Конспект урока с презентацией по русскому языку на тему Правописание глаголов прошедшего времени 4 класс

Правописание глаголов в прошедшем времени 4Б
Цель: формирование речевой компетенции через освоение правильного написания родовых окончаний глаголов единственного числа в прошедшем времени
Задачи:
1. Образовательная:
- Систематизировать знания учащихся о глаголе.
- Учить правильному написанию родовых окончаний глаголов единственного числа в прошедшем времени.
2. Развивающая:
- Продолжать развитие приемов логического мышления: сравнения, анализа, классификации, подведение под понятие.
- Развивать орфографическую зоркость, память, речь в соответствии с языковыми нормами.
- Учить формулировать учебную задачу, работать в группах и парах.
- Осуществлять самооценку, взаимооценку.
3. Воспитательная:
- Воспитывать интерес к русскому языку, самостоятельность, творческую активность.
- Дать детям возможность ощутить радость успеха в проявлении своих знаний.
- Создавать условия для воспитания чувств взаимоподдержки, взаимовыручки, дружбы.
Тип урока: урок – обобщение .
Методы: наглядный, дифференцированный, словесный, самостоятельная работа.
Формы работы: фронтальная, работа в парах, дифференцированная.
Оборудование: опорные таблицы – схемы;
печатные листы для групповой работы;
индивидуальные печатные листы для самостоятельной работы.







Ход урока:
1. Организационный момент
- Поприветствуйте наших гостей. Урок русского языка.
- Каким бы вы хотели видеть урок? интересным, познавательным
- Для этого нужно помнить, что вы одна семья и от работы каждого зависит общее дело, его результативность.
2. Актуализация знаний учащихся. Словарно-орфографическая работа.
Цель: актуализация знаний, создание проблемной ситуации, при решении которой формулируется тема урока
1.Работа с загадкой и пословицами.
- Отгадайте загадку:
Не дерево, а с листочками, Не рубашка, а сшита, Не растение, а с корешком, Не человек, а с разумом.
Книга
- Как догадались?
- Назовите пословицы о книге.
Книга лучший друг.
Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
С книгой поведешься ума наберешься.
- Как понимаете ?
- Как книга попадает в руки детей?
Много людей трудились над созданием книги: рабочие, писатели, которые придумывают истории, художники, которые создают иллюстрации, водители.
- Назовите эти слова одним словом. Профессии
- Что такое профессия?
- Прочитайте объяснение по словарю С.И.Ожегова
ПРОФЕССИЯ – род трудовой деятельности человека, предмет его постоянных занятий, а также свидетельство наличия у него знаний и умений, опыта, позволяющих квалифицированно выполнять данный вид работ
- Можно ли сказать, что трудовая деятельность одного важнее другого?
- Почему?
Вывод: Каждый хорош на своем месте. Вы тоже были внимательные и старательные.
2. Минутка чистописания.
Цель: проверить умение определять букву по характеристике звука, заменять звуки буквами; красиво писать буквы, выполняя правильное соединение; выполнять синтаксический разбор предложения.
- Прочитайте 1 предложение:
Книга лучший друг.
Хорошая книга ярче звёздочки светит.
- Определите, какую букву мы повторим в минутке чистописания: эта буква в слове обозначает согласный, непарный, звонкий, твердый звук.
Лл ЛЛлл – продолжить цепочку
- Запишите 2 предложение во второй строке.
- Выполнить разбор по членам предложения.( Простое, повествовательное, невосклицательное, распространенное.)

Вывод: прилежно писали, соблюдали правила посадки при письме; грамотно выполнили синтаксический разбор предложения .
- Как вы могли бы связать букву -л с глаголом?

3. Систематизация и обобщение знаний учащихся
1. Мозговой штурм. Составление ассоциативного куста. Кластер
Цель: проверить знания правил о глаголе.
- Перед вами кластер «глагол».
- Чтобы связать в логическую цепь все ваши знания, мы попробуем составить кластер.
- Что это такое? Пучок, созвездие, гроздья.
- Какие ассоциации вам приходят на ум, когда слышите слово «глагол»?
что делать? что сделать? действие предмета время

вид число род главный член предложения

Вывод : молодцы ,все знания о глаголе собрали в единое целое.

2. Упражнение в определении глаголов прошедшего времени
Цель: развивать умение определять глаголы прошедшего времени с помощью вопросов
Слайд
- Прочитайте предложения и определите время глаголов.
Лесорубы пилят деревья. Водители вывозят деревья на лесовозах.
- Образуйте глаголы прошедшего времени в этих предложениях.
- Для этого что мы должны знать? Вопросы прош. времени
Слайд
На фабрике бумажную массу раскатали и свернули в рулоны.
- Найдите глаголы пр. в. Докажите. ( с вопросом)
Слайд
В типографии на бумаге напечатали книги, газеты, журналы.
Слайд
Водители отвезли книги в магазины и библиотеки.
Вывод: Хорошо потрудились рабочие, чтобы книга оказалась в руках детей, поэтому к их труду надо относится с уважением , надо беречь книги, значит , сохранять наши леса.
- Вы быстро определяете глаголы прошедшего времени с помощью вопросов.
- Тема урока
- Какие задачи на урок поставим?
3. Работа по карточкам. Словарно-орфографическая работа.
Цель: проверить знание орфограмм, развивать орфографическую зоркость
- Много людей потрудились над созданием книги, но есть специалисты, которые не дают прокрасться ошибкам в книги и учебники - корректоры.
И вам сейчас предстоит попробовать себя в роли корректора, но опасные места вам уже указали, надо только правильно вставить буквы.
- Проверка текста
Вывод: показали знание орфограмм, умеете ее доказать
Физминутка
Цель: эмоциональная разгрузка; закрепить знание временных форм глаголов.
Прошедшее время – присесть
Настоящее время – встать
Будущее время – подпрыгнуть
Прячется, слышит, спал, бежит, заговорит, слетел, радуется, исправим, проспит, вскрикнул, белеет, летит.
Вывод :сняли усталость, показали знание временных форм глаголов, активно выполняли задание.
4. Работа по группам
Цель : проверка усвоения изучаемого материала
- Продолжим работу по группам
-Вспомним правила работы в группах. Слайд
Работа по группам
Работать надо дружно, активно
Каждый имеет право высказать свое мнение
Нельзя перебивать одноклассников
Помни! Помогая другим, учишься сам.
- Кто говорит – ведущий, остальные – консультанты.
Проверка по группам
1 группа: найти глаголы прошедшего времени и поставить к ним вопросы
- Нашей группе дано задание . Правило и ответ
Пришла, придумал, срубили, отвезли, распилили, сварили, раскатали, свернули
- Почему у глаголов прошедшего времени разные окончания? (разный род)
Оценить.
2 группа: определить вид глаголов
- Глаголы совершенного вида Правило – ответ
Несовершенного вида берет, идет, отправляют
- Что общего во всех глаголах прошедшего времени? (суффикс -Л-)
Оценить
3 группа: найти глаголы прошедшего времени и определить число глаголов
- Правило: глаголы прошедшего времени изменяются по числам: ед. ч. или мн. ч.
Пришла, придумал.
Срубили, отвезли, распилили, сварили, раскатали, свернули
- Что общего у глаголов, которые имеют окончание –И? (мн.ч.)
Самооценка.
- Оцените работу группы по следующим критериям
1.    Быстро, правильно и самостоятельно.
2.    Правильно, но медленно.
3.    Правильно, но с помощью других.
4.    Быстро, но неправильно.
Вывод: глаголы прошедшего времени отвечают на вопросы что делал? , что сделал?, бывают совершенного или несовершенного вида, ?, изменяются по числам
5. Работа в парах ( в тетради)
Цель: упражнение в образовании разных форм глаголов прошедшего времени, в правильном написании окончаний глаголов в прошедшем времени.
а) – Образовать форму глаголов прошедшего времени единственного числа м. р. ж. р. ср.р., выделить окончание
1 вариант: срубили, отвезли, распилили
2 вариант: сварили, раскатали, свернули

- Поменяйтесь тетрадями (взаимооценка на полях)
- Сравните с эталоном Слайд
Срубили – срубил, срубила, срубило
Отвезли – отвёз, отвезла. отвезло
Распилили – распилил, распилила, распилило
Сварили – сварил, сварила, сварило
Раскатали – раскатал, раскатала. раскатало
Свернули – свернул, свернула, свернуло
Вывод: глаголы в прошедшем времени изменяются по числам, в единственном числе по родам

- Все ли глаголы одинаково образованы? Отвёз без суффикса – л
Вывод: - Не во всех случаях в глаголах прошедшего времени присутствует суффикс – л - ; берег, нес, пек, рос, сох и ..
- При образовании глаголов прошедшего времени от глаголов неопределенной формы на –чь- (-ти-) происходит чередование конечного согласного корня (основы); прошедшее время образуется без суффикса - л
- Как же изменяются глаголы прошедшего времени?
- Глаголы прошедшего времени изменяются по числам, а в единственном числе изменяются по родам (мужской, женский, средний род)
б)Творческая работа. Составление рассказа по прочитанной книге.
Цель: формирование умения правильно употреблять слова в речи, используя глаголы прошедшего времени.
- Составить рассказ, употребляя несколько глаголов прошедшего времени .
Прочитал, узнал, научила
- Определить число, вид, род.
- Разобрать глаголы прошедшего времени по составу. Проверка.
Вывод: правильно строили предложения, использовали распространенные предложения; в своем мини-сочинении употребляли глаголы прошедшего времени.
4. Домашнее задание: карточки по уровням
5. Итог урока. 
- Над какой темой сегодня работали на уроке?
– Как изменяются глаголы прошедшего времени?
( по числам, в ед. ч. – по родам)
- Какие окончания у глаголов прошедшего времени во множественном числе? - и
- Какие окончания у глаголов прошедшего времени в единственном числе?
- а , - о, -
- Как правильно определить окончание глагола прошедшего времени?
6. Рефлексия.
 - Какое задание понравилось больше других? Почему?
- Какие задания вызвали затруднение?
- С каким настроением заканчиваем урок?
- Вот и подошел к концу урок. Сегодня на уроке мы повторили всё, что нам известно о глаголе , о правописании глаголов в прошедшем времени. И это удалось сделать в результате вашей активной работы. На уроке дружно и творчески работали.
- Оцените свою работу по таблице самооценки.

И закончить урок мне хотелось бы небольшой притчей.  Зимой один хозяин каждое утро чистил дорожку перед домом от снега. И как бы рано он не вставал, у соседа уже была аккуратно утоптанная дорожка.  - Послушай, сосед, а когда ты успеваешь, снег перед домом убирать? – поинтересовался однажды он.  - Да я его никогда не убираю! – Это ко мне друзья ходят!  Пусть только в дружеском споре рождается истина, а добрые качества помогут вам добывать главную награду: знания.












Приложение
Книга.
Откуда пришла книга? Кто придумал чудо из чудес?
Жизнь книги берёт начало в лесу. От дерева до книг длинный путь. Люди срубили деревья. Отвзли на фабрику. Рабочие расплили их, сврили бумажн тесто. Потом массу расктали в тонк полосы, свернули в рулоны. Готов бумагу отправляют на книжн фабрику.
Там есть наборный, печатный и переплётный цехи. Отсюда книга идёт в библиотеку, магазин, а потом к читателю.


Книга.
Откуда пришла книга? Кто придумал чудо из чудес?
Жизнь книги берёт начало в лесу. От дерева до книг длинный путь. Люди срубили деревья. Отвзли на фабрику. Рабочие расплили их, сврили бумажн тесто. Потом массу расктали в тонк полосы, свернули в рулоны. Готов бумагу отправляют на книжн фабрику.
Там есть наборный, печатный и переплётный цехи. Отсюда книга идёт в библиотеку, магазин, а потом к читателю.

Книга.
Откуда пришла книга? Кто придумал чудо из чудес?
Жизнь книги берёт начало в лесу. От дерева до книг длинный путь. Люди срубили деревья. Отвзли на фабрику. Рабочие расплили их, сврили бумажн тесто. Потом массу расктали в тонк полосы, свернули в рулоны. Готов бумагу отправляют на книжн фабрику.
Там есть наборный, печатный и переплётный цехи. Отсюда книга идёт в библиотеку, магазин, а потом к читателю.



Прочитайте текст, где нужно, вставьте частицу НЕ.

Береги книгу! бери ее грязными руками и клади на грязный стол.

перегибай книгу и загибай у нее листов. Если ты взял книгу в

библиотеке, то забудь вернуть ее в срок.




Прочитайте текст, где нужно, вставьте частицу НЕ.

Береги книгу! бери ее грязными руками и клади на грязный стол.

перегибай книгу и загибай у нее листов. Если ты взял книгу в

библиотеке, то забудь вернуть ее в срок.




Прочитайте текст, где нужно, вставьте частицу НЕ.

Береги книгу! бери ее грязными руками и клади на грязный стол.

перегибай книгу и загибай у нее листов. Если ты взял книгу в

библиотеке, то забудь вернуть ее в срок.




Прочитайте текст, где нужно, вставьте частицу НЕ.

Береги книгу! бери ее грязными руками и клади на грязный стол.

перегибай книгу и загибай у нее листов. Если ты взял книгу в

библиотеке, то забудь вернуть ее в срок.

Заголовок 115