Полугодовая контрольная работа по русскому языку для учащихся 11 класса

Полугодовая контрольная работа по русскому языку 11 класс
I вариант
Прочитайте текст и выполните задания 1-3
1) В отличие от животных, человек действует не инстинктивно, а сознательно. (2)Он заранее определяет цель, обдумывает способ и средства её достижения, подбирает необходимый материал, намечает последовательность операций, <...> разрабатывает проект того, что ему нужно, а проектирование тоже творчество, сознательное созидание того, чего в природе ещё те существовало. (3)На такие действия не способно ни одно животное.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, держащаяся в тексте?
1) Ещё до того, как приступить к изготовлению предмета, человек создаёт образ этого предмета в мыслях, то есть разрабатывает проект того, что ему нужно.
2) Человек, в отличие от животных, действует сознательно, проявляя при этом свойственную только людям способность к творчеству.
3) Проектирование это сознательное созидание того, чего в природе ещё не существовало, это творческий процесс.
4) Способность действовать сознательно, используя творческий подход, отличает человека от животных.
5) Для удовлетворения своих потребностей человек действует сознательно, используя орудия труда.
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
несмотря на это, то есть
в-третьих, хотя
вопреки этому,
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОПЕРАЦИЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ОПЕРАЦИЯ, -и, ж.
1) Координированные военные действия разнородных войск, объединённые единой целью. Сухопутная, морская, воздушная, воздушно-десантная о. Наступательная о. Оборонительная о. Разработать план операции.
2)Отдельное действие в ряду других подобных. Банковская о. Почтовая о. Отделочная о. Машинная о.
3)Лечебная помощь, выражающаяся в непосредственном механическом воздействии на ткани, органы. Сделать операцию.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
укрепИт
тАможня
дозвонЯтся
ободрЕн
начАвшись 5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1) Клумбы и пешеходные дорожки на участке изначально создавались в декоративных целях, и ОГОРОДИТЬ их бордюром значит разрушить эффект декора, который они создают.
2) На многие километры вдоль берега океана простиралась узкая полоса ПЕСОЧНОГО пляжа, к которому по склону холма спускались, создавая тень, экзотические кустарники.
3) Я научился гимнастике, в которой резкий ВДОХ выполняется при движении всего корпуса вперёд.
4) Правильный ВЫБОР автомобиля залог вашей безопасности.
5) Заведующая отделением обеспечила пациентам КОМФОРТНОЕ пребывание в больнице
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ИХНИЕ трудности
ПЯТЬЮДЕСЯТЬЮ деревьями
В НОСУ

ИСЧЕЗ
Солидные ПРОФЕССОРА

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
О первом космонавте Земли рассказывает JI. Обухова в статье «Любимце века».
Б) Ноги спортсмена должны
быть слегка согнуты, держась за буксирную верёвку.
Благодаря имеющихся источников литературоведы пришли к выводу о реальном факте награждения
М.Ю. Лермонтова боевой наградой за участие в бою при Валерике.
Г) Один из фактов биографии А. П. Чехова, ставшие недавно известными, строительство им на свои средства четырёх сельских школ.
Д) Каждый из тех, кто
побывал на международном кинофестивале в Москве, увидели лучшие отечественные и зарубежные кинофильмы года.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
1)неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
2)нарушение связи между подлежащим и сказуемым
3)нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
4)ошибка в построении предложения с однородными членами
5)неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6)нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7)неправильное построение предложения с косвенной речью


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:
А
Б
В
Г
д








8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
Б..гаж оф..рмлять
Оз..рило вод ор..сли
зап..раются
9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

и..ходящий, ра..бил пр..старелый, пр..ник поз..вчера, п..читать пр..коснулся, пр..зыв на..писать, о..дал
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

Милост..вый
Питом..ц
Проветр..вать
Неуживч..вый
Выносл..вый
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
скле..нный сопоставля..мый
бор..шься знаком..шься
выуч..нный
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскрой скобки и выпишите это слово.
Грачи гуляли в ещё (НЕ)ПОЖЕЛТЕВШЕЙ ржи.
В доме, (НЕ)СМОТРЯ на вечернюю прохладу, было душно.
Уходя, отец (НЕ)ЗАКРЫЛ окна, и в доме стало прохладно.
Соня выбежала на улицу с (НЕ)ПОКРЫТОЙ платком головой.
В саду уже (НЕ)СЛЫШНО голосов птиц.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1) Свои стихи, (В)ОТЛИЧИЕ от многих других поэтов, Мандельштам сочинял интуитивно, ТАК(ЖЕ) как композитор сочиняет музыку.
2) Для Бунина, а ТАК(ЖЕ) для многих других, НА(ПРОТЯЖЕНИИ) всей жизни Толстой оставался создателем абсолютных ценностей в сфере художественного творчества.
3) Лермонтов, (НЕ)СМОТРЯ на мучительные сомнения, твёрдо верит в судьбу, ТАК(ЧТО) жизнь для него не бесцельное скитание по морю житейской суеты.
4) Юный Чайковский значительно преуспел в фортепианной технике, (ТАК)ЧТО (В)ПОСЛЕДСТВИИ в консерватории он был освобождён от занятий по фортепиано.
5) «(И)ТАК, Шишкин был и (НА)ВСЕГДА остался непревзойдённым знатоком дерева, художником, который не имел соперников в изображении хвойного леса», завершил свою лекцию экскурсовод.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Термин «гербарий» появился в XYI веке для обозначения засуше(1)ых растений собра(2)ых для коллекции и предназначе(3)ых для научных работ по флористке селекции.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить
ОДНУ запятую.
1. От сквозняков сами по себе отворялись двери и окна и захлопывались с невероятным грохотом.
2. Взошло по-летнему жаркое солнце и обсушило свежо зеленеющую траву и листву на деревьях.
3. Дождь то тоскливо моросил то начинал отчаянно хлестать то прощально шелестел в кустах.
4. В современном театре существует множество проблем как экономического так и художественного характера.
5. Путешествие на лодке и пешком на велосипедах и на лыжах воспитывает в человеке волю
и бесстрашие.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
В широком розовом платье (1) особенно ей шедшем (2) с волосами (3) отливающими в золото (4) и с рукой (5) поднятой к глазам (6) Анна напомнила мне Флору.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны
стоять запятые.
В утренний час мир (1) кажется (2) таким просторным и родным.
Все звуки и все шумы большого посёлка (3) казалось (4) удалялись.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны
стоять запятые.
Хочу отметить (1) что миг преодоления земного притяжения (2) когда человек поднимается
на бруствер (3) над которым свистят пули (4) и уже не думает больше ни о чём (5) этот миг
преодоления самого себя великий миг.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны
стоять запятые.
Время мы выдумали (1) оно чуждо природе (2) а потому (3) когда человек начинает вдруг
ощущать его (4) ему делается не по себе.
Полугодовая контрольная работа по русскому языку 11 класс
II вариант
Прочитайте текст и выполните задания 1-3
(1 ) Эмалъ на поверхности зуба самый прочный материал, который создан организмом человека. (2)Но <...> на зубах могут появиться повреждения, потому что невидимые маленькие бактерии, которые живут во рту, разлагают застрявшие в ’промежутках между зубами остатки пищи, образуя кислоты, разрушающие зубную эмаль. (3)Поэтому необходимо следить за состоянием полости рта.
1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация содержащаяся в тексте?
1) Живущие во рту бактерии разрушают зубную эмаль, несмотря на её прочность, поэтому необходимо следить за состоянием полости рта.
2)На зубах человека со временем могут появиться повреждения, потому невидимые маленькие бактерии, живущие во рту, образуют кислоты, разрушаю зубную эмаль.
3)Нужно соблюдать гигиену полости рта, чтобы живущие во рту бактерии разрушали зубную эмаль.
4)В зубах могут образоваться дупла, поэтому необходимо каждый день чистить з
5)Зубная эмаль самый прочный материал, который создан организмом человека и невидимые маленькие бактерии не способны его разрушить.
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
поэтому
благодаря этому,
несмотря на это,
из-за этого
зато

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СЛЕДИТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
СЛЕДИТЬ, слежу, следишь; несов., за кем-чем и (устар.) что.
Смотреть, наблюдая. С. за полётом птиц. С. движения звезд.-
Наблюдать, вникая в развитие чего-н., ход чего-н. С. за успехами науки. С. за чьей-н. мыслью. С. за литературой. Следящие системы (системы автоматического управления; спец.). 1
Наблюдая, заботиться. С. за детьми. С. за собой (заботиться о своей внешности или здоровье).
Наблюдать чьи-н. действия с целью собрать какие-н. сведения, разоблачить, поймать. С. за нарушителем границы.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
слИвовый
нАчал
свеклА
красИвее
вероисповЕдание

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1) Рыжий пушистый кот был любимцем всей семьи, и поэтому ему всегда прощались все ПРОДЕЛКИ.
2) Решения о ВЫДЕЛЕНИИ земельных участков под строительство многоэтажных жилых домов принимались местными властями.
3) Прежде чем начать свою обличительную речь, Виталий благоразумно отошёл от противника на ПОЧТИТЕЛЬНОЕ расстояние.
4) Покупая АБОНЕНТ, слушатели получают возможность посещения шести концертов по цене одного входного билета.
5) Торжественную мессу Бетховена, которую композитор написал по заказу из Лондона, впервые ИСПОЛНИЛИ в Петербурге.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ночные ВЫЗОВА БОЛЕЕ СИЛЬНЫЙ голос
ДВУХТЫСЯЧНЫМ годом ВЫСОЧАЙШИЙ подъём
пять ВЁСЕН

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Каждый, кто читал повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», сочувствуют главным героям.
Б) О творчестве великого
композитора П.И. Чайковского повествуется в рассказе К.Г. Паустовского «Скрипучих половицах».
Иллюстрации к рассказам всем очень понравились, присланные на конкурс.
Г) Погасив свет, комната погрузилась во мрак.
Д) Благодаря состоявшегося
разговора с Гайдном решение Бетховена учиться у знаменитого композитора и ехать в Вену укрепилось.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
нарушение связи между подлежащим и сказуемым
нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
4) ошибка в построении предложения с однородными членами
5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:
А
Б
В
Г
д








8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
Разг..реться оштр..фовать
прил.. гать прик снуться
к..ламбур
9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пр..шелец, пр..успел бе..печный, и..дать преследую, пр..пасы о..данный, на..пись
под..шёл, с..звучие
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
Завистл..вый глянц..вый
овлад.. вать ключ. .вой
затм..вать
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
Раста..шь
Отлаж..нный
Тревож..шься
Подкле..нный
Колебл..мый
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Если бы мы (НЕ)ДОГЛЯДЕЛИ, лодка наполнилась бы водой.
В саду ещё (НЕ)РАСКРЫЛИ свои бутоны розы.
Желанная свобода (НЕ)ДОСТИГНУТА.
Прежние владельцы, (НЕ)ИМЕВШИЕ похвального любопытства заглядывать в старинные книги, оставили их на чердаке.
Друзья часто обсуждали, как они будут исследовать новые, ещё (НЕ)ОТКРЫТЫЕ земли.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
1) Оказалось, что как раз (ПО)ЭТОМУ оврагу отряды шли тогда на Кричев, ЧТО(БЫ) срезать путь.
2) Хорь живёт (В)СТОРОНЕ от других мужиков, ПОТОМУ(ЧТО) он умный.
3) Я зашёл к моим бывшим соседям, (С)ТЕМ ЧТО(БЫ) сказать им самые тёплые слова благодарности.
4) (ПО)ТОМУ, (НА)СКОЛЬКО в стране налажено библиотечное дело, можно судить об уровне общей культуры.
5) (В)ПОЛНЕ понятно, что для сохранения чистоты искусственного водоёма (С)НАЧАЛА следует полностью избавиться от сорняков, которые сохранились на его берегах.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Дом стоял несколько в стороне от леса: стены его тут и там были подновле(1)ы свежими лесинами, деревя(2)ые рамы окон покраше(3)ы белилами, меленькое крылечко сбоку, изукраше(4)ое резьбой, ещё пахло смолой.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить
ОДНУ запятую.
1. Я так ясно вижу её и наяву и во сне.
2. Интуиция помогает писателям-историкам воссоздать не только подлинную картину жизни прошедших эпох но и самый их воздух.
3. Заря уже чуть приподняла на востоке тёмный полог ночи и осветила край неба ещё пока что очень далёкой голубизной.
4. В свободные и редкие часы отдыха он думал над всем услышанным и никак не мог прийти к определённому решению.
5. Подевались куда-то и свежая прохлада и сверкание росы.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны
стоять запятые.
Среди очень высоких и тенистых деревьев (1) росших вокруг дома (2) переходя далее в густой лес (3) мы не сразу были замечены единственным человеком (4) гулявшим здесь.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в 17 предложениях должны стоять запятые.
Всё (1) казалось (2) ему удивительным и загадочным, а будущее непонятным.
К концу дня солнце (3) казалось (4) истончилось.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны
стоять запятые.
По вечерам (1) когда затихал ветерок (2) и от нагретой земли исходило тёплое парение (3) такая наступала кругом благодать (4) и так всё казалось прочным и вечным (5) что ни во что не верилось.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в 19 предложении должны стоять запятые.
Я пил чай в таком волнении (1) что не помню (2) ни с чем были эти булочки (3) ни почему
вдруг я вскочил (4) и заторопился (5) а Нина больше не пыталась меня удерживать.
15