Классный час Молодежные субкультуры


Классный час в 8 классе 25.10.2013г.
«Молодёжные субкультуры
как средство выражения личности»
Цель: познакомить учащихся с видами молодежных субкультур.
Задачи: выяснить исходный уровень информированности учеников по проблеме «молодежные субкультуры»; повысить уровень информированности учащихся по проблеме «молодежные субкультуры»; воспитывать чувство толерантности к различным видам субкультур; мотивировать к дальнейшему самостоятельному поиску информации о «молодежных субкультурах»; проверить уровень усвоения информации.
Методы: рассказ, диспут.
Структура классного часа:
I. Организационный момент.II. Актуализация проблемы.
III. Информационный блок.
IV. Диспут.
V. Заключение
VI. Рефлексия.
Ход классного часа
организационный момент
Здравствуйте, ребята, я очень рад вас видеть. В начале нашего занятия давайте встанем в круг и познакомимся друг с другом. Знакомиться будем необычным способом. Каждый из вас скажет о себе какое-нибудь прилагательное, вас характеризующее. Например: «умный».
После того как познакомились, нужно выбрать звездочку по цветам и сесть по группам за столы. За каждым столом свой цвет.
актуализация проблемы
Ребята, проблему, которую мы сегодня затронем на классном часе – я поднял неспроста. Мы все с вами общаемся дома, в школе, на улице. Круг наших друзей и знакомых разный. Каждый отличается от других внешностью, физическим развитием, своими взглядами, интересами, увлечениями. В последнее время появляются все больше организаций, объединений подростков по интересам. И меня, честно говоря, пугают эти группы, потому что я о них ничего не знаю. А для того, чтобы вас принимали, общались с вами, вы должны быть, так сказать, в «теме».
Поэтому мы сегодня с вами поговорим о молодежных субкультурах. Что такое субкультура? Если говорить своими словами: Это объединение подростков в группу, организацию с едиными интересами. Субкультура — это особая сфера культуры, которая отличается системой ценностей, обычаями, нормами, традициями; своеобразный клуб по интересам, в котором принято встречаться, вместе проводить время.
Ну, что, ребята, давайте начнем наше увлекательное путешествие по разновидностям субкультур!
Существует множество молодежных субкультур, Давайте разбираться будем вместе.
Вопрос: - А скажите ребята, какие знаете вы субкультуры? информационный блок.
Посмотрите на экран. Здесь приведена классификация молодежных субкультур.
После объяснения классификации работа в группах. Каждой группе выдается задание: рассказать другим группам с помощью информационных листов о своей субкультуре (история возникновения, стиль одежды, музыка, взгляды). На изучение листов и подготовку ответов отводится 5 минут. Вместе с рассказами групп идут дополнительные слайды с фотографиями субкультур.
ЭМО
Эмо это сленговое определение субкультуры, которое произошло как сокращение от прилагательного эмоциональный.
Идеология эмо сосредоточена вокруг внутренних ощущений и эмоций человека. Основные понятия эмо: грусть, тоска и любовь. В более широком смысле быть эмо означает находиться в печали и писать стихи. В поэзии речь идет о таких чувствах, как смятение, подавленность, одиночество, тоска, злость оттого, что индивидуум не понят, чувство обособленности от всего окружающего мира.
Эмо часто вызывают ассоциацию со слезливыми подростками, которые постоянно вздыхают и пишут стихи. Эта ассоциация приобретает реальную почву из-за их стиля.
Одежда, волосы, макияж и украшения очень темных цветов или оттенков черного это самая популярная модная тенденция среди представителей эмо. Другие популярные виды одежды это облегающие и/или кожаные штаны (прямые джинсы-трубы) одинаковые как на особах мужского, так и женского пола, обтягивающие футболки, на которых обычно красуется имя музыкальной группы, широкие ремни с большими заклепками и пряжками. Мужчины также могут носить брюки женского покроя. Обувь обычно черного цвета, на манер кедов. От готов эмо отличает сочетание в одежде черного и розового цветов: характерной иллюстрацией являются гетры в черную и розовую полоску. В прическе челка скошена на один бок, волосы обычно прямые и выкрашены в черный цвет. Глаза подведены черным и закрыты массивными очками с широкой оправой. Фишкой внешнего вида являются разнообразные значки и браслеты.
ГОТЫ
Субкультура готов это современное течение, которое свойственно многим странам. Зародилось оно в Великобритании в начале восьмидесятых годов прошлого века на фоне популярности готик-рока – ответвление одного из жанров постпанка. Ее образы ориентированы на литературу готического стиля, датируемой девятнадцатым веком.
Готическая музыка объединяет множество стилей. Общая тенденция заключается в печальных, иногда даже скорбных, мистических мотивах в музыке и внешнем виде. Стиль одежды внутри субкультуры может варьироваться от панковского до средневекового, кроме того, здесь можно встретить наряды викторианской эпохи или ренессанса. Иногда все эти стили собираются в одну гремучую смесь, оформленную в черных тонах, равно как цвет волос и грим.
Характеристики этой субкультуры включают в себя ненасилие, пассивность и толерантность. Средства массовой информации иногда ошибочно ассоциирую готов с насилием, ненавистью к различным меньшинствам, идеей превосходства белых и другими проявлениями нетерпимости, однако на деле это не так. Готы принципиально аполитичны. Они не создают никаких политических лозунгов и не поддерживают силы или блоки в политике. Особое ударение в этой субкультуре ставится на личном, а не общественном, она тяготеет к интеллектуальности.
ПАРКУР (трейсеры)
Паркур (fr. Le Parkour) – «Искусство преодоления препятствий» основанное в 1987 году Давидом Беллем и Себастьяном Фуканом. В основу данного спортивно-экстремального увлечения молодежи легли акробатика, боевые искусства и скалолазание.
Под паркуром следует понимать определенные движения человека связанные с перемещением, в которых он преодолевает различными способами (для удобности они названы трюками) материальные препятствия, нередко совмещая это с бегом.
Свобода в паркуре (его основное ядро) — означает свободу во всем – в том, как трейсер одевается, что слушает, как думает, как перемещается, где и с кем дружит и т. д. В паркур может прийти любой, независимо от возраста и пола.
Верхняя одежда паркуриста должна обладать эластичностью и не стеснять движений. Многие спортсмены любят толстовки с капюшоном, которые смягчают неприятные ощущения при выполнении рола.
Стиль для паркуриста имеет минимальное значение. Вся одежда трейсера должна хорошо "дышать". Быть свободной, но ни в коем случае ни за что не цепляться. Одним словом, обычная спортивная одежда. Среди трейсеров популярны "бини", круглые шапочки, которые придерживают волосы и немного защищают голову. Но не следует путать паркур с анархией – все мы живем в обществе, и следует уважать законы общества.
СКИНХЭДЫ
Оригинальная субкультура скинхэдов возникла во второй половине шестидесятых годов в Великобритании и впервые начала угасать уже в начале семидесятых. Однако оказалось, что до конца себя она не изжила и, перенеся кризис семидесятых годов, постепенно разошлась по другим странам. В пределах широкого названия одной субкультуры сформировалось множество направлений. В России наиболее ярко представлены более агрессивные из них, что может быть вызвано, впрочем, обилием приезжих людей, составляющих национальные меньшинства.
Одним из течений скинхэдов являются нацисты или «Вайт-пауэр» (то бишь «белая сила» в переводе с английского). Это расисты, ультранационалисты с легким политическим уклоном. Многие скинхэды-нацисты не имеют никакого отношения к оригинальной субкультуре, возникшей в шестидесятые года из соображений стиля и интересов. Другие скинхэды могут относится к ним весьма непривественно. Выдержанный ими стиль носит окраску агитационного, который приводит примеры унижения нации лицами других национальностей, а также призывает бороться за национальные свободы. У таких скинхэдов существует четко очерченная программа по очищению нации, а также распределению общества, согласно этическим нормам, на слои, где обязательно представлены воины и рабочий класс.
Главным внешним признаков скинхэдов является их прическа. Головы у мужчин могут быть не обриты, но очень коротко подстрижены. На ногах – обувь, которая напоминает армейскую, очень ноская, часто с титановыми пластинами. В одежде националистов также присутствует свастика или перекрещенные молот, кельтские руны, викинги, символы ку-клукс-клана или другая нордическая символика. У представителей этого направления в большом почете татуировки. В восьмидесятых годах татуировками нередко украшали лбы или затылки.
Вопрос: Как вы думаете, для чего мы прослушали эту информацию?
Вывод: Итак, ребята, мы с вами ознакомились с 4 основными субкультурами. Их очень много, но мы выбрали именно эти как наиболее распространенные в наше время и абсолютно не схожие друг с другом. Я бы сказал, противоположные по своей сути. И ознакомились мы с ними для того, что ориентироваться в них, знать основные направления музыки, взгляды, одежду, атрибутику.
ДИСПУТ
Теперь давайте вместе, сообща, подумаем о положительных и отрицательных сторонах этих субкультурах. Возьмем две из них. На доске записываем все «за» и «против». Проговариваем.
Вопрос: Для чего мы сейчас выясняли положительные и отрицательные стороны этих групп?
Вывод: «Плохо» или «хорошо» — это вопрос оценки. Как вы убедились сами, в каждой субкультуре есть и хорошее и плохое. И мы все должны видеть это, прежде чем принимать решение о вступлении в ту или иную группу.
Давайте продолжим наш диалог.
Как вы считаете:
Как строятся отношения между молодежными субкультурами и «взрослым» обществом?
И все-таки: почему именно молодежь, подчас совсем юные ребята, тянется к образованию каких-то групп?
Как вы оцениваете субкультуры – как явление скорее плохое и опасное или как нечто, приносящее пользу?
Рассмотрим ситуацию: «Мама одной пятнадцатилетней девочки заметила, что ее дочь резко изменила свой внешний облик, перекрасила волосы в черно-розовый цвет, стала водить дружбу с какими-то непонятными людьми (непонятными потому что не понять кто это - мальчик или девочка). Но больше всего мать заволновалась, когда на глаза ей попался забытый дочкин дневник, а там на каждой странице про тоску и слезы, про полное непонимание окружающих, и главное, слово «смерть» написано везде красным цветом и большими буквами. После этого прочтения мама попала в больницу с инфарктом». Как бы вы поступили на месте этой девочке в данной ситуации? Что бы вы сделали, чтобы мама не попадала больше в больницу?
Ситуация №2. Вивьен Вествут – знаменитая британская модельер и дизайнер. Представитель субкультуры «панк – готы». Ей 73 года. Как вы считаете это нормальное явление для такого возраста?
Вы все видели фильм «Мы из будущего». Я сделал нарезку видеосюжетов из этого фильма. Вы сейчас их посмотрите и попробуете объяснить, что произошло с главным героем. Показ видеосюжета из фильма «Мы из будущего». Вывод: у скинхеда менялись взгляды после всех произошедших с ним событий.
Мы с вами обговорили некоторые ситуации.
Вопрос: Какой мы сделаем вывод об услышанном?
Если вам нравится одеваться чересчур экстравагантно, краситься в странные цвета, то задумайтесь, так ли безобидно ваше увлечение. Если вы анимешник или трейсер, то можно только благословить вашу творческую голову, возможно, вы проявите себя в искусстве или спорте. Но есть субкультуры, принадлежность к которым вызывает вполне обоснованную тревогу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мне бы хотелось подчеркнуть, что пребывание внутри какой-либо субкультуры — это временный период в жизни человека. Даже сама субкультура — временное явление. Как только у человека происходит переоценка ценностей, изменения в личной жизни, карьере, и ценности субкультуры перестают быть для него актуальными - то он выходит из нее.
РЕФЛЕКСИЯ
Вам понравился наш классный час?
Узнали ли вы сегодня что-то новое?
Нужна ли вам эта информация?
На сегодняшний момент, задумайтесь, в какую субкультуру вы бы вступили?
И в конце нашего занятия, я хотел бы прочитать одну притчу:
Шёл снег. Зимой это обычное дело. Погода была безветренной, и большие пушистые снежинки неспешно кружили в причудливом танце, медленно приближаясь к земле.
Две снежинки, летевшие рядом, решили затеять разговор. Боясь потерять друг друга, они взялись за руки, и одна из них весело говорит:
— Как хорошо лететь, наслаждаться полётом!
— Мы не летим, мы просто падаем, — грустно отвечала вторая.
— Скоро мы встретимся с землёй и превратимся в белое пушистое покрывало!
— Нет, мы летим навстречу гибели, а на земле нас просто растопчут.
— Мы станем ручьями и устремимся к морю. Мы будем жить вечно! — сказала первая.
— Нет, мы растаем и исчезнем навсегда, — возражала ей вторая.
Они закончили свой разговор и разжали руки. И каждая из них полетела навстречу той судьбе, которую выбрала для себя сама.