Программа математического кружка для 5 класса За страницами учебника математики


Пояснительная записка
Настоящая программа математического кружка для основной общеобразовательной школы 5 класса составлена на основе программы А.В. Фаркова.
Программа математического кружка по математике для учащихся направлена на расширение и углубление знаний по предмету. Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу математики 5 класса. Однако в результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а так же задачи олимпиадного уровня.
Структура программы концентрическая, т.е. одна и та же тема может изучаться как в 5, так и в 6, 7 классах. Это связано с тем, что на разных ступенях обучения дети могут усваивать один и тот же материал, но уже разной степени сложности с учетом приобретенных ранее знаний.
Включенные в программу вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Занятия могут проходить в форме бесед, лекций, экскурсий, игр. Особое внимание уделяется решению задач повышенной сложности.
Цели:
формирование у учащихся устойчивого интереса к математике;
углубление и расширение знаний по математике;
развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся;
воспитание настойчивости, инициативы.
выявление и развитие математических способностей;
овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;
интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности;
подготовка к сознательному усвоению систематического курса алгебра и геометрия.
Задачи математического кружка следующие:
развитие у учащихся логических способностей;
формирование пространственного воображения и графической культуры;
привитие интереса к изучению предмета;
расширение и углубление знаний по предмету;
выявление одаренных детей;
формирование у учащихся таких необходимых для дальнейшей успешной учебы качеств, как упорство в достижении цели, трудолюбие, любознательность, аккуратность, внимательность, чувство ответственности, культура личности.
В основе кружковой работы лежит принцип добровольности. Он организован для всех желающих. Работа в кружке начинается в середине сентября, а заканчивается в начале мая. В течение года кружковые занятия увязаны с другими формами внеклассной работы по математике, в подготовке которых активное участие принимают члены кружка. Занятие длиться 40 минут. Частота занятий – 1 раз в неделю. Программа рассчитана на 34 учебных часа.
Ожидаемые результаты
Учащиеся, посещающие математический кружок, в конце учебного года должны знать/уметь:
находить наиболее рациональные способы решения логических задач;
оценивать логическую правильность рассуждений;
уметь решать сюжетные задачи с конца, задачи на переливания, разрезания и взвешивания;
распознавать плоские геометрические фигуры, уметь применять их свойства при решении различных задач;
уметь составлять занимательные задачи;
применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;
применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики и для участия в математических конкурсах и олимпиадах
Тематическое планирование занятий математического кружка 5 класс
Тема занятия Часы стр. дата Домашнее задание
Текстовые задачи -1 (задачи, решаемые с конца) 1/1 Текстовые задачи -1 (задачи, решаемые с конца) 1/2 Запись цифр и чисел у других народов 1/3 Запись цифр и чисел у других народов 1/4 Решение задач международного конкурса КЕНГУРУ 1/5 Решение задач международного конкурса КЕНГУРУ 1/6 Математические ребусы 1/7 Математическое соревнование (математическая драка) 1/8 Геометрические задачи – 1 (разрезание) 1/9 Геометрические задачи – 1 (разрезания) 1/10 Математические ребусы 1/11 Математические ребусы 1/12 Текстовые задачи – 2 (переливания) 1/13 Текстовые задачи – 2 (переливания) 1/14 Логические задачи 1/15 Математическое соревнование (математическая драка) 1/16 Логические задачи 1/17 Логические задачи 1/18 Текстовые задачи 3 (математические игры, выигрышные ситуации) 1/19 Текстовые задачи 3 (математические игры, выигрышные ситуации) 1/20 Текстовые задачи 4 (задачи на движение) 1/21 Текстовые задачи 4 (задачи на движение) 1/22 Текстовые задачи 4 (задачи на движение) 1/23 Геометрические задачи со спичками 1/24 Геометрические задачи со спичками 1/25 Математическое соревнование (математическая карусель) 1/26 Взвешивания 1/27 Взвешивания 1/28 Упражнения на быстрый счет 1/29 Упражнения на быстрый счет 1/30 Математические ребусы и кроссворды 1/31 Итоговое занятие (устная олимпиада) 1/32 Резерв 1/33,34 Литература
Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы. М.: Айрис-пресс, 2008.
Гаврилова, Т.Д. Занимательная математика. 5-11 классы. (Как сделать уроки математики нескучными). – Волгоград: Учитель, 2006.
Гончарова, Н.Г. Предметные недели в школе. Математика.– Волгоград: Учитель, 2004.
Фарков, А.В. Математические олимпиады. 5-6 классы: учебно-методическое пособие для учителей математики общеобразовательных школ. – М.: Издательство «Экзамен», 2006.