотворении автор обыгрывает свое имя?
- Что общего между поэтом и морем?
- Какие литературные ассоциации у вас возникают при чтении этого стихотворения?
-Как сочетаются в образе лирической героини вечность и бренность?
-В чем видит лирическая героиня свое отличие от других людей?
-Какой вы представляете Марину Цветаеву, читая это стихотворение?
-Как бы вы ее изобразили?
-На каком фоне, в какой манере, в какой технике вы бы нарисовали ее портрет?
8.Рефлексия. Составление синквейна и кроссворд.
Цветаева.
Несравненная, страдающая.
Мучилась, творила, любила.
Восхищаюсь гениальным поэтом-женщиной.
Затравленный зверь
Ответы на вопросы кроссворда:
1 – Москва, 2- Мария, 3 – Сорбонна, 4 – рябина, 5 – сыну, 6 – Франция, 7 – традиция, 8 – тождество, 9 – Сергей, 10 – «Версты», 11 – эмиграция, 12 – Елабуга, 13 – Волошин, 14 – признание.9.ДЗ.Выучить наизусть любое стихотворение М.Цветаевой. Найти стихотворения Цветаевой, положенные на музыку, принести аудио и артвидео.