Конспект урока истории законотворческая деятельность Екатерины Второй

Законотворческая деятельность Екатерины II
С самого начала правления Екатерина II начала стремиться к достижению внутренней устроенности государства. Она считала, что несправедливости в государстве можно искоренить с помощью хороших законов. Екатерина II задумала принять новое законодательство вместо Соборного Уложения Алексея Михайловича 1649 г., которое бы учитывало интересы всех сословий. С этой целью в 1767 г. была созвана Уложенная Комиссия.
Екатерина II была европейски образованной женщиной и разделяла взгляды западноевропейских мыслителей на крепостничество как антигуманное явление. Но ко времени вступления на престол она хорошо изучила страну и общество, которой она теперь управляла. Она понимала, что между отвлеченными рассуждениями западноевропейских просветителей о свободе и российской реальностью - огромная разница. Около половины помещичьих крестьян находились на положении рабов. На крепостном праве держалось все помещичье хозяйство. Крепостное право стало привычным, будничным явлением, естественным состоянием для крестьян. Кроме того, Екатерина была убеждена, что русский народ духовно не развит и пока не готов сам заботиться о себе. К столь радикальным изменениям в судьбе, как отмена крепостного права, его нужно готовить постепенно в течение длительного времени. Россия была не готова к новому общественному устройству, и ставить вопрос об отмене крепостного права в России она не могла. 
Так же необходимо отметить, что не весь период правления Екатерины Великой носил просветительский характер. Екатерина хотя и увлекалась возвышенными идеями, но никогда не пренебрегала реальностью и земными интересами.
Известны мнения некоторых историков, сомневающихся в истинно реформаторском духе императрицы. Так, например А.Б. Каменский пишет: «создаётся впечатление, что разговоры о просвещении и либеральной фразеологии, которой пользовалась императрица, были лишь завесой, за которой она скрывала своё тщеславие, властолюбие и реакционные, в сущности взгляды». В подтверждение своей теории А.Б.Каменский приводит высказывание А.С. Пушкина, который называет императрицу «Тартюфом в юбке и короне». Историк Карамзин наоборот прославляет деяния Екатерины Великой и не видит недостатков в её правлении. Несмотря на различия во мнениях, Екатерина II, благодаря политике просвещенного абсолютизма, активной законотворческой и реформаторской деятельности, приобрела славу мудрой правительницы, авторитет, которой, в мире был непререкаем. Всё это благодаря не только блестящей внешней, но не менее интересной внутренней политике.
В самом начале своего правления Екатерина II пришла к выводу, что в стране не установлено единообразных правил, а законы, изданные в разное время и разными правителями зачастую противоречат друг другу, а потому необходимо было привести российское законодательство в порядок. Для того, что бы составить единый свод законов и правил для всего населения огромной империи, правительница взялась изучать труды самых ярких просветителей того времени. Главными из них стали Монтескье «Дух законов» и Бекара «О преступлениях и наказаниях». Книгу Монтескье Екатерина II называла молитвенником государей, имеющих здравый смысл.
Более двух лет Екатерина изучала труды великих современников и писала собственный труд. «Наказ» - детище императрицы, был готов уже к 1767 году. По своей сути «Наказ» это тщательно переработанная компиляция, составленная из работ излюбленных императрицей авторов.
Текст «Наказа» состоял из 22 глав и 655 статей. В «Наказе» четко обосновывались политические принципы Российского государства, как абсолютного государства: власть монарха, принцип деления общества на сословия. Всё это вытекало из «естественного права одних повелевать, а других подчиняться. Место дворянства в «Наказе» определялось как «средним властям», задачей которых было помогать монарху в управлении государством, некое подобие современной исполнительной власти. Монарх надзирает за работой «средней власти». Идеальной формой правления признавалась монархия. Задача монарха консолидировать общество, издавать и толковать законы, в его руках ничем не ограниченная власть. Эти постулаты Екатерина Вторая объясняла ссылаясь на русскую историю.
По мнению самой императрицы, существование власти направлено не на то, что бы отнять у людей свободу, а для того что бы верно направлять действия своих подопечных на достижение всеобщего блага. В цело понятие «свобода» трактуется в «Наказе», как право делать то, что разрешено законом. Свобода это «спокойствие духа», проистекающее от сознания собственной безопасности, и имеет скорее политический, нежели личный характер.
В «Наказе» закон – главный инструмент управления обществом. Закон должен быть сообразен «духу народа», т.е. соответствовать менталитету, что бы его исполнение было сознательным. Хотя в тексте «Наказа» четко прослеживается сословное неравенство русского народа, всё - таки Екатерина II отмечала, что за уголовные преступления должны отвечать одинаково все сословия.
В 1768 году в дополнение к «Наказу» была проанализирована вся финансовая система Российской империи, были перечислены все основные цели государства в данном направлении. Задача «финансов» обеспечить «общую пользу» и «великолепие престола».
По мнению В.А. Томсина Екатерина Вторая ухе, как автор «Наказа» может быть отнесена к плеяде российских правоведов второй половины восемнадцатого века.
Екатерина II желала создать принципиально новое законодательство, а не приводить в систему старое. О старых русских законах, действующих при ней, она отзывалась резко, считая их вредными и систематизировать их не хотела. Она хотела установить отвлеченные общие правила, принципы законодательства и думала, что это ей удастся. «Можно легко найти общие правила, - писала она Вольтеру в 1767году, - но подробности?.. Это почти всё равно, что создать целый мир».
В этой работе Екатерина отказалась от помощи бюрократии, потому, что чиновничество выросло на старых законах и знало лишь правительственную практику, а не народные нужды. «Лёгкое» дело, как она думала, установление принципов будущего кодекса Екатерина взяла на себя.
В своём Наказе императрица утверждала, что единственно возможной для России формой правления является самодержавие («Наказ» глава II, п. 9, смотреть приложение I). Так она считала, потому что страна была обширной, и потому подчиняться одной власти лучше, чем многим господам. В Наказе написано: «Россия есть европейская держава», следовательно, по её мнению Россия до этого жила по чуждым ей нравам, которые следовало переделать на европейский лад. Екатерина Великая внесла в русские законы общеевропейские начала. Она говорила, что так как эти законы европейские они не могут быть чуждыми России, хотя могут таковыми показаться из-за своей новизны. Так она пыталась оправдать либеральность и отвлечённость от русской жизни своих принципов.
После обсуждения Наказа многими государственными деятелями, напечатано было менее четверти того, что составила императрицы. Возражения выбранных ею цензоров были направлены на то, что было либерально, и против того, не соответствовало русским традициям и привычкам. Эти возражения заставили её отказаться от самых значимых деталей Наказа.
Наказ, сокращённый и прошедший цензуру, после опубликования произвёл очень сильное впечатление, как в России, так и за рубежом. Например во Франции его даже запретили.
Наказ содержал 20 глав (21 и 22 главы были написаны позже в 1768 году) и более 500 параграфов и кратких статей. Их содержание охватывает все важнейшие вопросы законодательства, положения различных сословий, судопроизводства, гражданского права и многое другое. В понимании самой Екатерины II Наказ всего лишь изложение основных принципов, которыми следует руководствоваться государственному человеку, пишущему законы.
Для составления нового кодекса законов, манифестом 1766 года были приглашены представители разных сословий и присутствующих мест. Это собрание получило название «Комиссия для сочинения проекта нового Уложения». Мысль о созыве подобной комиссии всецело принадлежала самой императрице. Она была навеяна чтением западноевропейских мыслителей, в особенности Монтескье. В руководство комиссией был написан Большой Наказ. В нем в самых общих, порой даже туманных чертах описывались те идей и вопросы, которые по мнению Екатерины Великой, должны были быть разрешены самой комиссией. Саму императрицу немало занимал вопрос о составе самой комиссии. Тот план. Который был составлен князем Вяземским, обер – прокурором Всеволожским и генерал – рекетмейстером Козловым и Кузьминым, был ею значительно изменён. По процедуре выборов, депутатов должны были прислать отдельные сословия: Дворяне, горожане, казаки, свободные сельские обыватели. Духовенство не имело в комиссии депутатов и митрополит Димитрий (Сеченов) был представителем Синода, а не духовенства, как и другие представители государственных учреждений.
В эту комиссию вошли представители уездов, провинций отдельного племени, присутствующего места. Одни избирались по - сословно (дворяне и крестьяне), другие по месту жительства (горожане – домовладельцы, инородцы). Частновладельческие крестьяне не могли избирать своих представителей в совете. Это резко отличает состав комиссии от состава земских соборов, где духовенство играло главенствующую роль. Впрочем практика показывает случаи, где имеет место и обход процедуры выборов. Например в Угличе духовенство принимало участие в выборах и составлении депутатских наказов. В Санкт – Петербурге и Москве выборы были всесословными, причем не без ведома императрицы. Такие выборы были исключением, обычно депутаты от городов избирались городскими обывателями: купцами, цеховыми ямщиками, канцелярскими чиновниками и прочими. Так же были случаи, когда города посылали большее количество депутатов, чем полагалось, и были случаи когда обыватели всеми правдами и неправдами старались откреститься от этой обязанности и не посылали депутатов вовсе.
Депутаты на время пребывания в совете обеспечивались казённым жалованием, и должны были привести с собой инструкцию с просьбами и пожеланиями от своих избирателей. Такие инструкции назывались депутатскими наказами, а Наказ Екатерины II назывался «большим Наказом». Депутаты навсегда освобождались от телесных наказаний, казни, конфискаций, за обиду нанесённую депутату, обидчик нёс двойное наказание.
30 июля 1767 года в Грановитой палате кремля в Москве собрались 565, прибывших на совет, депутата. Треть из них представляла дворянство, 100 человек из сельского класса и 28 представителей присутствующего места. На общем собрании были выделены комиссии, которые должны были провести вспомогательные работы. Дирекционная комиссия руководила занятиями и была основой всего дела. Тем не менее, занятия частных комиссий и общего собрания не были четко определены, это внесло в общее дело путаницу и беспорядок, что стало первой преградой для общего дела. Следующим препятствием стал разбор депутатских наказов, которые необходимо было привести в систему, параллельно с наказами систематизировались уже действующие законы. Пока эти две важные работы не были выполнены, общему собранию нечего было делать.
На общее собрание Екатерина II возложила обязанности «читать законы и поправления, которые более стоит нужды», и «читать наказы, разобрав по материям и сделав выписку». Большинство депутатов не имели опыта подобной работы, что очень затрудняло дело. Например первые 8 заседаний комиссия читала Большой Наказ, производила обряд о поднесении Екатерине Второй титула «великой, мудрой матери отечества», далее с 8 по 15 заседание комиссия занималась прочтение 12 крестьянских наказов, 10 чтений понадобилось на прочтение законов о правах благородных, потом перешли в 36 заседании к чтению законов о купечестве. Собрание начало с чтения крестьянских наказов, не закончив с ними, приступило к чтению законов о дворянстве, затем о купечестве. Потратив более 60 заседаний, комиссия перешла к вопросам о правах остзейских дворян, но тоже не смогла довести их до логического конца. В процессе заседаний не происходило голосований за прочитанные законы, что сделало заседания комиссии абсолютно бесплодными.
Данное обстоятельство не смогло укрыться от глаз императрицы, так же ей стало известно о том, что комиссия вместо положенных 5 раз в неделю собирается всего 4, а то и реже, что очень разочаровало императрицу.
В конце 1868 года члены собрания были распущены по причине войны с Турцией. Екатерина II поняла, что затея с народными депутатами не удалась и решила продолжить свою законотворческую деятельность самостоятельно, без участия Комиссии, которая за полтора года своей деятельности не только не смогла осуществить своей главной задачи, но и даже не успела рассмотреть все депутатские наказы. Тем не менее, польза от этого всего мероприятия всё же была: в архивах сохранились все депутатские наказы, следовательно, мнения представителей всех сословий были высказаны. Комиссия показала, что и где надо исправить, к чему приложить принципы Екатерины II, о чем, прежде всего надо беспокоиться. Это факт послужил толчком для дальнейшей деятельности императрицы.

 Владимирова О.М. История. Полный справочник .- М.,2005. -С. 67
 А.Б. Каменский. От Петра I до Павла I.-М.1983.С.-206.
 А.С. Пушкин. Заметки по русской истории. - М.,1996.С.-17.
 В.О. Ключевский. О русской истории. - М.,1993.С.-514.
 В.А. Томсин. Императрица Екатерина II (1729-1796) // Российские правоведы XVIII-XX веков: Очерки жизни и творчества. В 2-х томах.  Зерцало.  М., 2007.  Т. 1.  С. 63-89.
 Н.П. Павленко. Екатерина Великая//Вопросы истории.- М.,1995.-№11.С.-22.
 Исаев И.А. История государства и права России.  М., 2006. – с. 112.
 В.О. Ключевский. О русской истории. - М.,1993.С.-545..
 МигуноваТ.Л. Екатерининский «Наказ» и «просвещённая « Европа. - Арзамас, 2001.-С. 77.
 Недосекин В. И. Наказы в Законодательную комиссию 1749 г. как исторический источник: Автореф. дис. канд. ист. наук. Воронеж, 1999. – С. 67

 Покровская И. М. Наказы от городов Сибири в Уложенную комиссию 1749 г. как исторический источник // Археографический ежегодник за 1998 г. М., 1998. – С. 321
 С.Ф Платонов. Лекции по русской истории.- М. :Высшая школа, 1993.С.-412.
 П.Н. Савицкий. Заметки по русской истории.//Вопросы истории.-2001.- №11-С.120