Основы государственной политики по совершенствованию модернизации экономики


Луцковский А.Н.
Преподаватель экономических дисциплин,
ГБПОУ КК «Армавирский машиностроительный техникум»
Основы государственной политики по совершенствованию модернизации экономики.
Агрессия США против России является составной частью мировой гибридной (хаотической) войны, ведущейся Вашингтоном с целью удержания мирового лидерства в нарастающей конкуренции с Китаем. Россия избрана в качестве направления главного удара в силу сочетания объективных и субъективных обстоятельств.Объективно эскалация международной напряженности обусловлена сменой технологических укладов. В настоящее время на волне роста нового технологического уклад вперед вырывается Китай. Субъективно антироссийская агрессия объясняется раздражением американских геополитиков самостоятельным внешнеполитическим курсом президента России на мировую евразийскую интеграцию: от создания ЕАЭС и ШОС до инициатив по формированию единого экономического пространства от Лиссабона до Владивостока [1, с. 4].В послании Федеральному собранию президент России Владимир Путин весьма точно сформулировал приоритеты: страна должна быто готова к тем вызовам, которые могут возникнуть в ближайшем бедующем. Сегодня мы уже видим это воочию. Эффективно противодействовать давлению Запада, возможно только при технологической и экономической безопасности нашей страны.
Если брать научное определение, то технологическим укладом называется совокупность технологически спряженных производств, формирующих макроэкономическую воспроизводящуюся целостность. Каждая фаза роста технологического уклада – это длинная волна Кондратьева, то есть 20 – 30 лет подъема. Сейчас закончился очередной технологический цикл, который был основан на микроэлектронике, на информационных технологиях. Теперь наука подсказала новое направление развития – переход на нано уровень. Этот технологический уклад проник не только на уровень атомов, позволяя создавать новые материалы, но и на уровень клеток. Если кратко сформулировать концепцию национальной технологической инициативы и переходы в шестой технологический уклад, то это без сомнения аддитивные технологии и материалы. Аддитивные технологии позволяют повысить производительность трудапочти в двадцать раз и приблизить коэффициент использования материала к единице, создать принципиально новые производственные технологии.
Еще один существенный момент, на котором необходимо заострить внимание, заключается в том, что повышение конкурентоспособности продукции базируется на неразрывности материала – технологии – конструкции. То есть, приступив к созданию материала, нужно четко понимать, для какой конструкции он предназначен и как применяется. У нас остается хороший научно-технический потенциал в таких отраслях: медицине, ядерной физике, атомной промышленности, ракетно-космических технологиях и даже инженерии.
Для реализации политики модернизации необходима программа государственной поддержки и выработки стратегии определяющего развития представляющая процесс: сочетания научных исследований, кредитования опытных разработок, венчурного финансирования инновационных проектов затем кредитования уже производственных мощностей. Должна работать много эшелонированная система государственной поддержки инновационной и инвестиционной активности [2, с. 21].
Государственная программа по развитию технологий и инновации предусматривает следующие шаги.
Необходимо выделить стратегически и социально значимые предприятия: в отношении первых не допускается переход под контроль иностранного капитала или закрытия. Государственную поддержку частным предприятиямможно представлять только под залог пакетов их акций. При невозврате государственной поддержки изымать эти акции в гос собственность для последующей модернизации.
Представлять государственную поддержку предприятиям, научным центром только под личную (в том числе имущественную) ответственность их руководителей.
Любая поддержка бизнеса (включая протекционизм) должна сопровождаться его встречными обязательствами перед государством по производству продукции (или оказанию услуг) в определенном объеме, в определенные сроки, по определенным ценам. Невыполнение обязательств должно вести к образованию долга перед государством в размере стоимости непроизведенной (или произведенной, но не того качества или целого диапазона) продукции.
Создать Агентство передовых технологий, занимающихся поиском перспективных технологических разработок, доведение их до уровня промышленных образцов и последующую коммерциализацию и Агентство экономической реконструкции, концентрирующее всю помощь финансовому сектору и управление всем государством для реализации всех стратегических задач развития страны.
Необходимо перейти к системе пятилетних планов развития страны (на основе индикативного планирования) увязывая в них отраслевые и территориальные программы развития (ныне не согласованные) выделяя приоритеты развития и набор «локомотивных государственных программ: электроника, программирование, самолетостроение, ядерные технологии, биотехнологии, новые материалы.
Необходимо стабилизировать ситуацию на финансовом рынке. Все последние годы Центральный банк РФ искусственно ограничивает денежную массу, что как раз создало привилегированные условия для внешних кредиторов и иностранных инвесторов. Введение Западом антироссийских санкций дает нам уникальную возможность и даже ставит перед необходимостью замещение внешних источников кредитов внутренними, создать суверенную финансовую систему, которая будет отвечать развитию собственного производства. В подходе Столыпинского клуба, представленного Б. Титовым, этим вопросом уделено первостепенное внимание. Этот подход содержит все необходимые составляющие макроэкономической политики роста и соответствует мировому опыту [3, с. 21].
Он основывается на правильном понимании сложности взаимосвязей между динамической денежной массы ростом производства и инфляции. В его основе лежит прагматическое использование всех имеющихся инструментов государственного регулирования рыночной экономики в целях ее модернизации и роста, что одновременно должно обеспечить скорейший вывод российской экономики на устойчивый рост с темпом 4% ВВП за счет опережающего роста инвестиционной активности, финансируемого посредствам целевой кредитной эмиссии. Вывоз около 50 миллиардов в год капитала в офшоры и эмиграция около 200 тысяч специалистов за последние три года свидетельствует о неспособности действующей модели управления экономикой России обеспечить полное использование имеющихся в стране ресурсов.
Изменение налоговой и кредитной политики. Главная беда современной налоговой системы – она стимулирует не модернизацию и даже не сырьевое производство, а потребление и импорт роскоши. Для направления этого нужна прогрессивная шкала налогообложения: богатые должны платить по более высокой ставке, чем бедные. Налог на прибыль должен взыматься с реальной прибыли, а расходы на производство – полностью относится на себестоимость. Так, в Канаде даже покупая диван для офиса, считается инвестицией в фирму, и расходы на него не облагаются налогом на прибыль. Таким образом, государство стимулирует вкладывать не в личное потребление, а в развитие бизнеса.
Уровень налогообложения должен зависеть от вклада в производство стоимости. Минимально надо облагать тех, кто создает сверхстоимость, выходит в новый технологический уклад и создает фундаментальные технологии, обеспечивая технологический суверенитет страны.
На втором уровне те кто проводит реиндустриализацию, создает суверенную российскую технологическую базу.
На третьем – остальной реальный сектор, включая «отверточную» сборку.
Последний уровень – перераспределение, включая торговлю: оно должно облагаться максимально.
Для успешной реализации инновационной политики необходим доступ к «дешевым» кредитам. В России очень дорогие кредиты Банки предлагают инвестиционные кредиты под 14% годовых на несколько лет – это считается дешево, но такие проценты делают реальную модернизацию невозможной. В развитых странах под 4% выдаются потребительские кредиты, инвестиционные для серьезных предприятий – это 1,5%годовых и даже меньше. Это значит, что зарубежные коллеги могут вкладываться в менее рентабельные, более долгосрочные проекты, делать более смелые инвестиции и в конкурентной гонке имеют более высокую скорость обновления и модернизации.
Кардинально изменить систему образования, так как совокупность прорывных технологий будет коренным образом менять мир. К примеру, сегодня на стыке биоинженерных и информационных технологий компанией «Майкрософт» начата разработка биологического компьютера. От того в каком направлении будут двигаться эти технологии будет зависеть не только развитие промышленности технологии, но и здоровье людей.
В этой связи на первый план выходит качество образования новых образовательных программ в учебных заведениях и направлений следования в науке, отвечающие современному вектору развития нашей цивилизации. Наше образование должно быть нацелено именно на развитие науки экономики производства, на подготовку и воспитание творца, а не потребителя.
Россия способна вернуть, утраченное технологическое лидерство.С природными ресурсами, обширной территории и человеческим потенциалом, нет ничего невозможного, несмотря на сложную внешнеполитическую и экономическую ситуацию. Единственный ресурс, которого уже практически не осталось – это время, которое, как известно не ждет.
Список литературы.
Глазьев С.Ю. О неотложных мерах по укреплению экономической безопасности России и выводу российской экономики на траекторию опережающего развития М.: Институт экономических стратегий, 2015.
О стратегии развития Экономики России / Научный доклад под ред. С.Ю. Глазьева. М.: Национальный институт развития, 2011.
Мельников Р. М. Проблемы теории и практики государственного регулирования экономического развития регионов: Монография. – И.: Изд-во РАГС, 2014.

1 Луцковский Андрей Николаевич 2 ГБПОУ КК «Армавирский машиностроительный техникум» 3 Преподаватель 4 - 5 352926 Армавир, п. Юбилейный, Ставропольская 4, кв. 4. 6 89180381728 7 lutskovskiy-a@mail.ru8 Государственное управление и регулирование экономикой 9 Государственное управление экономикой при переходе к новому технологическому укладу. 10 Заочная форма 11 Да