Музыкальные молодёжные субкультуры( Альтернативный урок в 7 классе )

«Влияние музыки на молодёжные субкультуры».

Педагог- психолог, учитель музыки МБОУ СОШ № 61
Пономарева Ирина Дмитриевна.
Я уверена, что каждому из нас случалось идти по улице, ехать в метро или смотреть телевизор и видеть людей, которые чем-то не похожи на других. У кого-то на голове ирокез, кто-то весь в металле, а кто-то в черной коже проносится мимо вас на мотоцикле. Чаще всего это и есть неформалы-представители современных субкультур.
Человек неформал - это попытка показать свою индивидуальность, сказать серой массе: «я личность» бросить вызов миру с его бесконечными буднями и выстраиванием всех в один ряд.
У каждой субкультуры свой цвет, свой запах, а на вкус и цвет, как известно, товарищей нет, так что оценивайте людей по их поступкам, смотрите в отдельности на каждого человека, а не как на субкультуру в целом.
Опираясь на свой опыт, могу предположить, что в большей степени такой выбор зависит от окружения.
Музыкальные пристрастия самый распространенный способ объединения людей. Какие-то идеи, их разделение и отрицание, также находящие отклик в музыкальном направлении - сильный фактор сближения.
Так происходи ту многих. Но те, кто опережает своих сверстников в интеллектуальном развитии, мыслят иначе и видят дальше.
Многие родители и наставники пытаются оградить свое чадо от подо6ноговлияния, полагая, что это негативно скажется на их ребенке. Но не следует забывать, что , что тяга подростков к самореализации существовала всегда, просто выражалась иначе, например, хиппи, поклонники групп “Самоцветы” или “Битлз». Даже комсомол кто-то может посчитать прародителем современных идеологических субкультур.
Объединяясь, молодые люди образуют субкультуры. Под субкультурой здесь следует понимать основные социальные ценности, нормы и предпочтения подростков, находящие отражение в социальной позиции и других формах самореализации индивида. Таким образом, любая субкультура является способом выражения индивидуальности молодых людей.
Участие в субкультуре это “игра во взрослую жизнь”, где молодежь конструирует некое подобие жизненных ситуаций и учится поведению в них. При этом стоит учитывать, что субкультуры часто подвергаются влиянию коммерческих структур, которые диктуют им моду и модель потребительского поведения.
Альтернативная музыка
Понятие альтернативной музыки расплывчато и многовариантно. В западной традиции термин “альтернативная музыка” принято применять к одном из направлений гитарного американского рока начала 1990-х гг.
В современной России альтернативной называется любая музыка, не принадлежащая ни к академической школе, ни к авангарду. Прежде всего, это различные импровизационные исполнения или представления. Альтернативная музыка достаточно часто связана с использованием всевозможных мультимедийных средств, компьютерной обработкой звука, в т. ч. с ремиксами, т. е. компьютерными модификациями известных произведений любых стилей. Электронную музыку в целом тоже можно считать альтернативной, хотя и для нее характерны разные направления, в т. ч. достаточно традиционные.
Растаманы
Появление субкультуры “растаманов” в СНГ произошло одновременно с формированием других молодежных субкультур на фоне распада СССР.
Регги (геggае) одна из национальных форм поп-музыки. Корни регги в народной музыке Ямайки (и Латинской Америки вообще), а также в ритм-энд-блюзе (R’n’В). Этот сплав возник в 60-е гг. ХХ в., когда ямайские музыканты попытались по-своему воспроизвести новоорлеанский ритм-энд-блюз, который слышали по радио. Любовь ямайцев к ритм-энд-блюзу не случайна, ведь многие жители “солнечного острова”,
были потомками чернокожих рабов, завезенных на Ямайку в ХV11 в. из Африки.
движение регги это не только музыка, но и определенное мировоззрение. Религией ямайских регги-музыкантов (а позже и белокожих исполнителей регги) стало растафарианство.
Рас Тафари Макконен император Эфиопии, который, согласно предсказанию, должен был принести свободу всем страдающим, помочь им вернуться
в освобожденную Африку, к этническим и духовным “корням” (понятие “гооts” одно из важнейших у растаманов). Их идеалом является всеобщее равенство и братство, однако, достигаться оно (по мнению большинства растаманов) должно не революционным, а духовным путем.
У растаманов есть свои цвета сочетание красного, желтого и зеленого. Их можно безошибочно опознать по, так называемым, дредам (прическа из сплетенных в косички волос), которые, согласно раста-представлениям, являются антеннами в духовный мир, средством общения с богом Джа. С их точки зрения, можно: любить людей, бездельничать, постигать смысл жизни, рассказывать другим о растафари, философствовать, играть на барабанах, носить дреды и слушать реггей. Нельзя: есть свиниу, моллюсков, соль, уксус, рыб без чешуи; пить коровье молоко, ром и вино; курить табак; носить вещи с чужого плеча; есть притоговленную другими пищу; играть в азартные игры; касаться мертвых; проповедовать недостойным.
Растаманами традиционно называют последователей растафарианства.
Металлисты
Это молодёжная субкультура, вдохновлённая музыкой стиле метал, появившаяся в конце 1970-х. \ \ Слово “металлист” -- русское, производная от слова “металл” с добавлением заимствовнного латинского суффикса “-ист”. Изначально оно означало работников слесарной промышленности, “жестянщиков”. Металлист в значении “поклонник тяжёлого металла” вошло в обиход в конце 1980-х.
В английском языке аналогом русского “металлист” является metalhead-- “металлоголовый”, “помешанный на металле”. Металлистов также называют жаргонными словами headbanger-- “головотряс” и mosher-- “толкающийся”, в соответствии поведением фанатов на концертах.
Настоящие увлечённые металлисты, покупая билеты на концерт метал-группы, предпочитают не сидячие места, а танцевальный партер. Во время концерта зрители в танцполе ведут себя крайне эмоционально: танцуют, прыгают, трясут головой толкаются подпевают, громко кричат, показывают “козу”, часто девушек сажают на плечи мужчинам. Музыканты поддерживают такое поведение поклонников: часто вокалист поворачивает микрофон в зал, чтобы зрители спели несколько строк; иногда кого-то из зрителей на короткое время втаскивают на сцену; после окончания концерта музыканты бросают в толпу медиаторы и барабанные палочки. Многие металлисты умеют играть на гитаре или других музыкальных инструментах, некоторые являются участниками любительских метал-групп.
Мировоззрение
В отличие от других субкультур, таких как готы и панки, субкультура металлистов лишена ярко выраженной идеологии и сосредоточена только вокруг музыки. Тем не менее, есть некоторые особенности мировоззрения, которые можно назвать типичными для значительной части металлистов.
Тексты метал-групп пропагандируют независимость, самостоятельность и уверенность в себе, культ “сильной личности». Для многих металлистов субкультура служит средством отчуждения от “серой реальности”, формой молодёжного протеста.
Металлисты и рокеры - это, по сути, одна субкультура. Просто рокеры слушают менее “тяжелую” музыку, и в их внешнем виде меньше металла и кожи. Но в остальном у музыки металла и рока одни корни, так что я посчитала возможным объединить эти две субкультуры.
Хип-хоп культура
Хип-хоп (англ.Hiр -Hор) -- культурное направление, зародившееся в среде рабочего класса в Нью-Йорке. Она достаточно демократична, не теряет прямой связи с “молодежью улицы”, хотя очевидно, что ее идентичность поддерживается извне.
Рэперы
Рэп (англ. гар, гаррiп9) -- ритмичный речитатив, обычно читающийся под музыку с тяжёлым битом. Рэп - один из основных элементов стиля хип-хоп музыки; часто используется как синоним понятия хип-хоп. Однако рэп используется не только в хип-хоп музыке, но и в других жанрах. Среди множества других субкультурных форм, основанных на музыкальных стилях, в России широкий размах получил рэп. Манера исполнения (“чтение”), внешний вид исполнителей, их действия идут в рэпе от уличной жизни подростков в негритянских кварталах Америки. На российской почве этот стиль носит подражательный характер и в последнее время все больше входи г составной частью в субкультуры.
Внешний вид
Эта субкультура достаточно демократична, не теряет связи с “молодежью улицы”. В крупных городах много молодежи в одежде, связанной с рэпом. Хотя фанаты рэпа относятся к “крутым парням в широких штанах”, изображающих из себя рэперов. Такая одежда продается на вещевых рынках - недорога. Но, всё-таки, часть молодежи сознательно ориентирована на хип-хоп культуру. Внешний вид: Широкая, на несколько размеров больше одежда. Чаще спортивная. Вид спорта - баскетбол. Из украшений носят серьги и значки. Волосы короткие.
Рэперы - не только те, кто слушает музыку в стиле рэп”, но и люди, пишущие рэп, проникнутые его идеей. В основной массе рэперы не агрессивны, кроме тех, кто причисляет себя к течению “Гангста”. В принципе рэп культура, как практически все субкультуры, не является ни положительной, ни отрицательной.
Электронная музыка
Электронная музыка это музыка, созданная при помощи электронных
средств, таких как синтезаторы, семплеры (студийные устройства, имеющие
все необходимые функции для записи звука или последующей обработки уже
готовой записанной музыкальной фразы), компьютеры.
В настоящее время термин”электронная музыка”указывает на технологию
ее создания и не устанавливает никаких эстетических, стилистических или
жанровых рамок и ограничёний.
К основным направлениям электронной танцевальной музыки относятся:
Драм-энд-бэй). Этот стиль возник в Великобритании после того, как музыканты стали сочетать бас из регги с элементами хип-хопа.
Начиная с 2000 г. он получил широкое распространение по всему миру. /
Хаус жанр электронной музыки, зародившийся. в начале
1980-х гг. в Чикаго. для него характерно наполнение некоторыми элементами
жанра soul 1970-х гг. и танцевальной музыки стиля диско. Хаус создается путем
смешения ударных басов жанра диско с новым видом”тяжелой”электронной
музыки (басы, биты, различные звуковые эффекты и т. д.).
О происхождении названия точно ничего неизвестно, однако принято считать, что свое название «хаус» этот жанр получил от чикагского клуба «Warehouse».
Транс это стиль электронной танцевальной музыки, который
развился в последнее десятилетие прошлого века. В 1992 г. появилось его название.
Этот стиль был популярен в 19931 994 гг. После пяти лет затишья снова вошел в моду.
Вероятно, этот стиль произошел от слияния стилей техно* и хауса. Транс
получил такое название из-за повторяющегося, плавно изменяющегося баса и
ритмичных мелодий, которые способствуют введению в трансоподобное состояние.
Стиль транс, возможно, является наиболее неоднозначным жанром электронной танцевальной музыки. Из-за огромного разнообразия направлений, выделившихся в рамках данного стиля музыки, достаточно сложно определить общие черты жанра. Однако следует заметить, что музыкальные композиции(трек) в этом стиле обычно характеризуются элементами гипнотического действия и качествами гимна.
Распределение молодежи в различные субкультуры, основанные на музыкальных пристрастиях, непрекращающийся процесс. В 2000-е гг. их палитра
расширилась. Появились и оформились новые направления, вкусовые пристрастия и модные поветрия. Где угодно можно встретить киноманов, алисоманов рейверов, блэкеров, трэшеров, думеров, гранжиров, гопников и т. п. Описанныевыше стилилишь самые популярные среди подростков нашего времени
Неизменным остается одно: “Музыка нас связала...” как пелось в одной из небезызвестной песне группы “Мираж».
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------
* Техно(англ. Тесро)__-этостильэлектронной музыки, зародившийся в середине 198Огг. Он характеризуется искусственностью звука, акцентом механическим
многократным повторением структурных элементов музыкального произведения.


15